Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» для 4 класса на 2023-2024 учебный год Составил: Алимпиева Алеся Евгеньевна, учитель начальных классов 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Формирование естественнонаучной грамотности людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность естественнонаучной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Направление программы – общеразвивающее (используется как программа внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению). Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа рассчитана на 4 класс, 1 час в неделю. Всего за год - 34 учебных часа. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации. 4 класс Занятие 1. Дождевые черви Части тела дождевого червя. Питание червей. Эксперимент. Заполнение таблицы данных эксперимента. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 2. Полезный кальций Кальций и его значение для человека. Гипотезы. Эксперименты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 3. Про облака Виды облаков. Определение погоды по облакам. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 4. Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб пшеничный и ржаной. Качество хлебы. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 5. Интересное вещество – мел Мел и его применение. Состав мела. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 6. Чем интересно мыло и как оно «работает» Свойства мыла. Мыльные пузыри. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 7. Про свечи Строение свечи. Свойства воска. Что такое лучина. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 8. Волшебный магнит Виды магнитов. Два полюса. Создание компаса. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 9. Красочный калейдоскоп Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 10. На необитаемом острове Как получить пресную воду. Свойства воды. Опыты. Экологические проблемы. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 11. Без чего не будет огня? Огонь и кислород. Процесс горения. Опыты. Экологические проблемы. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 12. Озеленение школьного двора Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 13. Тренировка для монеты Центробежная сила. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 14. Малышам о космосе Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 15. Лишняя вода Жизнь растений. Испарение воды. Опыты. Экологические проблемы. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 16. Солнечное затмение Почему бывает солнечное затмение. Гипотезы. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 17. Конкурс научных экспериментов Обобщение полученных знаний. Итоговое занятие. Занятие 18. Томат Части растений. «Многогнѐздная ягода». Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 19. Болгарский перец Паприка. Части растения. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 20. Картофель Части растения. Сравнение плодов. Крахмалистость. Размножение картофеля. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 21. Баклажан. Семейство Паслѐновые Представители семейства Паслѐновые. Соланин. Благоприятные условия для прорастания семян. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 22. Лук Части лука. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 23. Капуста Виды капусты. Части капусты. Опыты с цветной капустой. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 24. Горох Строение гороха. Опыт по проращиванию гороха, сравнение результатов двух опытов. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 25. Грибы Части гриба. Виды грибов. Плесневые грибы. Грибы-невидимки. Опыт по выращиванию плесени. Грибы-паразиты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 26. Цветы лотоса Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 27. Говорящая веревка Опыты с передачей звуков. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 28. Солнечная духовка Солнечная энергия. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 29. Как выгнать воду? Опыты с водой. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 30. Разделяем чернила Опыт по разделению цветов. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 31. Создаем радугу Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. Занятие 32. Красочный салют Опыт с красителями. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие 33. Извержение вулкана Опыт с содой и уксусом. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Занятие34. Экологический проект Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных общечеловеческих знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; –применять научные понятия, факты, процедуры размышления; –интерпретировать, использовать и оценивать познавательные результаты; – формировать духовные и эстетические потребности; –овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей; – уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях; –уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения курса: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; –овладение методами познания природных явлений; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 Тематическое планирование № Содержание (разделы, темы) 1. Дождевые черви Кол-во часов Форма занятия ЦОР/ЭОР 1 Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. https://uchi.ru/activi ties/teacher/ 2. Полезный кальций 1 3. Про облака 1 4. Про хлеб и дрожжи 1 5. Интересное вещество – мел 6. Чем интересно мыло и как оно «работает» 1 7. Про свечи 1 8. Волшебный магнит 1 1 https://multiurok.ru/ files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index .php/praktikoorientirovannyezadaniya-sredstvorazvitiyaestestvennonauchno jgramotnostiuchashchikhsya https://learningapps. org/index.php?s=ок ружающий+мир http://skiv.instrao.ru 9. Красочный калейдоскоп 1 10 На необитаемом острове 1 11 Без чего не будет огня? 1 12 Озеленение школьного двора 1 13 Тренировка для монеты 1 14 Малышам о космосе 1 15 Лишняя вода 1 16 Солнечное затмение 1 17 Конкурс научных экспериментов 18 Томат 1 1 19 Болгарский перец 1 20 Картофель 1 21 Баклажан. Семейство Паслѐновые 22 Лук 23 Капуста 1 1 1 Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Конкурс Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. /bankzadaniy/estestvenno nauchnayagramotnost/ https://uchi.ru/activi ties/teacher/ https://multiurok.ru/ files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index .php/praktiko https://uchi.ru/activi ties/teacher/ https://multiurok.ru/ files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index .php/praktiko https://uchi.ru/activi ties/teacher/ https://multiurok.ru/ files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html 24 Горох 1 25 Грибы 1 26 Цветы лотоса 1 27 Говорящая веревка 1 28 Солнечная духовка 1 29 Как выгнать воду? 1 30 Разделяем чернила 1 31 Создаем радугу 1 32 Красочный салют 1 33 Извержение вулкана 1 34 Экологический проект 1 34 часа Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Наблюдение. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях. Беседа. Опыты. Наблюдение. Проектная работа https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index .php/praktiko https://uchi.ru/activi ties/teacher/ https://multiurok.ru/ files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index .php/praktiko https://uchi.ru/activi ties/teacher/ https://multiurok.ru/ files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index .php/praktiko