ВД Орлята России 3 класс 2023-2024 уг

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности

«Орлята России»
для 3-4 классов (2 года обучения)
на 2023-2024 учебный год

Составила:
Русанюк Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов

1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Программа «Орлята России» направлена на формирование у ребѐнка
младшего школьного возраста социально - ценностных знаний, отношений и
опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских
базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной
школе для 1-4 классов составлена на основании федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром
«Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских
А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под
общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. –
Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и
основываются на российских базовых национальных ценностях.
В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные
методы и формы обучения.
Формами организации занятий могут быть занятие-игра, КТД, беседа,
конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия.
Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и
ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Программа состоит из треков, два из которых предполагают
«свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с
заданными целевыми установками для сохранения смыслов программы.
На изучение программы «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю
в 1 - 4 классах начальной школы. Программа рассчитана в 1 классе на 33
учебных часа, 2-4 классы на 34 учебных часа.
3 - 4 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» – 5занятий.
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
Символ трека – конструктор «Лидер».
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале
учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений.

Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия.
Ценности, значимые качества трека: познание.
Символ трека – конверт-копилка.
Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных
олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с
разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и
интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий .
Ценности, значимые качества трека: познание .
Символ трека – шкатулка Мастера.
В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных
промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий .
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Символ трека – круг Добра.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в
данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик
всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий.
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни .
Символ трека – чек-лист.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим
кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные
мероприятия
позволят
снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий.
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Символ трека – рюкзачок Эколога.

Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия.
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина .
Символ трека – альбом «Мы – хранители».
Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя
и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
2. Планируемые результаты освоения
учебного курса внеурочной деятельности
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:

осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру
общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в
группе
сверстников,
способствовать
дружескому
отношению
к
одноклассника;

формирование положительной мотивации по отношению к
учебно-познавательной деятельности и процессу интеллектуального
напряжения;

формировать положительную мотивацию к интеллектуальной
деятельности;

способствовать развитию внимания, памяти, логического
мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся
осознавать ценность умственного труда в жизни человека;

осознавать ценность книги – как источника знаний;

формировать нравственно-этические нормы поведения, которые
строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности
способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья
с помощью зарядки;

формировать интерес к изучению истории своей страны
формирование основ экологической культуры, принятие ценности
природного мира.
Метапредметные результаты:


формировать способность к демонстрации своих знаний и
умений из личного жизненного опыта;

развивать способность к применению своих знаний и умений,
способность выражать свои мысли; формировать умение составлять
совместно с учителем общие правила поведения;

формировать умения выделять главное и значимое в полученной
информации; формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
(под руководством педагога);

формировать
умение
обобщать
и
систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
(под руководством педагога);

формировать
умение
обобщать
и
систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
(под руководством педагога);

учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога);

учиться понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);

приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
Познавательные:

понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео – коммуникативные:

формировать представления о смысле и значимости дружбы,
межличностные связи в коллективе;

формировать представления о способах выражения дружеского
отношения к одноклассникам;

формировать культуру общения в классе и умение подчиняться
общим правилам общения;

формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе,
умение ставить общую цель и пути еѐ достижения;

формулировать суждения, слушать собеседника и понимать
высказывания других обучающихся;

учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в
совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг
и обмену информацией, знаниями со сверстниками;

строить аргументированные высказывания в процессе общения
со сверстниками и взрослыми;

учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки;

учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе
сверстников без руководства педагога;
Регулятивные:

учиться ставить цели и планировать личную деятельность;


учиться открыто демонстрировать свои творческие способности;

учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать
доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно
нормам этики, формировать умения эмоционального конструктивного
общения во внеурочной деятельности;

понимать и действовать согласно выделенным ориентирам
действий при работе с интеллектуальными заданиями;

понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при
работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при
решении интеллектуальных задач;

содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе
выполнения
интеллектуальных
заданий;
содействовать
поиску
самостоятельной траектории чтения;

понимать и одобрять нравственные нормы поведения:
действовать согласно рационального использования времени и ресурсов,
выполнять правила безопасного труда при выполнении работы;

учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки;

планировать совместно с педагогом действия для достижения
поставленной цели.
Предметные результаты:

раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами
понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных
правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в
классе, школе;

формировать умение применять полученные знания из различных
областей в совместной коллективной деятельности;

формировать представления о некоторых понятиях и правилах
решения логических задач;

формировать представления о некоторых понятиях и правилах
решения логических задач;

формировать представления о некоторых понятиях и правилах
решения логических задач;

узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание,
любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность;

узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы,
газеты;

выполнять несложные коллективные работы проектного
характера совместно со взрослыми;

приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека;

формировать
умение
выполнять
в
определенной
последовательности комплекс утренней зарядки;

расширять словарный запас новыми словами и терминами

3. Тематическое планирование
3-4 класс
№.
п/п

Темы

1

Вводный
«Орлятский урок»

КолФорма
во
занятий
часов
1
Занятие беседа

ЭОР/ЦОР
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/

«Орленок – Лидер» - 5 часов
2

«Я могу быть
лидером!»

1

Игра

https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
3 «В команде
1
Тренинг
https://orlyatarussia.ru/
рождается лидер»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
4 «КЛАССный
1
Праздник
https://orlyatarussia.ru/
выходной»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
5 КТД «Вместе мы
1
КТД
https://orlyatarussia.ru/
сможем всѐ!»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
6 «Мы дружный
1
Веселые
https://orlyatarussia.ru/
класс!»
старты
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
«Орленок – Эрудит»
4
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
7 «Я эрудит, а это
1
Игра
https://orlyatarussia.ru/
значит…»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
8 «Твори!
1
Квест – игра
https://orlyatarussia.ru/
Выдумывай!
https://орлятароссии.рдш.рф/
Пробуй!»
https://orlyatarussia.ru/library/
9 КТД «Играй,
1
КТД
https://orlyatarussia.ru/
учись и узнавай»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
10 «На старте
1
Подвижные
https://orlyatarussia.ru/
новых открытий»
игры
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
«Орленок – Мастер» - 5 часов

11 «Россия
мастеровая»

1

Проект

16 «Спешить на
помощь
безвозмездно!»
17 КТД «Создай
хорошее
настроение»
18 «С заботой о
старших»

1

Занятие
Проект

21 «Движение –
жизнь!»

1

Соревнования

22 «Мы гордимся
нашими
спортсменами»
23 «Сто затей для
всех друзей»

1

Круглый стол

1

Игра- квест

12

13

14

15

https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
«В гости к
1
Экскурсия
https://orlyatarussia.ru/
мастерам»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
КТД «Мастер
1
КТД
https://orlyatarussia.ru/
своего дела»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
«Мастер – это
1
Интерактивная
https://orlyatarussia.ru/
звучит гордо!»
игра
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
«Путь в
1
Виртуальная
https://orlyatarussia.ru/
мастерство»
экскурсия
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
«Орленок – Доброволец» - 5 часов

https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
1
КТД
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
1
Интерактивная
https://orlyatarussia.ru/
игра
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
19 КТД «Подари
1
КТД
https://orlyatarussia.ru/
улыбку миру!»
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
20 «Доброволец –
1
Праздник
https://orlyatarussia.ru/
это доброе
https://орлятароссии.рдш.рф/
сердце»
https://orlyatarussia.ru/library/
«Орленок – Спортсмен» - 5 часов
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/

24 КТД
«Спортивное»

1

КТД

26 «ЭКОЛОГиЯ»

1

Игра –
путешествие

27 «Мой след на
планете»

1

Беседа

28 КТД «Знаю,
умею, действую»

1

КТД

https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
25 Спортивная игра
Веселые
https://orlyatarussia.ru/
«Книга
старты
https://орлятароссии.рдш.рф/
рекордов»
https://orlyatarussia.ru/library/
«Орленок – Эколог» - 5 часов
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/

29 Экологический
1
Квест – игра
квест «Ключи
природы»
30 Игра по
1
Игра по
станциям
станциям
«Путешестви е в
природу»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» - 4 часа
31 «Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти»
32 Кодекс «Орлѐнка
– хранителя»

1

Игра –
путешествие

https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/

1

Беседа

33 КТД «История
становится
ближе»
34 КТД «Мы
хранители
памяти»

1

https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/
https://орлятароссии.рдш.рф/
https://orlyatarussia.ru/library/

1

34
часа

КТД
пешеходная
прогулка
КТД
экскурсия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».