ВД Юные исследователи 4 ласс 2023-2024 уг

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности

«Юные исследователи»
для 4 класса
на 2023-2024 учебный год

Составил:
Алимпиева Алеся Евгеньевна,
учитель начальных классов

1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Формирование естественнонаучной грамотности людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность естественнонаучной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Направление программы – общеразвивающее (используется как программа
внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Программа рассчитана на 4 класс, 1 час в неделю. Всего за год - 34 учебных часа.
Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке.
Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад,
викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в группах и
парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации.
4 класс
Занятие 1. Дождевые черви
Части тела дождевого червя. Питание червей. Эксперимент. Заполнение таблицы данных
эксперимента. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 2. Полезный кальций
Кальций и его значение для человека. Гипотезы. Эксперименты. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 3. Про облака
Виды облаков. Определение погоды по облакам. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 4. Про хлеб и дрожжи
Дрожжи. Хлеб пшеничный и ржаной. Качество хлебы. Опыты. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 5. Интересное вещество – мел
Мел и его применение. Состав мела. Опыты. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 6. Чем интересно мыло и как оно «работает»
Свойства мыла. Мыльные пузыри. Опыты. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 7. Про свечи
Строение свечи. Свойства воска. Что такое лучина. Опыты. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 8. Волшебный магнит

Виды магнитов. Два полюса. Создание компаса. Опыты. Поиск информации в справочниках
и энциклопедиях.
Занятие 9. Красочный калейдоскоп
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 10. На необитаемом острове
Как получить пресную воду. Свойства воды. Опыты. Экологические проблемы. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 11. Без чего не будет огня?
Огонь и кислород. Процесс горения. Опыты. Экологические проблемы. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 12. Озеленение школьного двора
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 13. Тренировка для монеты
Центробежная сила. Опыты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 14. Малышам о космосе
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 15. Лишняя вода
Жизнь растений. Испарение воды. Опыты. Экологические проблемы. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 16. Солнечное затмение
Почему бывает солнечное затмение. Гипотезы. Эксперимент. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 17. Конкурс научных экспериментов Обобщение
полученных знаний. Итоговое занятие.
Занятие 18. Томат
Части растений. «Многогнѐздная ягода». Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза.
Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 19. Болгарский перец
Паприка. Части растения. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент.
Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 20. Картофель
Части растения. Сравнение плодов. Крахмалистость. Размножение картофеля. Таблица
наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках
и энциклопедиях.
Занятие 21. Баклажан. Семейство Паслѐновые
Представители семейства Паслѐновые. Соланин. Благоприятные условия для прорастания
семян. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации
в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 22. Лук
Части лука. Таблица наблюдений за ростом растений. Гипотеза. Эксперимент. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.

Занятие 23. Капуста
Виды капусты. Части капусты. Опыты с цветной капустой. Гипотеза. Эксперимент. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 24. Горох
Строение гороха. Опыт по проращиванию гороха, сравнение результатов двух опытов.
Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 25. Грибы
Части гриба. Виды грибов. Плесневые грибы. Грибы-невидимки. Опыт по выращиванию
плесени. Грибы-паразиты. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 26. Цветы лотоса
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 27. Говорящая веревка
Опыты с передачей звуков. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 28. Солнечная духовка
Солнечная энергия. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 29. Как выгнать воду?
Опыты с водой. Гипотеза. Эксперимент. Поиск

информации

в справочниках и

энциклопедиях.
Занятие 30. Разделяем чернила
Опыт по разделению цветов. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 31. Создаем радугу
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
Занятие 32. Красочный салют
Опыт с красителями. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 33. Извержение вулкана
Опыт с содой и уксусом. Гипотеза. Эксперимент. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие34. Экологический проект
Работа над проектом: в группах, в парах, индивидуально.
2. Планируемые результаты освоения
учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе
естественнонаучных

общечеловеческих

знаний

с

позиции

норм

морали

и

общечеловеческих ценностей;
–применять научные понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать познавательные результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и
расходов, простые вычисления в области семейных потребностей; – уметь пользоваться
предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный
жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для
своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; –
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
–овладение методами познания природных явлений;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
3 Тематическое планирование
№

Содержание
(разделы,
темы)
1. Дождевые черви

Кол-во
часов

Форма
занятия

ЦОР/ЭОР

1

Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.

https://uchi.ru/activi
ties/teacher/

2. Полезный кальций

1

3. Про облака

1

4. Про хлеб и дрожжи

1

5. Интересное вещество –
мел
6. Чем интересно мыло и
как оно «работает»

1

7. Про свечи

1

8. Волшебный магнит

1

1

https://multiurok.ru/
files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html
https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index
.php/praktikoorientirovannyezadaniya-sredstvorazvitiyaestestvennonauchno jgramotnostiuchashchikhsya

https://learningapps.
org/index.php?s=ок
ружающий+мир
http://skiv.instrao.ru

9. Красочный калейдоскоп

1

10 На необитаемом острове

1

11 Без чего не будет огня?

1

12 Озеленение школьного
двора

1

13 Тренировка для монеты

1

14 Малышам о космосе

1

15 Лишняя вода

1

16 Солнечное затмение

1

17 Конкурс научных
экспериментов
18 Томат

1
1

19 Болгарский перец

1

20 Картофель

1

21 Баклажан. Семейство
Паслѐновые
22 Лук
23 Капуста

1
1
1

Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Конкурс
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.

/bankzadaniy/estestvenno
nauchnayagramotnost/
https://uchi.ru/activi
ties/teacher/

https://multiurok.ru/
files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html

https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index
.php/praktiko

https://uchi.ru/activi
ties/teacher/
https://multiurok.ru/
files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html
https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index
.php/praktiko
https://uchi.ru/activi
ties/teacher/
https://multiurok.ru/
files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html

24 Горох

1

25 Грибы

1

26 Цветы лотоса

1

27 Говорящая веревка

1

28 Солнечная духовка

1

29 Как выгнать воду?

1

30 Разделяем чернила

1

31 Создаем радугу

1

32 Красочный салют

1

33 Извержение вулкана

1

34 Экологический проект

1
34 часа

Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Поиск информации в
справочниках и
энциклопедиях.
Беседа. Опыты.
Наблюдение.
Проектная работа

https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index
.php/praktiko

https://uchi.ru/activi
ties/teacher/
https://multiurok.ru/
files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html
https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index
.php/praktiko
https://uchi.ru/activi
ties/teacher/
https://multiurok.ru/
files/masterklasseffektivnyepriiomy-rabotypoformiro.html
https://sozvezdiyeotlichnikov.ru/index
.php/praktiko


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».