Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» Для 3,4 классов (4 года обучения) на 2023-2024 учебный год Составили: Абышева Татьяна Федоровна, учитель начальных классов Русанюк Людмила Анатольевна, учитель начальных классов 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности “Занимательная грамматика” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Программа рассчитана на 4 года. В 1классе – 33 часа, в 2-4 классах по 34 часа. 3 класс Тема Сказочное царство слов. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . Тема Путешествие в страну слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово» Тема Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка. Тема В гостях у слов родственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Тема Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Тема Экскурсия в прошлое. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Тема Новые слова в русском языке. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». Тема Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Тема Синонимы в русском языке. Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Тема Слова- антонимы .Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором словантонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Тема Слова- омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Тема Крылатые слова. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Тема В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Тема В стране Сочинителей. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Тема Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Тема Праздник творчества и игры. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Тема Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Тема Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер - терка ). Тема Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. Тема Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Тема Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Тема КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. 4 класс Фонетика и орфоэпия. Тема Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Тема Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Тема Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. Тема Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Тема Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Тема «Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Тема Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология Тема Имена вещей. Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. Тема О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Тема В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами, словамиомонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов». Тема Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Тема Многозначность слова. Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Тема «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Тема Об одном и том же- разными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Тема Как возникают названия. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Тема Слова – антиподы. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Тема Фразеологические обороты. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Тема Словари «чужих» слов. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Тема Капитан и капуста. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Тема «Он весь свободы торжество». Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. Тема Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Тема Слова, придуманные писателями. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Тема Слова уходящие и слова – новички. Изучение особенностей устаревших словархаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Тема Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. Тема Смуглая Чернавка. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Тема Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Тема Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Тема Какой словарь поможет избежать ошибок? Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Тема Словарь-грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Тема Научная этимология. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Работа с этимологическим словарем. Тема Какие бывают имена? Знакомство с наукой «ономастика»,с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Тема Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Тема Отчество и фамилия. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. Тема Надо ли останавливаться перед зеброй? Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие«метафорическая номинация». 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности 3-4-й классы Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 3. Тематическое планирование 3 класс «Занимательное словообразование» № п/п 1 Наименование разделов и тем Сказочное царство слов . 1 2-3 Путешествие в страну Слов. 2 4-5 Чудесные превращения слов. 2 6 -7 В гостях у слов- родственников. 2 8- 9 Добрые слова. 2 10 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. 1 1112 13 Новые слова в русском языке. 2 Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. 1 Слова- антонимы. 1 17 Слова- омонимы. 1 18 Крылатые слова. 1 1920 21-22 В королевстве ошибок. 2 В стране Сочинителей. 2 23-24 Искусство красноречия. 2 25 Праздник творчества и игры. 1 2627 28- Трудные слова. Анаграммы и метаграммы. 1415 16 Кол-во часов Форма занятия Беседа, игра ЭОР/ЦОР https://nsportal.ru/ Беседа, викторина Беседа , рисунок Беседа , проект Беседа, игра https://interneturok.ru/ http://kid-mama.ru/ https://ped-kopilka.ru/ Беседа, викторина Экскурсия Беседа , рисунок Беседа , проект Беседа, игра https://nsportal.ru/ http://kid-mama.ru/ Беседа, викторина Беседа , рисунок Беседа , проект Беседа, игра https://kladraz.ru/ http://kid-mama.ru/ https://nsportal.ru/ https://урок.рф/ http://kid-mama.ru/ https://kladraz.ru/ 2 Беседа, викторина Беседа , рисунок Беседа , проект Беседа, игра 2 Беседа, https://ped-kopilka.ru/ 2 https://урок.рф/ https://kladraz.ru/ https://www.prodlenk a https://ped-kopilka.ru/ https://урок.рф/ https://interneturok.ru/ https://ped-kopilka.ru/ https://znanio.ru https://interneturok.ru/ 29 3031 32 викторина Беседа , игры https://урок.рф/ Шарады и логогрифы. 2 Откуда пришли наши имена. 1 Беседа , проект https://kladraz.ru/ http://kid-mama.ru/ 33 Занимательное слообразование. 1 https://interneturok.ru/ 34 КВН по русскому языку. 1 Беседа , рисунок Беседа , квн https://ped-kopilka.ru/ Итого 34 часа 4 класс «Занимательная лингвистика» № п/п 1 Наименование Кол-во Форма разделов и тем часов занятия Фонетика и орфоэпия (7 часов) Что такое орфоэпия? 1 Беседа, игра 3 Что такое фонография звукозапись? Звуки не буквы! 4 Звучащая строка. 1 5 6 Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 1 7 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 2 или 1 1 ЭОР/ЦОР http://kid-mama.ru/ Беседа, викторина Беседа , рисунок Беседа , проект https://znanio.ru Беседа, игра Беседа, викторина Беседа , рисунок http://kid-mama.ru/ https://znanio.ru https://znanio.ru https://урок.рф/ https://interneturok.r u/ Лексикология (27 часов) 8 Имена вещей. 1 Беседа, игра https://урок.рф/ 9 О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 Беседа, викторина https://kladraz.ru/ http://kid-mama.ru/ 10 В царстве смыслов много дорог. 1 Беседа , рисунок https://interneturok.r u/ 11 Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. 1 Беседа , проект https://znanio.ru 1 Беседа, игра https://znanio.ru 1 Беседа, викторина https://урок.рф/ 1 15 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же - разными словами. Как возникают названия. 1 Беседа , рисунок Беседа , проект https://kladraz.ru/ http://kid-mama.ru/ https://nsportal.ru/ 16 Слова – антиподы. 1 Беседа, игра https://interneturok.r 12 13 14 u/ 17 Фразеологические обороты. 1 Беседа, викторина https://pedkopilka.ru/ 18 Словари «чужих» слов. 1 https://урок.рф/ 19 Капитан и капуста. 1 Беседа , рисунок Беседа, игра 20 «Он весь свободы торжество». 1 Беседа, викторина https://kladraz.ru/ http://kid-mama.ru/ 21 Мы говорим его стихами. 1 Беседа , рисунок https://interneturok.r u/ 22 1 Беседа , проект https://znanio.ru 1 Беседа, игра https://znanio.ru 24 Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. 1 https://урок.рф/ 25 Смуглая Чернавка. 1 26 Паронимы, «ошибкоопасные слова». 27 28 23 https://урок.рф/ или 1 Беседа, викторина Беседа , рисунок Беседа , проект Ошибка Колумба. друзья переводчика». «Ложные 1 Беседа, игра https://pedkopilka.ru/ поможет 1 29 Какой словарь избежать ошибок? Словарь- грамотей. https://урок.рф/ http://kid-mama.ru/ https://nsportal.ru/ 30 Научная этимология. 1 Беседа, викторина Беседа, викторина Беседа , рисунок 31 Какие бывают имена? 1 Беседа , проект https://pedkopilka.ru/ 32 Древнерусские имена. 1 Беседа, игра 33 Отчество и фамилия. 1 Беседа, викторина https://урок.рф/ http://kid-mama.ru/ https://pedkopilka.ru/ 34 Надо ли останавливаться перед 1 Беседа , зеброй? рисунок Итого 34 часа 1 https://nsportal.ru/ https://interneturok.r u/ https://interneturok.r u/ https://урок.рф/ http://kid-mama.ru/