РП Итоговое сочинение 10 класс

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа
по предмету
«Итоговое сочинение»
для 10 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Чиж Татьяна Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории

с. Коменки, 2023

Пояснительная записка
Сочинение на литературную тему как форма итоговой аттестации отражает
современные подходы к постановке целей образования. Данный вид работы встречается в
ЕГЭ по русскому языку, в ЕГЭ по литературе, а также выпускники пишут итоговое
сочинение в качестве допуска к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение на литературную тему
предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как
языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По
словам Д.Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это
повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности
формулировать мысль, аргументы».
В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент,
заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного
материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на
предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к
произведению и его автору и т.д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении
наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной
интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения
может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это
предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы,
глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений,
достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.
В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и
оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень
речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость.
Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных
заданий, почему многие

учащиеся испытывают значительные затруднения при

самостоятельной работе над текстом творческой работы.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом
МО от 05.03.04 №1089) и призвана повторить, систематизировать и углубить материал,
подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа (34 часа) рассчитана на
учащихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением по
литературе.

Особенностью

данного

курса

является

его

ориентированность

на

совершенствование умений в области письменной речи. Данная рабочая программа

отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего
общего образования по литературе, направлена на создание условий для реализации
деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями
государственного стандарта
изучения

данного

и образовательной программы у учащихся в процессе

элективного

курса

совершенствуются

и

развиваются

коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и
навыки. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе,
русскому языку и представляет собой целостный документ, включающий следующие
разделы: пояснительную записку; обязательный минимум содержания образовательной
программы; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно - тематическое
планирование; перечень методического обеспечения программы; формы контроля, нормы
оценки сочинений.
Цель программы:
•

формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по теории и истории литературы;

•

развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику
языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения
анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст);
развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

•

воспитание интереса к художественному слову.

Задачи программы:
o формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности
через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов
русских поэтов 19-20 веков;
o развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого
воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
o формирование потребности в самостоятельном чтении и
интерпретации поэтических текстов;
o развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения
творческому письму;
o развитие умения постигать
содержание художественного произведения на различных уровнях через
языковые средства создания литературных образов, впечатлений,
ассоциаций;

o формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при
анализе поэтического текста;
o развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (минисочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки
поэтического произведения;
o развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.
Программа закладывает основы филологического взгляда на художественный
текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее
эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной
и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к
сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат
чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми
ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия
при анализе поэтического текста.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся.
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; понимать конкретно-историческое и
общечеловеческое значение художественных произведений;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям; знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературно-критические оценки;
- уметь рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из
предложенных тематических направлений; выбирать одну тему; выбирать литературный
материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина
раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; формулировать свою точку
зрения; аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной
темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по
выбору); продумывать композицию сочинения и грамотно оформлять его.
Предполагаемые результаты:

Ученик научится:
•

классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять
своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;

•

анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

•

создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;

•

аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать
собственную позицию;

•

осуществлять речевое оформления собственных работ;

•

уместно употреблять средства художественной выразительности;

•

редактировать собственные сочинения.

Содержание программы
Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определённой стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад
сочинением.
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое,
историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
Редактирование текста сочинения.
Тематические блоки и формулировки тем итогового сочинения.

Формы контроля уровня достижений обучающихся:
•

промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем;

•

итоговый контроль – сочинение – эссе, сочинение – рассуждение в соответствии с
требованиями, предъявляемыми КИмами ЕГЭ и итогового сочинения.

•

Система оценивания промежуточного и итогового контроля подразумевает выставление
отметки «зачет»/ «незачет».

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

урока

Виды деятельности

Кол-во

обучающихся

часов

п/п
1

Требования к сочинению на Конспект лекции,

1

литературную тему. Критерии составление плана и
оценивания

итогового опорной таблицы

сочинения по литературе.

2.

Сочинение как текст. Основные Конспект лекции,
признаки

текста. анализ образца

Сбалансированность

частей сочинения

работы,

1

соответствие

определённой стилистике.

3.

Теоретико-литературные

Работа с

1

понятия и их роль в подготовке приложением к
к

экзаменам

по

литературе. учебнику литературы

Основные литературоведческие
понятия в формулировках тем
сочинений.

4-5

«Основные
литературоведческие
понятия»

Классификация сочинений по Конспект лекции,
проблематике,

тематике

и анализ готовых

жанрам. Своеобразие жанров. итоговых сочинений.
Зависимость

структуры

сочинения от его типа.

2

Дата

6-7

Выбор темы сочинения. Выбор Выбор темы
эпиграфа.

2

Цитирование. сочинения. Выбор

Развёрнутый план работы над эпиграфа.
сочинением.

Цитирование.
Составление
развернутого плана
сочинения

8-9

Структура

сочинения. Практическая работа:

2

Вступительная часть сочинения. работа над
вступлений написанием

Виды
(историческое,
литературное,

историко- черновика сочинения
аналитическое

или

проблемное,

биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое).
Заключительная

часть

сочинения.

10.

Практическая работа

11.

Аргументация. Способы ввода Поиск аргументов,
аргументов в текст сочинения.

Написание сочинения

1
1

Способы ввода
аргументов в текст
сочинения (работа
подруководством
учителя)

12-13

Практическая работа.

Ознакомление с

Сочинение-рассуждение по

требованиями к

проблематике фрагмента

сочинению –

литературного произведения.

рассуждению,

Сочинение-эссе по
литературному произведению.
14.

2

сочинению- эссе

Выражение собственной

Заучивание клише,

позиции. Использование клише

формулировка

1

при написании сочинения.

собственной позиции
в сочинении

15.

Речевое

оформление. Работа со словарем

Обоснованное

1

использование изобразительно-

средств выразительности.

выразительных
средств,написание
сочинения с учетом
требований к
речевому
оформлению

16.

Практическая работа

Редактирование

«Редактирование готовых

готовых сочинений

1

детских сочинений»
17

Тематические блоки сочинений. Ознакомление анализ
Аргументация

по

различным тематических блоков
сочинений, работа по

тематическим блокам.
18-19

Блок «Духовно – нравственные
ориентиры в жизни человека»

20-21

Блок

«Семья,

7

аргументации к
различным
тематическим блокам.

общество,

Отечество в жизни человека»
Блок «Природа и культура в

22-23

жизни человека»

24-26

Работа

над

сочинением

по Работа над

тематическому блоку «Духовно сочинениями по
– нравственные ориентиры в различным
жизни

человека». тематическим блокам

Редактирование и самооценка.
Работа
27-29

над

сочинением

по

тематическому блоку «Семья,
общество, Отечество в жизни

с последующим
редактированием и
самооценкой: подбор
цитат и аргументов
для доказательства

9

человека».

Редактирование

и утверждений, подбор

самооценка.
Работа
30-32

произведений к теме

над

сочинением

по

тематическому блоку «Природа
и культура в жизни человека».
Редактирование и самооценка.

33-34

сочинения,
составление плана
сочинения с тезисами
и цитатами

Контрольное сочинение. Работа Выпускное сочинение
над ошибками.

2

в вопросах и ответах

Основные критерии оценки письменных работ
При проверке письменных работ предполагается использование критериев оценки
сочинений, представленных в КИМах ЕГЭ по литературе, ЕГЭ по русскому языку и
КИМах Итогового сочинения (источник: https://fipi.ru/.)

Методическое обеспечение программы.
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.: Паритет, 2000
Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение»,
М., 2000.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». –
«Дрофа», М., 2002.
7. Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11
классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
8. Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват.
организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. :
Просвещение,2015. — 80 с
9. Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
10. Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11
классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
11. Подготовка и проведение итогового сочинения политературе. Метод. рекомендации
для образоват.организаций. — М.: Просвещение, 2015. — 94 с.

1.
2.
3.
4.
5.

12. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение»,
2015.
Интернет – ресурсы:
1. Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского
языка»http://rus.1september.ru
2.

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://lit.1september.ru/

3.

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

4. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook
5. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»http://slovari.gramota/ru
6. Сайт ФИПИ: https://fipi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».