ВД Я -хозяин своей планеты, 9 класс 2023-2024уг)

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образования городского округа Богданович»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности

«Я – хозяин своей планеты»
для 9 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Заложных Татьяна Антоновна,
учитель химии и биологии

1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Данная программа способствует развитию у учащихся самостоятельного
мышления, формирует умения приобретать и применять, полученные знания на практике.
Развитие и формирование вышеуказанных качеств возможно благодаря развитию научнопознавательного интереса во время занятий.
С точки зрения науки, эксперимент ― это исследовательский метод обучения,
который поднимает познавательный интерес на более высокий уровень, усиливает
мотивацию самостоятельной деятельности. Исследовательский метод является условием
формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности
учащихся.
Занятия интегрируют теоретические знания, и практические умения, и навыки
учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Данный
курс содержательно связан с курсами химии, биологии, физики, экологии и носит
интегрированный характер, способствуя развитию естественно-научного мировоззрения
учащихся.
Целевая аудитория: учащиеся 9-х классов общеобразовательных школ.
Данный курс поможет сформировать навыки самостоятельной работы с
цифровыми датчиками, проведения измерений и обработки полученных измерений.
Развить познавательный интерес и метапредметные компетенции обучающихся через
практическую деятельность; расширить, углубить и обобщить знания об экологической
культуре, сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету химии
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данного курса
позволяет создать условия:
• для расширения содержания школьного химического образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной
области;
• для развития личности ребѐнка в процессе обучения химии, его способностей,
формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
• для работы с одарѐнными школьниками, организации их развития в различных областях
образовательной, творческой деятельности.
Контроль результатов обучения в соответствии с данной образовательной
программой проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается
проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится
в виде отчѐтов по практическим работам, самостоятельным творческим работам,
итоговые учебно-исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде круглого стола, где заслушиваются доклады
учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме
реферата или отчѐта по исследовательской работе.
Программа рассчитана на 1 год обучения, всего – 34 часа
Тема 1. Вводные занятия. Химический эксперимент и цифровые лаборатории
Цифровые датчики. Общие характеристики. Физические эффекты, используемые в работе
датчиков. Техника лабораторных работ. Правила оказания
первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами
Тема 2. Экспериментальные основы химии
Строение пламени. Свойства веществ, которые мы измеряем. Очистка веществ
перегонкой, перекристаллизацией, декантацией. Кристаллизация. Адсорбция.
Лабораторная работа № 1. Изучение строение пламени
Лабораторная работа № 2. Определение температуры кипения жидкости. Изучение
электропроводимости веществ
Лабораторная работа № 3 Сравнение электропроводности дистиллированной и
водопроводной воды
Лабораторная работа № 4. Адсорбция

Лабораторная работа № 5. Выращивание кристаллов медного купороса
Тема 3. Воздух и его охрана
Атмосфера. Основные химические продукты, техногенно- попадающие в атмосферу.
Загрязнение атмосферы. Причина разрушения озонового слоя. Парниковый эффект.
Фотохимический смог. Кислотные дожди и их вредное воздействие
Лабораторная работа № 6. «Имитация образования кислотных дождей» и действие кислот
на скорлупу яиц птиц.
Лабораторная работа № 7. Мониторинг содержания кислорода в атмосферном воздухе
Лабораторная работа № 8. Мониторинг температуры атмосферного воздуха и влажности
Лабораторная работа № 9. Мониторинг снежного покрова. Определение рН снега
Тема 4. Вода и ее охрана
Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана. Вода и еѐ значение в жизни
человека. Источники загрязнения. Экскурсия на берег реки и отбор проб воды.
Лабораторная работа № 10 Мониторинг воды. Определение общей жесткости, рН
воды.Экскурсия на очистные сооружения района
Тема 5. Почвенные ресурсы и их охрана
Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Почва, ее состав. Кислотность почвы.
Загрязнение почв твердыми бытовыми отходами.
Лабораторная работа № 11. Мониторинг загрязнения почвы
Тема 6. Проектная работа
2. Планируемые результаты освоения
учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
• определение мотивации изучения учебного материала;
• оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных
ценностей;
• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных
исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
• знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
• оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
• владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и
оборудованием, проявление экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планирование пути достижения целей;
• устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения
цели и выбор наиболее эффективного способа;
• умение самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
• умение принимать решения в проблемной ситуации;
• постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
• организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
• прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка
качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при
необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

• поиск и выделение информации;
• анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа
решения задачи;
• выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных
условий;
• выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа еѐ проверки;
• самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
• умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
• описывание свойств: твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их
существенных признаков;
• изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности
химических реакций с помощью химических уравнений;
• проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций,
выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за
экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных
источников;
• умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных
УУД:
• полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
• адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации
своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в
письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в
поиске и сборе информации;
• определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации,
участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного
отношения к другим учащимся;
• описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в
предметнопрактической деятельности;
• умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с
позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку
действий партнѐра, уметь убеждать;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание
совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
• развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой,
справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты

Обучающийся научится:
• применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
• различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания
химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических
соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
• раскрывать смысл понятия «адсорбция», вычислять массовую долю растворѐнного
вещества в растворе, готовить растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного
вещества;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решѐтки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
• называть факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами оксидов, кислот,
солей, оснований;
• проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на
основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере
и продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• прогнозировать способность вещества проявлять свойства согласно их классификации
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о возможных результатах
эксперимента
• использовать приобретѐнные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
• использовать приобретѐнные ключевые компетенции при выполнении проектов и
решении учебно-исследовательских задач по изучению состава и химических свойств
исследуемых объектов;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека.
3. Тематическое планирование
Тема
п/п
1
Вводное занятие
Химический эксперимент и
цифровые лаборатории
2-3 Техника лабораторных работ.
Правила оказания первой
медицинской помощи при
ожогах и отравлениях
химическими реагентами

Часы
1

Тип занятия
Занятие

ЭОР/ЦОР
http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/

2

Лабораторная http://college.ru/
работа
http://grokhovs.chat.ru/
Занятие

4
5

6

7
8

9

10

11

1213

1415

1617
18

19

20
2122

23

Лабораторная работа № 1.
Изучение строение пламени
Лабораторная работа № 2.
Определение температуры
кипения жидкости
Изучение электропроводимости
веществ
Лабораторная работа № 3
Сравнение электропроводности
дистиллированной и
водопроводной воды
Лабораторная работа № 4.
Адсорбция
Лабораторная работа № 5.
Выращивание кристаллов
медного купороса
Атмосфера. Основные
химические продукты,
техногенно- попадающие в
атмосферу. Загрязнение
атмосферы
Причина разрушения озонового
слоя. Парниковый эффект.
Фотохимический смог.
Кислотные дожди. Лабораторная
работа № 6 «Имитация
образования кислотных дождей»
и действие кислот на скорлупу
яиц птиц
Лабораторная работа № 7
Мониторинг содержания
кислорода в атмосферном
воздухе
Лабораторная работа № 8
Мониторинг температуры
атмосферного воздуха и
влажности
Лабораторная работа № 9.
Мониторинг снежного покрова.
Определение рН снега
Водные ресурсы, их
рациональное использование и
охрана
Вода и еѐ значение в жизни
человека. Источники
загрязнения
Экскурсия на берег реки и отбор
проб воды
Лабораторная № 10.
Мониторинг воды
Определение общей жесткости,
рН воды
Экскурсия на очистные

1

Лабораторная http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
работа
Лабораторная http://college.ru/
работа
http://grokhovs.chat.ru/
Беседа

1

Лабораторная http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
работа

1

Лабораторная http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
работа
Лабораторная http://college.ru/
работа
http://grokhovs.chat.ru/

1

1

1

Лекция
Упражнения

http://college.ru/
http://grokhovs.chat.ru/

1

Лекция
Упражнения

http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/

1

Лабораторная http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
работа

2

Лабораторная http://college.ru/
работа
http://grokhovs.chat.ru/

2

Лабораторная http://college.ru/
работа
http://grokhovs.chat.ru/

2

Лабораторная http://college.ru/
работа
http://grokhovs.chat.ru/

1

Занятие
Упражнения

http://www.en.edu.ru/

Лекция
Упражнения

http://www.en.edu.ru/

1

http://www.alhimik.ru/

http://www.alhimik.ru/

1

Экскурсия

2

Лабораторная http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
работа

1

Экскурсия

24
25

26
2728
2932
3334

сооружения района
Почвенные ресурсы, их
использование и охрана.
Почва, ее состав. Кислотность
почвы
Загрязнение почв твердыми
бытовыми отходами
Лабораторная работа № 11.
Мониторинг загрязнения почвы
Работа над проектами

1

Круглый стол http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/

1

Проект

1

Занятие
http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
Упражнения
Лабораторная http://www.en.edu.ru/
http://www.alhimik.ru/
работа
Проект
http://www.en.edu.ru/

2
2

http://college.ru/
http://grokhovs.chat.ru/

http://www.alhimik.ru/

Круглый стол (презентация
проектов)

2
34 часа

Круглый стол


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».