РП Основы обществознания 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы обществознания»
для обучающихся 9 класса

Богданович 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы обществознания» для 9 класса разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования МАОУ Коменской СОШ с учётом программ, включённых в её
структуру, и соответствует календарному учебному графику и расписанию уроков МАОУ
Коменской СОШ на 2023-2024 учебный год.
Программа включает в себя два блока: «Основы экономики» и «Правовая
грамотность». Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса « Основы обществознания».
Личностные результаты
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах
и
сообществах,
включая
взрослые
и
социальные
сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем вобщественной и государственной жизни;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной
справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных
ситуаций.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
- умении
объяснять
правовые
явления
и
процессы
социальной
действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные
способыдеятельности и модели поведения в них;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1)
использование элементов причинно-следственного анализа;
2)
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
5)
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6)
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7)
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности
с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм;
8)
определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
- развитие экономического мышления: освоение основных понятий экономики,
воспитание ответственности за экономические решения; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической
жизни;
- овладение умением оценивать экономические события: использование различных
источников информации, анализ и систематизация данных;
- воспитание уважения к предпринимательской деятельности: овладение знаниями и
навыками, необходимыми для будущей работы в качестве наемного работника и
самостоятельного предпринимателя;
- решение экономических проблем: применение полученных знаний в решении
текущих экономических проблем на примере конкретных домохозяйств, фирм и государств;
изучение и предложение путей решения проблем экономики России;

- ориентация в выборе будущей профессии: развитие потребности в получении и
поддержании экономических знаний, выбор путей дальнейшего образования.
развитие гражданского образования, экономического образа мышления;
потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических
дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям
общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в
качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
- относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем
знание ключевых правовых понятий;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы
и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности.
Содержание программы
«Основы экономики»
Раздел 1. Введение в экономику (1 ч)
Тема 1. Главные вопросы экономики (1 ч)
Экономика как система хозяйственной жизни общества. Даровые (свободные) и
экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства
экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины
возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды.
Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.
Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды
ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление
относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при
использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни
общества.
Раздел 2. Экономические системы (3 ч)
Тема 2. Типы экономических систем (1ч)

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.
Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной
экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей.
Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.
Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной
экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных
механизмов в смешанной экономической системе.
Тема 3. Силы, которые управляют рынком (1 ч)
Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и
ее значение для продавцов.
Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в
мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема 4. Как работает рынок (1 ч)
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о
равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного
равновесия.
Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и
незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между
собственным и заемным капиталом.
Раздел 3. Финансы. Финансовые институты (2 ч)
Тема 5. Мир денег (1 ч)
Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег.
Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.
Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров.
Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма
страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме
наличных денег.
Тема 6. Банковская система (1 ч)
Причины возникновения банков. Основные виды услуг, оказываемых банками.
Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности
деятельности банков. Основные виды банков.
Принципы
кредитования.
Виды
банковских
депозитов.
Закономерности
формирования процента за кредит.
Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги.
Раздел 4. Роль экономики в жизни человека (3 ч)
Тема 7. Человек на рынке труда (1 часа)
Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда
как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса
на рынке труда.
Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой
продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы
как равновесная цена труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда (1 ч)
Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда.
Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике.
Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура
системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ
стимулирования производительности труда.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы (1 ч)
Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня
безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России.
Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы
сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.
Раздел 5. Фирмы (3 ч)

Тема 10. Что такое фирма и как она действует на рынке (1 ч)
Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по
российскому законодательству.
Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между
бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли
владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные
затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации
рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении
монополизации рынков.
Предприниматель и создание успешного бизнеса
Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые
фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг.
Тема 11. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его
последствия (1 ч)
Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем.
Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране.
Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития
страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.
Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для
обеспечения экономического развития страны. Страхование.
Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства
доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования
дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности.
Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы
программ поддержки беднейших групп общества.
Тема 12. Экономические задачи государства (1 ч)
Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы,
участвующие в регулировании экономической жизни страны. Понятие о слабостях
(провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей
рынка. Понятие об общественных благах.
Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и
промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его
величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое
макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может
поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он
влияет на жизнь граждан.
Тема 13. Государственные финансы (1 ч)
Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их
влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды
налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды
доходов и расходов федерального бюджета России.
Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге.
Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы
государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на
благосостояние граждан страны.
Раздел 6. Экономический рост. Международная торговля. Экономика России в XX –
XXI вв. (3 ч)
Тема 14. Экономический рост (1 ч)
Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность
экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для
экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и
его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.
Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии

между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые
конфликты между бедными и богатыми странами.
Тема 15. Организация международной торговли (1 ч)
Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об
импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического
преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой
торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни
благосостояния торгующих стран.
Причины сохранения многовалютности ее значение для возникновения валютного
рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы
формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России.
Экономические последствия изменений валютных курсов.
Тема 16. Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв. (1 ч)
Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в
России в сопоставлении с другими странами.
Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое
либерализация экономики и как она осуществлялась в России.
Итоговое обобщение (1 ч)
«Правовая грамотность»
Раздел I. ПРАВО И ЭКОНОМИКА
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 2 час
Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского
правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского
правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные
и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений.
Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты
гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских
правоотношений.
Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки
юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц.
Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право.
Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок
исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы
зашиты гражданских прав.
Раздел 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 3час
Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право
владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника.
Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей
собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и
юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная,
муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления.
Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права
собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из
чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения,
признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя.
Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.
Раздел 3. СДЕЛКИ, ДОГОВОРЫ 2час
Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная,
нотариальная). Виды сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор.

Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки
(отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы
договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия,
предусмотренные сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и
бессрочные, реальные и консенсуальные, односторонне обязывающие и взаимные).
Особые виды договоров (публичный, предварительный, присоединения, в пользу третьего
лица). Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по
договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная
выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества,
банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).
Раздел 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 4 часа
Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место
открытия наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й
очереди. Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от
наследства.
Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма
жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных
товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок.
Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров.
Приватизация жилья.
Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие.
Страховщик, страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования.
Виды страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное,
обязательное).
Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России.
Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление
расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и
привлечение вкладов, покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки.
Пластиковые карточки.
Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная
бумага. Обыкновенные и привилегированные акции.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на
безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в
области защиты прав потребителей).
Раздел 5. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 2 час
Налоги. Понятие бюджета. Понятие налога. Налоговая система. Налоговое право.
Налоги прямые и косвенные. Налоговые органы.
Права и обязанности налогоплательщиков. Понятие налогоплательщиков.
Права налогоплательщиков. Обязанности налогоплательщиков. Налоговые
правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.
Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2 часа
Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права
и обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок
оформления на работу. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности
человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон,
по инициативе одной из сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не
являющегося стороной трудового договора).
Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому
законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы,
предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени,
времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с
обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.

Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1 час
Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по
правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека.
Всеобщая декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение
индивидуальных жалоб в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам
человека, в Европейском Суде по правам человека.
Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы».
Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за
нарушение норм международного гуманитарного права.
Подготовка и защита проектов. (1 час)
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8

Блок/Раздел
«Основы экономики»
Раздел 1. Введение в экономику
Раздел 2. Экономические системы
Раздел 3. Финансы. Финансовые институты
Раздел 4. Роль экономики в жизни человека
Раздел 5. Фирмы
Повторение
«Правовая грамотность»
Раздел 1. Общая характеристика гражданских
правоотношений
Раздел 2. Право собственности
Раздел 3. Сделки, договора
Раздел 4. Отдельные виды гражданских правоотношений
Раздел 5. Налоговые правоотношения
Раздел 6. Правовое регулирование трудовых отношений
Раздел 7. Международная защита прав человека
Подготовка и защита проектов
Итого:

Кол-во часов
1
3
2
3
7
1
2
3
2
4
2
2
1
1
34

Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия
«Основы экономики»

Количество часов
17

1

Главные вопросы экономики

1

2

Типы экономических систем

1

3

Силы, которые управляют рынком

1

4

Как работает рынок

1

5

Мир денег

1

6

Банковская система

1

7

Человек на рынке труда

1

8

Социальные проблемы рынка труда

1

9

Экономические проблемы безработицы

1

10

Что такое фирма и как она действует на рынке

1

11

1

12

Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и
его последствия.
Экономические задачи государства

13

Государственные финансы

1

14

Экономический рост

1

15

Организация международной торговли

1

16

Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв.

1

17

Итоговое повторение

1

«Правовая грамотность»

1

17

18

Общая характеристика гражданских правоотношений

1

19
20
21
22
23
24

Осуществление и защита гражданских прав.
Что такое собственность
Виды собственности
Практическое занятие "Право собственности"
Что такое сделка
Виды гражданско- правовых договоров

1
1
1
1
1
1

25
26
27
28

Наследование
Жилищные правоотношения
Страхование Отношения с банками
Права акционеров и потребителей

1
1
1
1

29
30
31
32
33

Налоги
Права и обязанности налогоплательщиков.
Трудовой договор
Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.
Международная защита прав человека

1
1
1
1
1

34

Подготовка и защита проектов

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».