Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ «Управление образования городского округа Богданович» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Я – хозяин своей планеты» для 9 класса на 2023-2024 учебный год Составитель: Заложных Татьяна Антоновна, учитель химии и биологии 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Данная программа способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, формирует умения приобретать и применять, полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных качеств возможно благодаря развитию научнопознавательного интереса во время занятий. С точки зрения науки, эксперимент ― это исследовательский метод обучения, который поднимает познавательный интерес на более высокий уровень, усиливает мотивацию самостоятельной деятельности. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности учащихся. Занятия интегрируют теоретические знания, и практические умения, и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Данный курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики, экологии и носит интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения учащихся. Целевая аудитория: учащиеся 9-х классов общеобразовательных школ. Данный курс поможет сформировать навыки самостоятельной работы с цифровыми датчиками, проведения измерений и обработки полученных измерений. Развить познавательный интерес и метапредметные компетенции обучающихся через практическую деятельность; расширить, углубить и обобщить знания об экологической культуре, сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету химии Использование оборудования «Точка роста» при реализации данного курса позволяет создать условия: • для расширения содержания школьного химического образования; • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области; • для развития личности ребѐнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; • для работы с одарѐнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. Контроль результатов обучения в соответствии с данной образовательной программой проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в виде отчѐтов по практическим работам, самостоятельным творческим работам, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчѐта по исследовательской работе. Программа рассчитана на 1 год обучения, всего – 34 часа Тема 1. Вводные занятия. Химический эксперимент и цифровые лаборатории Цифровые датчики. Общие характеристики. Физические эффекты, используемые в работе датчиков. Техника лабораторных работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами Тема 2. Экспериментальные основы химии Строение пламени. Свойства веществ, которые мы измеряем. Очистка веществ перегонкой, перекристаллизацией, декантацией. Кристаллизация. Адсорбция. Лабораторная работа № 1. Изучение строение пламени Лабораторная работа № 2. Определение температуры кипения жидкости. Изучение электропроводимости веществ Лабораторная работа № 3 Сравнение электропроводности дистиллированной и водопроводной воды Лабораторная работа № 4. Адсорбция Лабораторная работа № 5. Выращивание кристаллов медного купороса Тема 3. Воздух и его охрана Атмосфера. Основные химические продукты, техногенно- попадающие в атмосферу. Загрязнение атмосферы. Причина разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди и их вредное воздействие Лабораторная работа № 6. «Имитация образования кислотных дождей» и действие кислот на скорлупу яиц птиц. Лабораторная работа № 7. Мониторинг содержания кислорода в атмосферном воздухе Лабораторная работа № 8. Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности Лабораторная работа № 9. Мониторинг снежного покрова. Определение рН снега Тема 4. Вода и ее охрана Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана. Вода и еѐ значение в жизни человека. Источники загрязнения. Экскурсия на берег реки и отбор проб воды. Лабораторная работа № 10 Мониторинг воды. Определение общей жесткости, рН воды.Экскурсия на очистные сооружения района Тема 5. Почвенные ресурсы и их охрана Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Почва, ее состав. Кислотность почвы. Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами. Лабораторная работа № 11. Мониторинг загрязнения почвы Тема 6. Проектная работа 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: • определение мотивации изучения учебного материала; • оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей; • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества; • знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; • оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией; • владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планирование пути достижения целей; • устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа; • умение самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им; • умение принимать решения в проблемной ситуации; • постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий; • организация рабочего места при выполнении химического эксперимента; • прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости. Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: • поиск и выделение информации; • анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи; • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; • выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа еѐ проверки; • самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам; • описывание свойств: твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков; • изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений; • проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников; • умение организовывать исследование с целью проверки гипотез; • умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы; • умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации. Коммуникативные Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: • полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации; • определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся; • описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметнопрактической деятельности; • умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; • развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Предметные результаты Обучающийся научится: • применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; • описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; • раскрывать смысл понятия «адсорбция», вычислять массовую долю растворѐнного вещества в растворе, готовить растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решѐтки, определять вид химической связи в неорганических соединениях; • называть факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды; • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами оксидов, кислот, солей, оснований; • проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ; • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. Обучающийся получит возможность научиться: • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества; • прогнозировать способность вещества проявлять свойства согласно их классификации • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о возможных результатах эксперимента • использовать приобретѐнные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; • использовать приобретѐнные ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению состава и химических свойств исследуемых объектов; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека. 3. Тематическое планирование Тема п/п 1 Вводное занятие Химический эксперимент и цифровые лаборатории 2-3 Техника лабораторных работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реагентами Часы 1 Тип занятия Занятие ЭОР/ЦОР http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ 2 Лабораторная http://college.ru/ работа http://grokhovs.chat.ru/ Занятие 4 5 6 7 8 9 10 11 1213 1415 1617 18 19 20 2122 23 Лабораторная работа № 1. Изучение строение пламени Лабораторная работа № 2. Определение температуры кипения жидкости Изучение электропроводимости веществ Лабораторная работа № 3 Сравнение электропроводности дистиллированной и водопроводной воды Лабораторная работа № 4. Адсорбция Лабораторная работа № 5. Выращивание кристаллов медного купороса Атмосфера. Основные химические продукты, техногенно- попадающие в атмосферу. Загрязнение атмосферы Причина разрушения озонового слоя. Парниковый эффект. Фотохимический смог. Кислотные дожди. Лабораторная работа № 6 «Имитация образования кислотных дождей» и действие кислот на скорлупу яиц птиц Лабораторная работа № 7 Мониторинг содержания кислорода в атмосферном воздухе Лабораторная работа № 8 Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности Лабораторная работа № 9. Мониторинг снежного покрова. Определение рН снега Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана Вода и еѐ значение в жизни человека. Источники загрязнения Экскурсия на берег реки и отбор проб воды Лабораторная № 10. Мониторинг воды Определение общей жесткости, рН воды Экскурсия на очистные 1 Лабораторная http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ работа Лабораторная http://college.ru/ работа http://grokhovs.chat.ru/ Беседа 1 Лабораторная http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ работа 1 Лабораторная http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ работа Лабораторная http://college.ru/ работа http://grokhovs.chat.ru/ 1 1 1 Лекция Упражнения http://college.ru/ http://grokhovs.chat.ru/ 1 Лекция Упражнения http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ 1 Лабораторная http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ работа 2 Лабораторная http://college.ru/ работа http://grokhovs.chat.ru/ 2 Лабораторная http://college.ru/ работа http://grokhovs.chat.ru/ 2 Лабораторная http://college.ru/ работа http://grokhovs.chat.ru/ 1 Занятие Упражнения http://www.en.edu.ru/ Лекция Упражнения http://www.en.edu.ru/ 1 http://www.alhimik.ru/ http://www.alhimik.ru/ 1 Экскурсия 2 Лабораторная http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ работа 1 Экскурсия 24 25 26 2728 2932 3334 сооружения района Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Почва, ее состав. Кислотность почвы Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами Лабораторная работа № 11. Мониторинг загрязнения почвы Работа над проектами 1 Круглый стол http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ 1 Проект 1 Занятие http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ Упражнения Лабораторная http://www.en.edu.ru/ http://www.alhimik.ru/ работа Проект http://www.en.edu.ru/ 2 2 http://college.ru/ http://grokhovs.chat.ru/ http://www.alhimik.ru/ Круглый стол (презентация проектов) 2 34 часа Круглый стол