Учебный план с умственной отсталостью 9.1

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Учебный план

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I-IX классы
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Коменской средней общеобразовательной школы
на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Индивидуальный учебный план основного общего образования МАОУ
Коменской СОШ на 2023-2024 учебный год (далее - учебный план), реализующий
АООП (вариант 1), для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 5-9 класса, разработан в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)".
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г.,
17 июля 2015 г., 1 марта, 10 июня 2019 г.).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011
№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного стандарта общего образования»;
Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), реализующий АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает
сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный ИУП
представлены:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно
с учетом:
- особенностей психофизического
развития обучающихся;
- сформированности
у них готовности к школьному обучению и имеющихся
особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально- технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой
предметной области,
имеет
ярко
выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть
базисного
учебного
плана,
формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а
также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть ИУП, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено
коррекционными
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными). Всего на коррекционно-развивающую область отводится
6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной

организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (3 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,
темп и формы образования).
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и
учебному предмету.
Предметная область: Язык и речевая практика.
Предметная область включает три учебных предмета в начальных классах:
Русский язык, чтение (литературное чтение) и Речевая практика и два учебных
предмета в основной школе (Русский язык и Чтение). Русский язык - выделяется по
4 часа в неделю в 3 и 9 классах. Формирование навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском языке
как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико - ориентированных задач. Чтение
(литературное чтение) - выделяется 4 часа в неделю. Осознание значения чтения для
решения социально значимых задач, развития познавательных интересов,
воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий,
чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники
чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Предметная область: Математика.
Предметная область включает предмет «Математика». Выделяется 5 часов и 3
часа в неделю соответственно в 3 классе и в 9 классе. Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту
житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область: Естествознание.
Предметная область включает предмет «Мир природы и человека» в 3 классе
и предметы «Биология» и «География» в 9 классе - на изучение данных предметов
выделяется 1 час и 2 часа в неделю соответственно в 3 и 9 классах. Формирование
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях. «География» - на изучение выделяется по 2 часа в неделю в 9 классе.

Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов.
Расширение географических представлений о родном крае.
Предметная область: Человек и общество
Предметная область включает два предмета: «Основы социальной жизни» 2
часа в неделю, «История Отечества» 2 часа в неделю в 9 классе. Формирование
первоначальных временных исторических представлений. Установление
простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и
общества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических
событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах
народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему
Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Предметная область Физическая культура.
Предметная область включает предмет «Физическая культура». Физическая
культура - выделяется 3 часа в неделю. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и
совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и
других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности
Предметная область: Технологии. Предметная область включает предмет
«Ручной труд» в 3 классе и «Профильный труд» в 9 классе, на которые выделяется
1 час в 3 классе и 8 часов в 9 классе. Овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений
внесены предметы: 3 класс «Математика» 1 час, «Русский язык»-1 час,

Недельный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
Предметные
Классы
Количество часов в Всего
области
неделю
Учебные предметы I1
I
II
III IV
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
речевая
1.2.Чтение
1.3.Речевая
практика
практика
2. Математика
2.1.Математика
3.
3.1. Мир природы и
Естествознание человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительно
е искусство
5. Физическая 5.1.
Физическая
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык
Математика

2
2
3

3
3
2

3
4
2

3
4
2

3
4
2

14
17
11

3
2

3
2

4
1

4
1

4
1

18
7

2
2

2
1

1
1

1
1

1
1

7
6

3

3

3

3

3

15

2
21
-

2
21
-

1
20
1

1
20
2

1
20
3

7
102
7

1

1
1

21

23

22

23

109

6

6

6

6

30

1
1

1
1

Максимально допустимая недельная 21
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая
6
область (коррекционные занятия и
ритмика)
Внеурочная деятельность:
Занимательная грамматика
Умники и умницы

Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

дополнительный первый класс (I1)-IV классы
Предметные
Классы
Количество
часов
в Всего
области
неделю
Учебные предметы I1
I
II
III IV
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
речевая
1.2.Чтение
1.3.Речевая
практика
практика
2. Математика
2.1.Математика
3.
3.1. Мир природы и
Естествознание человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительно
е искусство
5. Физическая 5.1.
Физическая
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык
Математика

66
66
99

66
99
66

102
136
68

102
136
68

102
136
68

438
573
369

99
66

99
66

136
34

136
34

136
34

606
234

66
66

66
33

34
34

34
34

34
34

234
201

99

99

102

102

102

504

66
693
-

66
693
-

34
680
34

34
680
68

34
680
102

234

34

34
34

693

714

748

782

3630

204

204

204

204

1020

Максимально допустимая недельная 693
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая
204
область (коррекционные занятия и
ритмика)
Внеурочная деятельность:
Занимательная грамматика
Умники и умницы

68
34
34

3426

204

Недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
V-IX классы
Предметные Классы
Количество часов в неделю
области
Учебные предметы
V
VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
речевая
1.2.Чтение
практика
(Литературное чтение)
2. Математика 2.1.Математика
2.2. Информатика
3.
3.1.Природоведение
Естествознани 3.2.Биология
е
3.3. География
4. Человек и 4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы
социальной жизни
4.3. История отечества
5. Искусство
5.1. Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6. Физическая 6.1. Физическая
культура
культура
7. Технологии 7.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Математика

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

20
20

4

4

2
1

2
2
2
1

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

17
3
4
6
8
2
8

2

-

2
-

2
-

2
-

6
2

1
3

3

3

3

3

1
15

6
27
2

6
28
2

7
30
2

8
31
2

8
31
2

35
147
10

-

-

2

-

-

2

30

32

31

31

149

6

6

6

6

30

4

4

2

4

20

Максимально допустимая недельная 29
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая область 6
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
4
Разговоры о важном

1

Профминимум

1

Годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): VIX классы
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
V
VI
VII VIII IX Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1. Русский язык
136 136 136 136 136
680
речевая
1.2. Чтение
136 136 136 136 136
680
практика
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1. Математика
136 136 102 102 102
578
2.2. Информатика
34
34
34
102
3.
3.1. Природоведение
68
68
136
Естествознание 3.2. Биология
68
68
68
204
3.3. География
68
68
68
68
272
4. Человек
4.1. Мир истории
68
68
4.2. Основы социальной
жизни
34
34
68
68
68
272
4.3. История отечества
68
68
68
204
5. Искусство
5.1. Изобразительное
68
68
искусство
5.2. Музыка
34
34
6. Физическая 6.1. Физическая культура 102 102 102 102 102
510
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
204 204 238 272 272
1190
Итого
918 952 986 1020 1020 4998
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Математика

68

68

68

68

68

340

-

-

68

-

-

68

Максимально
допустимая
годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:

918

952

1088 1020

1020

5066

204

204

204

204

204

1020

136

136

136

68

136

680


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».