Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир информатики» для 2-4 классов на 2023-2024 учебный год Учитель: Новожилова Ольга Григорьевна, первой квалификационной категории 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Цель обучения: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, с использованием компьютера. Задачи: - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; - дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией. Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером. Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании. Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.). В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия" Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах. Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики: • преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражении, таблицы в текст или схему и т. д.); • описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения; • создание текстовой, математической и графической модели объекта окружающего мира; • создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе; • сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.); • обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте; осуществление коммуникативного процесса по скайпу; • поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»: - готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции; личностные качества. Метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД: познавательных; регулятивных; коммуникативных; - овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) Предметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса: • наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией; • соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »; • устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора; • понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.); • выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей; • решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов; • самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения; • овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); • получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »; • получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении; • приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности. 3. Тематическое планирование №п/п Тема урока 2 класс Кол-во часов Форма занятия ЭОР/ЦОР http://schoolcollecti.on.edu.ru http://schoolcollecti.on.edu.ru http://schoolcollecti.on.edu.ru Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер 1 § 1. Человек и информация 1 Беседа 2 § 2. Какая бывает информация 1 Диалог 3 § 3. Источники информации 1 Игра 4 § 4. Приемники информации 5-6 § 5. Компьютер и его части 7-8 Повторение, работа со словарем и тестирование 1 Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru 2 Диалог http://schoolcollecti.on.edu.ru 2 Игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Круглый стол http://schoolcollecti.on.edu.ru 2 Игра http://schoolcollecti.on.edu.ru Глава 2. Кодирование информации 9 § 6. Носители информации 10-11 § 7. Кодирование информации 12 § 8. Письменные источники информации 1 Лекция http://schoolcollecti.on.edu.ru § 9. Языки людей и языки программирования Работа со словарем (как повторение) 1 Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru 13 14-15 16 Резерв 2 1 Игра – http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru Урок – игра http://schoolcollecti.on.edu.ru Глава 3. Информация и данные 17 § 10. Текстовые данные 18 §11. Графические данные 19 § 12. Числовая информация 20 § 13. Десятичное кодирование 21 § 14. Двоичное кодирование 22 § 15. Числовые данные 23 Повторение, работа со словарем 1 Круглый стол http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Лекция http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Игра – http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru 1 Лекция http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Урок – игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Круглый стол http://schoolcollecti.on.edu.ru Глава 4. Документ и способы его создания 24 § 16. Документ и его создание 25 § 17. Электронный документ и файл 1 Игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 26 § 18. Поиск документа 1 Лекция http://schoolcollecti.on.edu.ru 27 § 19. Создание текстового документа 1 28 § 20. Создание графического документа 1 29 § 20. Создание графического документа 1 30-31 § 20. Создание графического документа 2 32 Повторение, работа со словарем 33-34 Резерв 1 2 Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru Игра – http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru Урок – игра http://schoolcollecti.on.edu.ru Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru Игра – http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru Урок – игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 34 часа 3 класс (1 час в неделю) №п/п Тема урока Кол-во часов Форма занятия ЭОР/ЦОР 1 Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru Глава 1. Информация, человек и компьютер I § 1. Человек и информация § 2. Источники и приемники информации 1 Диалог 2 http://schoolcollecti.on.edu.ru .3 § 3. Носители информации 1 Игра http://metodist.lit 4 § 4. Компьютер 1 Беседа http://metodist.lit 5-6 Работа со словарем, контрольная, тестирование 2 Диалог http://schoolcollecti.on.edu.ru Глава 2. Действия с информацией 7 § 5. Получение информации 1 Игра http://metodist.lit 8 § 6. Представление информации 1 http://metodist.lit 9 § 7. Кодирование информации 1 Круглый стол Игра 10 § 8. Кодирование и шифрование данных 1 Лекция http://schoolcollecti.on.edu.ru 11 § 9. Хранение информации 1 Беседа http://metodist.lit 2 Игра – путешествие http://schoolcollecti.on.edu.ru http://metodist.lit 12-13 § 10. Обработка информации 14-15 Работа со словарем 2 Лекция http://metodist.lit 16 Резерв 1 Урок – игра http://metodist.lit Глава 3. Мир объектов 17-18 §11. Объект, его имя и свойства 2 Лекция http://metodist.lit 18-19 § 12. Функции объекта 2 Беседа http://metodist.lit 1 20 § 13. Отношения между объектами Игра – путешествие http://schoolcollecti.on.edu.ru 21 § 14. Характеристика объекта 1 Урок – игра http://metodist.lit 22 § 15. Документ и данные об объекте 1 Беседа http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Игра – путешествие http://schoolcollecti.on.edu.ru 1 Урок – игра http://metodist.lit 1 Игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 23 . Повторение, работа со словарем 24 Резерв Глава 4. Компьютер, системы и сети 25 § 16. Компьютер — это система 26 § 17. Системные программы и операционная система 1 Лекция http://schoolcollecti.on.edu.ru § 17. Системные программы и операционная система 1 Беседа 27 http://schoolcollecti.on.edu.ru § 18. Файловая система 1 28 Игра – путешествие http://schoolcollecti.on.edu.ru 29 § 18. Файловая система 1 Урок – игра http://metodist.lit 30-31 § 19. Компьютерные сети 2 Беседа http://metodist.lit 32 § 20. Информационные системы 1 Игра – путешествие http://schoolcollecti.on.edu.ru 2 Круглый стол игра http://schoolcollecti.on.edu.ru 33-34 Резерв 34 часа 4 класс (1 час в неделю) №п/п Тема урока Кол-во часов Форма занятия ЭОР/ЦОР 1 Лекция http://metodist.lit Глава 1. Повторение » 1 § 1. Человек в мире информации 2 § 2- Действия с данными 1 Беседа http://metodist.lit 3 § 3. Объект и его свойства 11 http://metodist.lit 4 § 4. Отношения между объектами 1 Игра – путешествие Урок – игра 5 § 5. Компьютер как система Повторение, компьютерный практикум Работа со словарем 1 Беседа http://metodist.lit 1 http://metodist.lit 1 Игра – путешествие Урок – игра http://metodist.lit 6 7 http://metodist.lit Г лава 2. Суждение, умозаключение, понятие 8 § 6. Мир понятий 1 Лекция 9 § 7. Деление понятий 1 Беседа § 8. Обобщение понятий 1 Игра – путешествие http://metodist.lit 10 § 9. Отношения между понятиями 1 Урок – игра http://metodist.lit 11 12 § 10. Понятия «истина» и «ложь» 1 Беседа http://metodist.lit §11. Суждение 1 13 Игра – путешествие 14 § 12. Умозаключение Повторение, компьютерный практикум 1 Урок – игра http://metodist.lit 1 Беседа http://metodist.lit Работа со словарем 1 Лекция http://metodist.lit Беседа http://metodist.lit 15 16 Глава 3. Мир моделей 1 Игра – путешествие 17 § 13. Модель объекта 18 § 14. Текстовая и графическая модели 1 Урок – игра http://metodist.lit 19 § 15. Алгоритм как модель действий 1 Беседа http://metodist.lit 20 § 16. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов 1 Игра – путешествие http://metodist.lit 21 § 17. Исполнитель алгоритма 1 Урок – игра 22 § 18. Компьютер как исполнитель 1 Урок – игра http://metodist.lit 23 Повторение, работа со словарем 1 Беседа http://metodist.lit 24 Компьютерный практикум 1 Игра – путешествие http://metodist.lit 1 Урок – игра http://metodist.lit Глава 4. Управление 25 § 19. Кто кем и зачем управляет 26 § 20. Управляющий объект и объект управления 1 Урок – игра http://metodist.lit 27 § 21. Цель управления 1 Беседа http://metodist.lit 28 § 22. Управляющее воздействие 1 http://metodist.lit 29 § 23. Средство управления 1 Игра – путешествие Урок – игра 30 § 24. Результат управления 1 Беседа http://metodist.lit 31 § 25. Современные средства коммуникации 1 Игра – путешествие http://metodist.lit Резерв 3 Беседа Урок – игра http://metodist.lit 32-34 34 часа http://metodist.lit