РП Математическая грамостность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с
учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и
предметных планируемых образовательных результатов. Программа
рассчитана на
проведение занятий 1 раз в неделю, система оценивания «зачет»/ «незачет». Реализация
программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность
и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg .resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv
.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media
.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17
сборников) издательства «Просвещение».
Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять
роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Целью программы:
является развитие математической грамотности учащихся 5, 8 классов как индикатора
качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Основные задачи программы:

расширить
представление
учащихся о
практической
значимости
математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области
гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода
прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как
к области знаний;


сформировать представление о математике, как о части
общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для
общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными
математическими знаниями и способами выполнения математических
преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить
возможность погружения в различные виды деятельности взрослого
человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой;

развивать логическое мышление, творческие способности
обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинноследственные связи, навыки конструктивного решения практических
задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и
практической деятельности с реальными объектами;

умение выполнять основные арифметические действия;


находить и извлекать нужную информацию из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях;

анализировать и обобщать (интегрировать) информацию в разном
контексте;

овладеть универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое;

развитие умений применять изученные понятия, результаты,
методы для решения практических задач.
Место в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО и учебным
планом МАОУ Коменская СОШ (обязательная часть) в 5 и 8 классах на изучение
предмета «Математическая грамотность» отведено по 1 часу.
Всего 68 часов: 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа в год.

Планируемые результаты изучения предмета
Изучение курса в основной школы дает возможность обучающимся
достичь следующих результатов:
В личностном направлении:
 объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
В метапредметном и предметные направлении:
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично
значимой ситуации.
Учащийся научится:
 использовать графическое представление множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов;

2

оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
 выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
 составлять числовые выражения при решении практических задач и задач
из других учебных предметов;
 понимать смысл записи числа в стандартном виде;
 оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа»;
 составлять и решать линейные уравнения при решении задач,
возникающих в других учебных предметах;
 использовать
графики реальных процессов и зависимостей для
определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки
возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и
т.п.);
 использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач
из других учебных предметов;
 оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
 иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных
событий;
 сравнивать основные статистические характеристики, полученные в
процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
 оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных
ситуациях;
 выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче
величин (делать прикидку);
 использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания;
 использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в
реальной жизни;
 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в
простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в
повседневной жизни;
 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной
жизни;
 распознавать движение объектов в окружающем мире;
 распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
 использовать векторы для решения простейших задач на определение
скорости относительного движения.
Учащийся получит возможность:
 строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
 использовать множества, операции с множествами, их графическое
представление для описания реальных процессов и явлений;
 применять
правила приближенных вычислений при решении
практических задач и решении задач других учебных предметов;


3

выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических
задач, в том числе приближенных вычислений;
 составлять и оценивать числовые выражения при решении практических
задач и задач из других учебных предметов;
 записывать и округлять числовые значения реальных величин с
использованием разных систем измерения;
 выполнять преобразования и действия с числами, записанными в
стандартном виде;
 выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач
других учебных предметов;
 составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним
сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач
других учебных предметов;
 выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении
линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств
при решении задач других учебных предметов;
 выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для
составления математической модели заданной реальной ситуации или
прикладной задачи;
 уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства
или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной
задачи;
 иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс
по их характеристикам;
 использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач
из других учебных предметов;
 выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче
ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались),
конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при
решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
 решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных
ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
 решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета;
 извлекать,
интерпретировать
и
преобразовывать
информацию,
представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и
характеристики реальных процессов и явлений;
 определять статистические характеристики выборок по таблицам,
диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения
задачи;
 оценивать вероятность реальных событий и явлений;
 использовать свойства геометрических фигур для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин;


4

использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной
жизни;
 проводить вычисления на местности;
 применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в
окружающей действительности;
 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной
жизни;
 оценивать размеры реальных объектов окружающего мира;
 применять свойства движений и применять подобие для построений и
вычислений;
 использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике,
географии и другим учебным предметам.


Формы организации учебного процесса.
Основная форма обучения - классно-урочная.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными
заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть
самыми разными: письменные исследования, решение различных задач,
практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий
разного вида.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов
знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники
тестирования.
Урок-самостоятельная
работа. Предлагаются разные виды
самостоятельных работ.
При проведении занятий используются следующие технологии:
1. Современное традиционное обучение (беседы, практикумы,
самостоятельные работы)
2. Компьютерная технология
3. Технология проблемного обучения
4. Технология исследовательского обучения
5. Технология игрового обучения
6. Тестовые технологии
Общая характеристика учебного предмета
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в
конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в
обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и
стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

5

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь
общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями,
необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является
PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная
грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для
полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в
своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся
в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году
необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира
по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность
знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для
повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства
выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач,
но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной
деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию
страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной
грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000
и 2003 гг. странами участницами мониторингов PISA показали, что результаты
оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным
индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во

6

взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы
в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.

7

Содержание учебного предмета
Введение – 1 час
Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа
Понятия информации.
Формы представления информации: таблица, диаграмма, схема.
Подача информации в определенной в форме и работа с ней.
Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни. – 5 часов
Вычисление расстояний.
Формулы для вычисления расстояний на местности.
Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические
методы решения – 4 часа
Квадратные уравнения.
Методы решения квадратных уравнений.
Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное
расположение, равенство. – 4 часа
Теорема Пифагора.
Соотношения
между
сторонами
треугольника,
относительное
расположение, равенство.
Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными
в различных процессах. – 4 часа
Линейная зависимость между переменными.
Квадратичная зависимость между переменными.
Статистическая зависимость между переменными.
Тема 6. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
– 4 часа
Трехмерные изображения.
Построение трехмерных фигур.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов
наступления того или иного события. – 4 часа
Теория вероятности.
Способы определения ошибок измерений.
Тема 8. Решение типичных математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования. – 3 часа
Этапы моделирования решения типичных математических задач.
Проведение рубежной аттестации – 1 час

8

№

Тема

1.

Путешес
твия и
отдых.

Кол- Основное
Основные виды Формы
во содержание
деятельности
проведения
часо
занятий
в
«Математика в повседневной жизни» (24 ч)
3

Действия с
величинами
(вычисления,
переход от одних
единиц к другим,
нахождение доли
величины).
Действия с
многозначными
числами.
Числовая
последовательност
ь (составление,
продолжение).
Интерпретация
результатов
вычислений,
данных
диаграммы.
Решение
текстовой задачи,
составленной на
основе ситуации.

Извлекать
анализировать,
интерпретировать
информацию (из
текста, таблицы,
диаграммы),
Распознавать
математические
объекты, (числа,
величины,
фигуры),
Описывать ход и
результаты
действий,
Предлагать и
обсуждать
способы решения,
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат,
Устанавливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными, Читать,
представлять,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины,
фигуры),
Применять
правила, свойства
(вычислений,

Беседа,
групповая
работа,
индивидуал
ьная работа

Образовательные
ресурсы, включая
электронные
(цифровые)
«Петергоф»:
открытый банк
заданий
2019/2020 (http://
skiv.instrao.ru)

нахождения
результата),
Применять
приемы проверки
результата,
Интерпретироват
ь ответ, данные,
Выдвигать и
обосновывать
гипотезу,
Формулировать
обобщения и
выводы,
Распознавать
истинные и
ложные
высказывания об
объектах,
Строить
высказывания,
Приводить
примеры и
контрпримеры,
Выявлять
сходства и
различия объектов,
Измерять объекты,
Моделировать
ситуацию
математически.
Планировать ход
решения задачи в 23 действия.

10

2

3.

Развле
чения
и
хобби.

2

Работа с
информацией
(выбор данных).
Решение
текстовой задачи.
Метод перебора
вариантов.
Действия с
величинами
(вычисление,
переход от одних
единиц к другим,
нахождение доли).
Прикидка
результата
выполнения
действий с
величинами.
Многозначные
числа, действия с
натуральными
числами.
Сравнение долей
числа..

Беседа,
групповая
работа,
индивидуал
ьная работа

«Аккумулятор
радиотелефона»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.
instrao.ru)

Здоровье.

3

Действия с
натуральными
числами. Действия
с числовой
последовательност
ью (составление,
продолжение).
Метод перебора
возможных
вариантов.
Соотношения
между
величинами,
размеры объекта.
Единицы

Беседа,
групповая
работа,
индивидуал
ьная работа

«Кросс»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.
instrao.ru)
«Земляника»:
открытый банк
заданий 2021
(http://skiv.instra
o. ru)
«Спортивный
праздник» — в
Приложении

11

времени.
Зависимости
между
величинами,
прямо
пропорциональна
я зависимость
величин при
решении задачи.

4

Домашне
е
хозяйств
о

17

Размеры
реального
объекта,
единицы длины.
Площадь,
сравнение
площадей
данных фигур.
Перевод единиц
длины и
площади.
Зависимости
между
величинами.
Деление с
остатком,
округление
результата по
смыслу
ситуации. Доля
числа.
Измерения и
объем

Беседа,
групповая
работа,
индивидуал
ьная работа

12

«Выкладывание
плитки»:
открытый банк
заданий
2019/2020
(http://
skiv.instrao.ru)

прямоугольного
параллелепипед
а, сравнение
объемов, переход
от одних
единиц объема к
другим.
Представление
данных: чтение и
интерпретация
данных
диаграммы.
«Школа финансовых решений» (9ч)
5

6

Собирае
мся за
покупка
ми: что
важно
знать

2

Финансы. Значение
финансовой
грамотности.
Деньги. Виды
денег. Наличные и
безналичные
деньги.
Запланированная
покупка.
Незапланированна
я покупка.
Финансовая
выгода.
Финансовый риск.
Финансовое
планирование.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач
Беседа/
Дискуссия/
Проект/
Игра

Комплекс
«Способы
оплаты» (2021,
5 класс)
Комплекс
«Наличные и
безналичные
деньги» (2020,
5 класс)
(http://skiv.instra
o. ru/bankzadaniy/
finansovayagramotnost)

Делае
м
покуп
ки:
как
правильн
о

2

Покупки. Виды
покупок. Товар.
Планирование
покупки товара.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач
Беседа/
Практическа

Портал РЭШ
(https://fg.resh.ed
u. ru)
Комплекс
«Интересный
журнал» (2022,
5 класс)

13

выбирать
товары

Применять
финансовые
знания.

я работа/
Работа в
парах/ Игра

(http://skiv.
instrao.ru)

Решение
ситуативных
и
проблемных
задач
Беседа/
Практическа
я работа/
Работа в
группах/
Игра
Решение
ситуативных
и
проблемных
задач
Беседа/
деловая игра

Комплекс
«Поездка в
зоопарк» (2021, 5
класс) (http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansova
ya- gramotnost)

Решение
ситуативны
хи
проблемных
задач
Беседа/ играсоревновани
е

http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost
Комплекс «Новые
джинсы» (2019,
5 класс)
Комплекс
«Велопрокат»
(2022, 5 класс)
«Экскурсия»:
электронный

7.

Приобре
таем
услуги:
знаем,
умеем,
практик
уем

1

Услуга.
Планирование
покупки услуги.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.

8

Самое
главное о
правилах
поведени
и
грамотно
го
покупате
ля

2

Финансовое
планирование.
Экономия денег.
Акции на товары и
услуги. Скидка на
покупку. Правила
поведения
грамотного
покупателя.

«Деньги
– не
щепки,
счетом
крепки»
«Велопр
окат».

2

Финансовая
грамотность:
Финансы.
Финансовая
выгода.
Финансовый риск.
Финансовое
планирование
Математическая
грамотность:
Зависимости «цена

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Финансовая
грамотность:
Выявлять и
анализировать
финансовую
Информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания

14

Комплекс
«Прогулка по
магазину» (2020,
5 класс) (http://
skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/finansova
ya- gramotnost)

– количествостоимость»,
«скорость-времярас- стояние».
Измерение и
единицы длины,
времени,
стоимости,
скорости.

образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

Математическая
грамотность:
Читать текст,
разбирать
инструкцию и
обсуждать
ситуации
Выявлять
информацию в
финансовом
контексте.
Выявлять
зависимости,
вычислять
стоимость.
Графи- чески
представлять
алгоритм.
Планировать
порядок
выполнения
действий,
составлять
арифметическое
выражение.
Выполнять
вычисления с
натуральными
числами,
сравнивать
результаты.
Конкретизироват
ь тариф,
выбирать
выгодный тариф.

15

Учебно-тематическое планирование 8 класс
№

1
2
3

4
5

6
7
8
9

10

Тема

Количество
часов

Введение – 1 час
Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа
Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной
жизни. – 5 часов
Квадратные
уравнения,
аналитические
и
неаналитические методы решения – 4 часа
Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника, относительное расположение, равенство.
– 4 часа
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.– 4 часа
Интерпретация трёхмерных изображений, построение
фигур. – 4 часа
Определение ошибки измерения, определение шансов
наступления того или иного события. – 4 часа
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования. – 3
часа
Проведение рубежной аттестации – 1 час
Итого

16

Из них
Практические
работы

1
4

ПР1

5

ПР2

4

ПР3

4

ПР4

4

ПР5

4

ПР6

4

ПР7

Контрольные
работы

3

1
34

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

Дата

Кол-во

проведен

часов

ия
1.«Математика в повседневной жизни» (25ч)
1

Путешествия и отдых. (Задания: «Летний лагерь», «Поход»)

1

2

Путешествия и отдых. (Задания: «Петергоф»)

1

3

Путешествия и отдых

1

4

Транспорт (Задания: «Велосипедист»)

1

5

Транспорт (Задачи "Круиз на теплоходе", "Морские лодки")

1

6

Здоровье (Задания: «Кросс»,«Земляника»)

1

7

Здоровье (Задания: «Спортивный праздник»)

1

8

Здоровье

1

9

Домашнее хозяйство (Задания:

1

«Маляры», «Аквариумисты»,)
10

Домашнее хозяйство (Задания: «Выкладывание плитки»)

1

11

Домашнее хозяйство

1

12

Задачи на интерпретацию информации, представленной в

1

виде схем, графиков, таблиц, диаграмм
13

Задача "Парусники"

1

14

Задачи "Самые высокие сооружения в России", "Самые

1

высокие небоскрёбы в мире"

17

15

Задачи с использованием простейших геометрических

1

понятий и соотношений. Задача "Садовник"
16

Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление

1

площади фигуры на клетчатой бумаге
17

Задачи на вычисление периметра и площади. Вычисление

1

площади фигуры на клетчатой бумаге
18

Задачи "Площадка для бадминтона", "Пруд"

1

19

Задача - учебная ситуация "Сколько деревьев нужно посадить,

1

чтобы изучать математику?"
20

Задачи на конструирование

1

21

Задача "Маша и развертка куба"

1

22

Задачи на движение

1

23

Задачи на проценты

1

24

Блиц-турнир "Проценты"

1

25

Ситуационная задача "Покраска пола"

1

2. «Школа финансовых решений»(9ч)
26

Собираемся за покупками: что важно знать(Задания: «Доходы

1

семьи», «Экономия карманных денег»)
27

Собираемся за покупками: что важно знать

1

28

Делаем покупки: как правильно выбирать товары (Задания:

1

«Прогулка по магазину», «Поездка в зоопарк»)
29

Делаем покупки: как правильно выбирать товары

1

18

30

Финансы. Финансовая выгода.

1

Финансовый риск. (Задания: «Новые джинсы»)
31

Финансовая среда (Задания: «Штраф, Пицца с большой

1

скидкой»)
32

Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя

1

33

«Деньги – не щепки, счетом крепки»

1

34

Итоговая диагностическая работа

1

ИТОГО:

34

1

Цели изучения
курса
математической
грамотности.

1

Тип/форма
урока

Кол-во
часов

Тема урока

Факт

Дата
урока

План

№ урока

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Математическая грамотность» 8 класс.

Беседа.
Вводный
инструктаж

Планируемые результаты
Освоение
предметных знаний
Введение – 1 часа.
Актуализация
изученного
материала по теме

19

УУД

 находит
и
извлекает
математическую информацию в
различном контексте;
 применяет
математические
знания
для
решения разного рода проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические

Виды и
формы
контроля

Сведения о
домашнем
задании

Введение

2

3

4

5

6

результаты
в
контексте
национальной или глобальной
ситуации.
Тема 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем – 4 часа
Работа с
1
Изучение
Формирование
Вопросы и
 находит
и
извлекает Текущий
информацией,
нового
знаний по работе с математическую информацию в контроль:
задания в
представленной в
материала,
информацией,
индивидуа тетради по
различном контексте;
форме таблиц
комбинированн представленной в
льный
теме
 применяет
ый урок
форме таблиц
опрос,
урока.
математические
знания
для
фронтальн
решения разного рода проблем;
ый опрос
 формулирует
Работа с
1
Изучение
Формирование
Вопросы и
математическую проблему на Текущий
информацией,
нового
умений по работе с основе анализа ситуации;
контроль:
задания в
представленной в
материала,
информацией,
индивидуа
тетради по
 интерпретирует
и
форме столбчатой
комбинированн представленной в оценивает
льный
теме
математические
или круговой
ый урок
форме столбчатой данные в контексте лично опрос,
урока.
диаграммы
или
круговой значимой ситуации;
фронтальн
диаграммы
 интерпретирует
и ый опрос
Работа с
1
Изучение
Формирование
Вопросы и
оценивает
математические Текущий
информацией,
нового
умений по работе с результаты
контроль:
задания в
в
контексте
представленной в
материала,
информацией,
национальной или глобальной индивидуа тетради по
форме схем
комбинированн представленной в ситуации.
льный
теме
ый урок
форме схем
опрос,
урока.
фронтальн
ый опрос
Практическая
1
Изучение
Формирование
Текущий
Вопросы и
работа №1. Работа
нового
умений применять
контроль:
задания в
с информацией,
материала,
знания в работе над
практическ тетради по
представленной в
комбинированн информацией
ая работа
теме
форме таблиц,
ый урок
урока.
диаграмм
столбчатой или
круговой, схем
Тема 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. – 5 часов
Измерение
1
Изучение
Формирование
Текущий
Вопросы и
расстояния на
нового
знаний
об
контроль:
задания в
местности.
материала,
тетради по

20

комбинированн
ый урок

7

Вычисление
расстояний на
местности в
стандартных
ситуациях.

1

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

8

Решение задач на
вычисление
расстояний на
местности в
стандартных
ситуациях.

1

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

9

Применение
формул
вычисления
расстояния в
повседневной
жизни.

1

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

10

Практическая
работа №2.
Вычисление
расстояний на
местности в
стандартных
ситуациях и
применение
формул в

1

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

 находит
и
извлекает
математическую информацию в
различном контексте;
 применяет
математические
знания
для
Формирование
решения разного рода проблем;
знаний
о
 формулирует
вычислении
математическую проблему на
расстояний
на основе анализа ситуации;
местности
в
 интерпретирует
и
стандартных
оценивает
математические
ситуациях
данные в контексте лично
Формирование
значимой ситуации;
умений
решать интерпретирует и оценивает
задачи
н
а математические результаты в
вычисление
контексте национальной или
расстояний
на глобальной ситуации.
местности
в
стандартных
ситуациях
Формирование
умений применять
формулы
при
вычислении
расстояния
измерении
расстояния

Формирование
умений вычислять
расстояний
на
местности
в
стандартных
ситуациях
и
применение формул
в
повседневной
жизни

21

индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос

теме
урока.

Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
практическ
ая работа

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

повседневной
жизни.
Тема 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения – 4 часа
11
Квадратные
1
Изучение
Формирования
Вопросы и
 находит
и
извлекает Текущий
уравнения
нового
знаний
о математическую информацию в контроль:
задания в
материала,
квадратных
индивидуа тетради по
различном контексте;
комбинированн уравнениях
льный
теме
 применяет
ый урок
опрос,
урока.
математические
знания
для
фронтальн
решения разного рода проблем;
ый опрос
 формулирует
12
Аналитический
1
Изучение
Формирования
Вопросы и
математическую проблему на Текущий
методы решения
нового
знаний
об основе анализа ситуации;
контроль:
задания в
квадратного
материала,
аналитических
индивидуа
тетради по
 интерпретирует
и
уравнения
комбинированн методах
решения оценивает
льный
теме
математические
ый урок
квадратного
опрос,
урока.
данные в контексте лично
уравнения
фронтальн
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает ый опрос
13
Неаналитический
1
Изучение
Формирования
Вопросы и
математические результаты в Текущий
методы решения
нового
знаний
о контексте национальной или контроль:
задания в
квадратного
материала,
неаналитических
индивидуа
тетради по
глобальной ситуации.
уравнения
комбинированн методах
решения
льный
теме
ый урок
квадратного
опрос,
урока.
уравнения
фронтальн
ый опрос
14
Практическая
1
Изучение
Формирование
Текущий
Вопросы и
работа №3.
нового
умений применять
контроль:
задания в
Квадратные
материала,
аналитические
и
практическ тетради по
уравнения,
комбинированн неаналитические
ая работа
теме
аналитические и
ый урок
методы
решения
урока.
неаналитические
при
решении
методы решения
квадратных
уравнений
Тема 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника, относительное
расположение, равенство. – 4 часа
15
Алгебраические
Изучение
Формирования
Текущий
Вопросы и
связи между
нового
знаний
об
контроль:
задания в
элементами фигур
материала,
алгебраической
тетради по

22

комбинированн
ый урок

 находит
и
извлекает
математическую информацию в
различном контексте;
 применяет
математические
знания
для
Формирования
решения разного рода проблем;
знаний о теореме
 формулирует
Пифагора
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
Формирования
значимой ситуации;
знаний
о интерпретирует и оценивает
расположение
математические результаты в
сторон
контексте национальной или
треугольника
глобальной ситуации.
связи
между
элементами фигур

индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
практическ
ая работа

16

Теорема Пифагора

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

17

Соотношения
между сторонами
треугольника,
относительное
расположение,
равенство

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

18

Практическая
Изучение
Формирования
работа №4.
нового
умений
об
Алгебраические
материала,
алгебраической
связи между
комбинированн связи
между
элементами фигур:
ый урок
элементами фигур:
теорема Пифагора,
теорема Пифагора,
соотношения
соотношения между
между сторонами
сторонами
треугольника,
треугольника,
относительное
относительное
расположение,
расположение,
равенство
равенство
Тема 5. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.– 4 часа
Линейная
1
Изучение
Формирования
 находит
и
извлекает Текущий
зависимость между
нового
знаний о линейной математическую информацию в контроль:
переменными
материала,
зависимости
индивидуа
различном контексте;
комбинированн
льный
ый урок
опрос,

19

23

теме
урока.

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

20

21

22

23

24

Квадратичная
зависимость между
переменными

1

Статистическая
зависимость между
переменными

1

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

Формирования
знаний
квадратичной
зависимости

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

Формирования
знаний
статистической
зависимости

о

о

 применяет
математические
знания
для
решения разного рода проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
результаты
в
контексте
национальной или глобальной
ситуации.

Практическая
1
Изучение
Формирования
работа №5.
нового
умений применять
Математическое
материала,
математическую
описание
комбинированн зависимость между
зависимости
ый урок
переменными
в
между
различных
переменными в
процессах
различных
процессах
Тема 6. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. – 4 часа
Трёхмерные
1
Изучение
Формирования
 находит
и
извлекает
изображения
нового
знаний
о математическую информацию в
материала,
трехмерных
различном контексте;
комбинированн изображениях
 применяет
ый урок
математические
знания
для
решения разного рода проблем;
 формулирует
Построение
1
Изучение
Формирования
математическую проблему на
трехмерных фигур
нового
знаний
о основе анализа ситуации;
материала,
построении
трехмерных фигур

24

фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
практическ
ая работа

Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по

комбинированн
ый урок
25

26

27

28

29

Интерпретация
трёхмерных
изображений,
построение фигур

Изучение
нового
материала,
комбинированн
ый урок

Формирования
знаний
об
интерпретации
трёхмерных
изображений,
построение фигур

 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.

опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
индивидуа
льный
опрос,
фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
практическ
ая работа

Практическая
Изучение
Формирования
работа №6.
нового
умений
Интерпретация
материала,
интерпретировать
трёхмерных
комбинированн трёхмерные
изображений,
ый урок
изображения
и
построение фигур
строить фигуры
Тема 7. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. – 4 часа
Теория
1
Изучение
Формирования
 находит
и
извлекает Текущий
вероятности
нового
знаний о теории
математическую информацию в контроль:
материала,
вероятности
индивидуа
различном контексте;
комбинированн
льный
 применяет
ый урок
математические
знания
для опрос,
фронтальн
решения разного рода проблем;
ый опрос
 формулирует
Определение
1
Изучение
Формирования
математическую проблему на Текущий
ошибки измерения
нового
знаний об
контроль:
основе анализа ситуации;
материала,
определении
 интерпретирует
и индивидуа
комбинированн ошибки измерения
оценивает
математические льный
ый урок
данные в контексте лично опрос,
фронтальн
значимой ситуации;
ый опрос
интерпретирует и оценивает
Теория
1
Изучение
Формирования
Текущий
математические результаты в
вероятности
нового
знаний о формулах контексте национальной или
контроль:
формулы и
материала,
и способах решения глобальной ситуации.
индивидуа
примеры решения
комбинированн задач на теорию
льный
задач
ый урок
вероятности
опрос,

25

теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

30

31

32

33

34

фронтальн
ый опрос
Текущий
контроль:
практическ
ая работа

Практическая
1
Изучение
Формирования
работа №7.
нового
умений определять
Определение
материала,
ошибки измерения
ошибки измерения,
комбинированн и шансы
определение
ый урок
наступления того
шансов
или иного события
наступления того
или иного события
Тема 8. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. – 4 часа
Этапы
1
Изучение
Формирования
 находит
и
извлекает Текущий
моделирования
нового
знаний об этапах
математическую информацию в контроль:
материала,
моделирования
индивидуа
различном контексте;
комбинированн
льный
 применяет
ый урок
математические
знания
для опрос,
фронтальн
решения разного рода проблем;
ый опрос
 формулирует
Решение типичных
1
Изучение
Формирования
математическую проблему на Текущий
математических
нового
знаний о решение
контроль:
основе анализа ситуации;
задач, требующих
материала,
типичных
 интерпретирует
и индивидуа
прохождения этапа
комбинированн математических
оценивает
математические льный
моделирования
ый урок
задач, требующих
данные в контексте лично опрос,
прохождения этапа
фронтальн
значимой ситуации;
моделирования
ый опрос
интерпретирует и оценивает
Решение типичных
1
Изучение
Формирования
Текущий
математические результаты в
математических
нового
умений решать
контроль:
контексте национальной или
задач, требующих
материала,
типичные
индивидуа
глобальной ситуации.
прохождения этапа
комбинированн математически
льный
моделирования
ый урок
задачи, требующие
опрос,
прохождения этапа
фронтальн
моделирования
ый опрос
Проведение рубежной аттестации – 1 час
Проведение зачета
1
Урок
Обобщение и
 находит
и
извлекает Итоговый
развивающего
систематизация
математическую информацию в контроль:
контроля
знаний учащихся по различном контексте;
устный
курсу
опрос

26

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.
Вопросы и
задания в
тетради по
теме
урока.

 применяет
математические
знания
для
решения разного рода проблем;
 формулирует
математическую проблему на
основе анализа ситуации;
 интерпретирует
и
оценивает
математические
данные в контексте лично
значимой ситуации;
интерпретирует и оценивает
математические результаты в
контексте национальной или
глобальной ситуации.

27

Учебно-методический комплекс
Учебник: Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий.
Учебное пособие. Ковалева Галина Сергеевна, Краснянская Клара Алексеевна
Интернет-ресурсы
1.
В методической системе обучения предусмотрено использование
цифровых образовательных ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР
(http://school-collection.edu.ru) и из
коллекции на сайте ФЦИОР
(http://fcior.edu.ru).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».