Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Развивайка» для 2 класса на 2023-2024 учебный год Составил: Алимпиева Алеся Евгеньевна, учитель начальных классов 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Курс «Развивайка» создаѐт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес. Внедрение технологии разноуровневого обучения даѐт возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки. В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Формы деятельности: Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, диалог, работа в парах, конкурсы, подвижные игры, соревнования, игры, беседы. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах-30 минут, в 3-4 классах-40минут. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; -дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; -выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; -вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); -выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; -выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; -деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). № Тема 1 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и 2 Количество занятий по годам обучения 1 2 3 4 класс класс класс класс 5 5 5 5 5 5 5 5 3 4 5 6 7 8 способности рассуждать. Логическипоисковые задания. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка памяти. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. Итого 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 4 4 4 33ч 34ч 34ч 34ч 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Универсальные учебные действия. 2 класс. Личностными результатами является формирование следующих умений: • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Развивайка» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных действий. Регулятивные УУД: • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем • Учиться планировать учебную деятельность . • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий ). • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи • Слушать и понимать речь других. • Вступать в беседу на занятии и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Развивайка» во 2-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь: • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий; • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику; • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку; • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарѐм, работать с изографами, уникурсальными фигурами; • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырѐхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм; • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства); • заполнять магические квадраты размером 3×3; • находить число перестановок не более чем из трѐх элементов; • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2); • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот; • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением; • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса Календарно – тематическое планирование 2 класс ( 34 часа) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема занятия Кол-во часов Форма занятия ЭОР/ЦОР Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. 1 Тестирование. https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логическипоисковые задачи. 1 Познавательная деятельность. Игра https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 1 Познавательная деятельность. Игра https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html Тренируем слуховую память. Игры «Весѐлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логическипоисковые задания. 1 Соревнование. Игры https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 1 Урок-игра. https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 6. Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». Игровая деятельность https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html 7. Совершенствуем 1 воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Познавательная деятельность Игры. Ребусы. http://rods6.ucoz.r u/2017/Psixolog/di agnostika_shkolnik ovsbornik_testov.pdf 8. Развиваем быстроту 1 реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. Познавательная деятельность Игры https://multiurok.r u/files/zadaniia-narazvitie-vnimaniiamyshleniiavospriia.html 9. Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. 1 Игровая деятельность 10. Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» 1 Игровая деятельность 11. Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». 12. Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. 1 Игровая деятельность https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html https://videouroki. net/razrabotki/sbor nik-zadanii-narazvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html https://vk.com/wall -211643927_792 1 Игровая деятельность https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 13. Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- 1 Познавательная деятельность Игры https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniie- 1 одинаковая». myslitiel-nykhopieratsii.html 14. Совершенствуем 1 воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», Фантазѐр». Познавательная деятельность Игры Ребусы https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html 15. Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. 1 Игровая деятельность Ребусы http://rods6.ucoz.r u/2017/Psixolog/di agnostika_shkolnik ovsbornik_testov.pdf 16. Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» 1 Игровая деятельность https://multiurok.r u/files/zadaniia-narazvitie-vnimaniiamyshleniiavospriia.html 17. Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». 1 Игровая деятельность https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html 18. Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». 1 Игровая деятельность https://videouroki. net/razrabotki/sbor nik-zadanii-narazvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 19. Логически-поисковые 1 задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. 20. Развиваем логическое 1 мышление. Игры «Найди лишнее слово», Игровая деятельность https://vk.com/wall -211643927_792 Познавательная деятельность Игры https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniie- «Числовая закономерность». Тренировка слуха. 21. Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Познавательная деятельность Игра Беседа https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 22. Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». 1 Игровая деятельность https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html 23. Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. 1 Игровая деятельность http://rods6.ucoz.r u/2017/Psixolog/di agnostika_shkolnik ovsbornik_testov.pdf 24. Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», Слоговица». Пословицы». 1 Игровая деятельность Диалог https://multiurok.r u/files/zadaniia-narazvitie-vnimaniiamyshleniiavospriia.html 25. Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. 1 Игровая деятельность https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html 26. Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. 1 Игровая деятельность https://videouroki. net/razrabotki/sbor nik-zadanii-narazvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 27. Развиваем логическое мышление. Поиск 1 Познавательная деятельность https://vk.com/wall -211643927_792 закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» 28. Совершенствуем воображение. Игры «Фантазѐр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. 29. Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. 30. Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. 1 Познавательная деятельность Игры Беседа https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 1 Игровая деятельность Круглый стол https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html 1 Игровая деятельность Диалог https://pedkopilka.ru/nachaln ajashkola/didaktiches kiematerialy/zadanijana-intelektualnoerazvitie-mladshihshkolnikov.html 31. Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». 1 Игровая деятельность https://videouroki. net/razrabotki/sbor nik-zadanii-narazvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 32. Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Работа над содержанием текста. 33. Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. 34. Конкурс эрудитов. 1 Познавательная деятельность. Литературная викторина. Игровая деятельность. Ребусы. Тестирование. https://vk.com/wall -211643927_792 Соревнования https://multiurok.r u/ 1 1 34 часа https://multiurok.r u/files/soviershiens tvovaniiemyslitiel-nykhopieratsii.html