Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности» для 5-7 классов на 2023-2024 учебный год Составитель: Коновалова Анна Леонидовна, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности высшей квалификационной с. Коменки, 2023 категории 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ по учебным предметам, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира. Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, отражает: • освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной жизнедеятельности; • понимание обучающимися личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового поведения; • понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность; • понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма; • освоение умений использовать различные источники информации и коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; • освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; • освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим; • освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; • освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной защиты. • освоение и понимание учебного предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности» направлено на: • воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; • развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; • формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное общее образование- вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса. Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Культуры безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения. Программа «Культуры безопасности жизнедеятельности» выстроена по концентрическому типу. Цели изучения КБЖ призваны способствовать: повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз; снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства; формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков; обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся. Для достижения этих целей обеспечивается решением задач: формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Программа учебного предмета «Культуры безопасности жизнедеятельности» учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану на изучение предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах выделяется 102 часа (1час в неделю, 34 часа-5 класс, 34 часа-6 класс, 34 часа-7 класс). 2. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних т внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнить правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: овладение умениями формировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса «Культуры безопасности жизнедеятельности» 5 класс МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Человек и его безопасность Опасности в жизни человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Возникновение опасных ситуаций из-за человеческого фактора. Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях. Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности жизни. Краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности. Разновидности чрезвычайных ситуаций. Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера. МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ» Здоровье и факторы, влияющие на него Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье. Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья. Как сохранить здоровье. Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые элементы, требующиеся для развития организма. Личная гигиена. Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день. Предупреждение вредных привычек. Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приёму наркотических и токсикоманических веществ. Основные правила здорового образа жизни. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» Безопасное поведение на дорогах и в транспорте Правила поведения для пешеходов. Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные переходы (регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам. Правила поведения для пассажиров. Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые необходимо выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена. Если вы водитель велосипеда. Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому состоянию велосипеда. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» Безопасность вашего жилища Среда обитания человека. Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог, переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы). Службы, которые всегда приходят на помощь. Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Основные правила безопасности на улице. Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе. Безопасность дома. Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена жилища. Безопасность в подъезде и на игровой площадке. Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо соблюдать, чтобы не подвергнуться нападению. Основные правила безопасного поведения на игровой площадке. Как вести себя при пожаре. Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать пожара. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» Безопасность в криминогенных ситуациях Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома, которые необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой злоумышленников. Советы на всю жизнь. Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать криминальных угроз. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству Что такое экстремизм. Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность. Терроризм — крайняя форма экстремизма. Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности. Ложные сообщения о терактах. Формы проявления терроризма. Ответственность несовершеннолетних за участие в террористической деятельности. Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Безопасность в информационной среде Что такое информационная среда. Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные источники информации. Безопасное использование информационных ресурсов. Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и опасностей. Безопасность в Интернете МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололёд и гололедица. Безопасное поведение на водоёмах. Правила поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах летом. Стихийные бедствия и связанные с ними опасности. Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правила поведения во время стихийных бедствий. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия человека. Химические производства и связанные с ними опасности. Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно-химически опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе химического заражения. Индивидуальные средства защиты. Ядерные объекты и их опасности. Радиационно-опасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения в условиях радиационной обстановки. Гидротехнические сооружения и их опасности. Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» Первая помощь и правила её оказания Основные правила оказания первой помощи. Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи. Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воз- действующего на кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов. Первая помощь при отравлениях. Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными веществами и бытовой химией. Первая помощь при травмах. Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах. Первая помощь при чрезвычайных ситуациях. Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций. 6 класс Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее. Понятия «опасные ситуации» и «экстремальные ситуации». Причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристском походе. Опасная ситуация может стать экстремальной. Необходимость объективной оценки опасной ситуации. Возможность предотвратить перерастание опасной ситуации в экстремальную. Подготовленность человека при автономном существовании в природе: психологическая, физическая, материальная. Природа и человек. Подготовка к активному отдыху на природе. Потенциально опасные факторы: природные, техногенные, социальные. Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией и действия по их преодолению. Переутомление. Уныние. Страх. Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм действий в экстремальной ситуации. Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного многодетного отдыха. НАЗ (носимый аварийный запас). Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных природных условиях. Правила успешной акклиматизации. Выживание человека в условиях автономного существования в природной среде. Правила поведения в условиях автономного существования в природной среде. Ориентирование на местности. Способы подачи сигналов бедствий. Правила поведения при аварии транспортного средства. Устройство временных укрытий. Выбор места. Виды временных укрытий. Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. Разжигание костра. Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок, и рюкзака из подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и сбережение за обувью и одеждой. Добывание пищи. Растительная и животная пища. Добывание питьевой воды. Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки. Правила передвижения в горах, по заболоченной местности. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях. Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи. Аптечка. Природные лекарственные средства. Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, мозолях, ссадинах, порезах и ожогах. Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления. Оказание первой помощи при укусах и отравлениях. Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией. Правила поведения, позволяющие избежать теплого, солнечного ударов, обморожения, поражения молнией, и оказания помощи. Практические занятия. Переноска пострадавшего без носилок. Вязание узлов. Проектная деятельность. Проектные задания. 1. Смоделировать опасную ситуацию в дикой природе и пути её преодоления. 2. Разработать туристический маршрут. 3. Разработать модели временных укрытий для разных климатических условий. 4. Составить атлас съедобных и лекарственных растений вашего края с рекомендациями по применению. 5. Подготовить командные соревнования по ориентированию. 7класс Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека. Введение. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. Введение. Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». -Чрезвычайная ситуация. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС. Система мер защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). -Чрезвычайная ситуация природного характера. Классификация опасных природных явлений: геофизические (землетрясение, извержения вулканов магнитные бури), геологические (обвалы, оползни, сели, карстовые провалы и т.д.), метеорологические (бури, ураганы, смерчи, шквалы, крупный град, засухи, метели, пыльные бури и т.д.), морские гидрологические явления (цунами, обледенение судов, интенсивный дрейф льдов и т.д.), природные пожары (лесные, торфяные и др.). -Наводнения и причины их возникновения. Историческая справка о наводнениях различного масштаба на территории России. Анализ территории и площадей, оказывающихся в зоне затопления или подтопления. Понятия «наводнение», «половодье», «паводок», «затор», «зажор», «ветровой нагон». Наводнения при прорывах плотин. Классификация наводнений: по повторяемости, по размерам и по наносимому ущербу, а также по площади затопления, продолжительности затопления, скорости подъема уровня воды. Оценка наводнений по максимальному уровню подъёму воды. Анализ характера наводнений в конкретном районе нашей страны (место проживания учащихся). -Поражающие факторы наводнений и их последствия. Понятия «затопление», «подтопление», «первичные поражающие факторы», «вторичные поражающие факторы». Размеры последствий наводнений. - Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы наводнений (краткосрочные и долгосрочные, локальные и территориальные). Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при наводнении, первая необходимая помощь. Практическая работа. 1. Анализ характера наводнений в конкретном районе нашей страны (место проживания учащихся за последние 10(20) лет. 2. Выработать алгоритм последовательности действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации. 3. Используя дополнительную литературу, найти правила оказания первой помощи при утоплении. Письменно составить порядок действий при оказании помощи пострадавшему. Обсудить на занятиях с учителем и одноклассниками. - Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Основные понятия и классификация этих метеорологических явлений. Понятия «ветер», «направление ветра», «сила ветра», «шкала Бофорта», «ураган», «смерч», «торнадо», «буря». Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. Погода и климат. Циклон и антициклон. Районы России и мира, где наиболее часты опасные метеорологические явления. Названия ураганов. -Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при ураганах, смерчах и бурях, первая необходимая помощь. Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время урагана, бури, смерча, пыльной бури, метели. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы опасных метеорологических явлений. Правила поведения при поступлении сообщения о приближении опасного метеорологического явления. Практическая работа. 1. Пользуясь шкалой Бофорта, определить скорость и силу ветра в баллах в течение недели и ежедневно (утром и вечером) в Богдановичском районе. Объяснить причины изменения (или отсутствие изменений) направления и силы ветра в течение дня и недели в нашем населенном пункте. 2. Найдите в художественной литературе пример опасного метеорологического явления. Дайте ему характеристику. -Землетрясения и причины их возникновения. Понятия «землетрясение», «очаг землетрясения», «гипоцентр», «эпицентр». Типы землетрясений (тектонические, внутриплитовые, вулканические). Сейсмограф. Основные характеристики землетрясений. Магнитуда. Шкала землетрясений (Рихтера, Меркалли). Характеристика проявлений землетрясения. Сейсмические области мира и территории Российской Федерации. -Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при землетрясениях, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству. -Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы землетрясений. Правила поведения при поступлении сообщения о возможном землетрясении. Практическая работа. 1. Оказание первой помощи пострадавшим при землетрясении. Вместе с учителем отработать действия при оказании первой помощи: а) правила наложения шины на голеностопный сустав; наложение фиксирующей повязки в случае перелома плечевой кости и костей предплечья; б) правила наложения кровоостанавливающего жгута. 2. Правила оказания первой помощи при сдавливании. Теоретическое задание. -Цунами и причины их возникновения. Понятия «цунами», «подводные землетрясения», «вулканические извержения». Оценка силы цунами. Наиболее крупные цунами в ХХ-ХХI вв. -Поражающие факторы и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при цунами, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека. - Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы цунами. Правила поведения при поступлении сообщения о возможном цунами. Практическая работа. На контурной карте мира выделите: 1) районы, где возможны цунами, в том числе и для территории России; 2) страны, находящиеся в потенциально опасной зоне, указав среднюю численность населения этих стран. Оцените возможный ущерб при максимально сильном цунами. -Обвалы, оползни и сели и причины их возникновения. Понятия «обвал», «оползень», «сель», «грязекамненный сель», «сейсмосели», «лахары», «селевой бассейн». Характеристики обвалов по мощности, по масштабу. Условия возникновения опасных геологических явлений. -Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при проявлении опасных геологических явлений, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека. -Мероприятия по защите от опасных геологических явлений и их последствия. Действия населения при угрозе и во время оползней, обвалов и селей. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы оползней, обвалов и селей. Правила поведения при поступлении сообщения о возможном проявлении геологических явлений. Практическая работа. 1. На контурной карте России выделить: 1) районы, где возможны сели, оползни и обвалы; 2) оцените степень опасности для населенных пунктов и хозяйства человека. 2. Составить правила поведения туриста в горных районах, где возможны оползни, обвалы и сели. Дать рекомендации для туристов о наиболее безопасном времени года. -Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Понятия «природный пожар», «лесной пожар», «низовой пожар», «верховой пожар», «торфяной подземный пожар», «огневой шторм». Характеристики пожаров. Классификация лесных и торфяных пожаров. Пожароопасный сезон. -Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при лесных и торфяных пожарах, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека. -Мероприятия по защите от лесных и торфяных пожаров. Действия населения при угрозе и во время пожаров. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Правила поведения при обнаружении очагов возгорания в лесу и на территории распространения торфяников. Правила поведения при лесном и торфяном пожарах. Методы борьбы с пожарами. Косвенные методы тушения пожара. Противопожарная профилактика. Практическая работа. 1.Используя дополнительные источники информации, данные статистики, дать оценку причин и распространения лесных и торфяных пожаров на территории России за последние 5 (10) лет. Общие рекомендации по поведению при опасным явлениям природы. Подведение итогов. Систематизация и анализ полученных знаний и навыков по разделу курса «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий». - Сигналы оповещения и порядок действий. - Номера телефонов вызова дежурных служб помощи, единый номер вызова экстренной оперативной службы «112». -Правила поведения при эвакуации. Правила поведения при наиболее распространенных опасных природных явлений. Снежная буря, метель. Лёд на водоемах. Оказание помощи оказавшемуся в полынье. Гололедица. Гроза. Практическая работа. 1. Разработать общие правила поведения при угрозе опасного природного явления. Рассмотреть случаи: человек находится дома, на природе, в школе (на работе). 2. Составить памятку жителям вашей местности на случай возникновения наиболее характерных опасных природных явлений. Опасные и экстремальные безопасность человека. ситуации социального характера и Терроризм и безопасность человека. Обнаружение подозрительного предмета. Диверсия. Похищение. Захват транспортных средств. Уголовные преступления. Паника. Паника в толпе. Психология толпы. Правила поведения в криминогенных ситуациях. Дорожное движение и безопасность человека. Дорога и ее элементы. Дорога. Проезжая часть. Обочина. Разделительная полоса. Одностороннее и двустороннее движение. Перекресток. Тротуар. Пешеходный переход. Регулировщик. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие. Транспорт (транспортные средства). Знаки дорожного движения. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предупреждающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Рекомендации поведения пешехода на дороге зимой и в темное время суток. Пассажир. Движение во дворе и жилых зонах. Оказание первой помощи. Понятие «рана». Типы ран. Причины, вызывающие появление раны. Первоначальная обработка раны. Правила наложения бинтовых повязок. Первая помощь при переломах конечностей. Шина. Правила наложения шины. Тепловые и солнечные удары. Первая помощь. Правила поведения, позволяющие избежать теплового и солнечного удара. Обморожение. Правила поведения, позволяющие избежать обморожения. Практическая работа. 1. Отработать навыки наложения бинтовых повязок: на условно раненный палец, плечо, голень. Наложение косыночной повязки. 2. Отработать навыки наложения шины на конечность. Основы здорового образа жизни. Человек и его здоровье. Понятие «здоровье». Здоровый образ жизни. Рациональное и нерациональное питание. Витамины и их роль в организме человека. Режим дня. Физическая нагрузка. Понятие «усталость». Факторы, разрушающие здоровье. Понятие «привычка». Вредные привычки. Практическая работа. Используя значения энергетической и пищевой ценности продуктов кафе быстрого питания, составьте оптимальное по калорийности и соотношению углеводов меню для подростка, занимающегося какие-либо видом спорта, и подростка, ведущего малоподвижный образ жизни. Проектная деятельность. Проектные задания. 1. Исследуйте опасные природные явления, имеющие место в вашем родном крае. 2. Разработайте модель организации защиты населения от чрезвычайных природных ситуаций в вашем районе. 3. Разработайте ваш план поведения в чрезвычайной ситуации природного характера. 4. Подготовьте текст оповещения населения о чрезвычайной ситуации от имени штаба ГО. 5. Разработайте методику оценки возможного ущерба на примере одного жизненно важного объекта (возможно вашего жилища). 6. Разработайте комплекс мер по восстановлению экосистемы после ЧС природного характера. 7. Подготовьте проект статьи о последствиях ЧС вашем районе для размещения в средствах массовой информации. 8. Рассмотрите возможность организации в школе общественного движения «Юный спасатель». 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п 1 Тема раздела (модуля), урока Количество часов КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Человек и его безопасность 3 ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ 2 Здоровье и факторы, влияющие на него 5 БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ Безопасное поведение на дороге и в 3 транспорте БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ 4 Безопасность вашего жилища 6 БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ 5 Безопасность в криминогенных ситуациях 2 ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ 6 Экстремизм и терроризм-угрозы личности, 3 обществу и государству БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОСТРАНСТВЕ 7 Безопасность в информационной среде 2 БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ 8 Безопасность в различных погодных 3 условиях и при стихийных бедствиях БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХГОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 9 Производственные аварии и их опасность 3 для жизни, здоровья и благополучия человека ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ 10 Первая помощь и правила её оказания 4 Итого: 34 3 6 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Итого: Тема раздела, урока Количество часов Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Безопасность человека в опасных экстремальных природных условиях. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее. Выживание человека в условиях автономного существования в природной среде. Основы медицинских знаний. Практические занятия. 5 15 11 3 34 7 КЛАСС № п/п Тема раздела, урока Количество часов Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека 1 Опасные и чрезвычайные ситуации 20 природного характера и защита населения от их последствий. 2 Опасные и экстремальные ситуации 2 социального характера и безопасность человека. 3 Дорожное движение и безопасность 3 человека. 4 Основы здорового образа жизни. Оказание 5 первой помощи. 5 Практические занятия. 4 Итого: 34 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № урока Тема раздела(модуля), урока Человек и его безопасность 1 Опасности в жизни человека 2 Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях 3 Разновидности чрезвычайных ситуаций 4 Здоровье и факторы, влияющие на него Что такое здоровье и здоровый образ жизни 5 Как сохранить здоровье 6 Личная гигиена 7 Предупреждение вредных привычек 8 Основные правила здорового образа жизни Безопасное поведение на дорогах и в транспорте 9 Правила поведения для пешеходов 10 Правила поведения для пассажиров 11 Если вы водитель велосипеда Безопасность вашего жилища 12 Среда обитания человека 13 Службы, которые всегда приходят на помощь 14 Основные правила безопасности на улице 15 Безопасность дома 16 Безопасность в подъезде и на игровой площадке 17 Как вести себя при пожаре Безопасность в криминогенных ситуациях 18 Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной 19 Советы на всю жизнь Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству 20 Что такое экстремизм 21 Терроризм — крайняя форма экстремизма 22 Правила безопасного поведения при угрозе или совершении Безопасность в информационной среде 23 Что такое информационная среда 24 Безопасное использование информационных ресурсов Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях 25 Как погодные условия могут влиять на безопасность человека. 26 Безопасное поведение на водоёмах при различных погодных условиях 27 Стихийные бедствия и их опасности Производственные аварии и их опасности для жизни, здоровья и благополучия человека 28 Химические производства и связанные с ними опасности. 29 Ядерные объекты и их опасности. 30 Гидротехнические сооружения и их опасности Первая помощь и правила её оказания 31 Основные правила оказания первой помощи 32 Первая помощь и взаимопомощь при ожоге. Первая помощь при 33 Первая помощь при травмах. 34 Первая помощь при чрезвычайных ситуациях 6 класс № урока Тема раздела, урока Безопасность условиях человека в опасных экстремальных природных Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее 1 Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? 2 Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией Выживание человека в условиях автономного существования в природной среде 3 4 5 6 7 Влияние климата на человека Общие правила успешной акклиматизации Если ты отстал от группы Если ты заблудился в лесу Авария транспортного средства в лесу Способы подачи сигналов бедствия Ориентирование по компасу Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам Ориентирование по местным признакам Как находить дорогу к жилью Устройство временных укрытий Добывание огня, разведение костра Обеспечение бытовых потребностей Обеспечение водой 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Организация питания 19 Личная гигиена, уход за одеждой и обувью 20 Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению Основы медицинских знаний 21-22 Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему Аптечка. Природные лекарственные средства Потертости и мозоли. Ссадины и порезы Закрытые травмы Опасные животные Отравления Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации Тепловые и солнечные удары. Обморожения Заболевания глаз. Удаление инородного предметов из глаза, уха, носа 31 Переноска пострадавшего Практические занятия 32 Переноска пострадавшего без носилок 33-34 Вязание узлов 7 класс 23 24 25 26 27 28 29 30 № урока Тема раздела, урока Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий 1 Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2 Наводнения и причины их возникновения. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Поражающие факторы наводнений и их последствий. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Землетрясения и причины их возникновения. Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения. Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия. 14 Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения. 15 Поражающие факторы геологических явлений и их последствия. 16 Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения при угрозе и во время возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления. 17 Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. 18 Поражающие 13 факторы лесных торфяных пожаров и их Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров. 20 Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы. Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека 19 21 22 23 24 25 Основы безопасного поведения в толпе. Паника. Терроризм и безопасность человека. Дорожное движение и безопасность человека Дорога и её элементы. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие. Движение во дворах и жилых зонах. Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи 26 27 28 29 30 31-34 Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары. Обморожение. Человек и его здоровье. Факторы, разрушающие здоровье. Практические занятия Наложение бинтовых повязок, жгута Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе Дата № перенесенного п/п урока Тема урока Форма коррекции Причина коррекции