МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович МАОУ Коменская СОШ РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА основного общего образования учебного предмета «История» для обучающегося 5 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) с.Коменки 2023 2 Рабочая программа по «Истории»разработана на основе ФГОС ООО, Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета «История» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. Цели изучения учебного предмета «История» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому инастоящему Отечества. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»). В основной школе ключевыми задачами являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно- 3 историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствиис идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе1. Принципы и подходы к реализации адаптированной программы Основу курсов истории для обучающихся с НОДА составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; образование и развитие государств, их исторические формы и типы; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Цели должны ставятся не только перед всем курсом истории, но иперед каждой темой и перед отдельными уроками. Намечаемые цели должны 1 Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 8. – С. 7–8. 4 быть реальными, достижимыми. Цели развиваются в прямой связи с достижением результатов обучения, т. е. качества и объема исторических знаний, умений и навыков обучающихся. Образовательно-коррекционная работа с учащимися с НОДА науроках истории предполагают развитие и коррекцию внимания. Необходимо для учащихся с НОДА осуществлять чередование сюжетно захватывающих событий и объяснение менее интересного материала; важно развивать такие качества произвольного внимания обучающихся с НОДА, как устойчивость, распределение, переключение. Для этого необходимо на уроках разнообразить источники знаний и приемы учебной работы, постепенно увеличивая продолжительность однородной деятельности. Развитие и коррекция восприятия у обучающихся с НОДА может происходить следующим образом: на каждом уроке истории обучающиеся с НОДА знакомятся с разнообразными событиями, явлениями, деятелями, и все это рассматривается в непрерывном движении (каждый урок – новая тема), поэтому для полноценности восприятия происходившего, прежде всего, необходимо сообщать конкретные, образные сведения, отделяя главное от второстепенного, подкрепляя рассказ учителя, по возможности, наглядным материалом. Для развития и коррекции воображения у обучающихся с НОДА должна проводиться коррекционная работа по предупреждению возникновения неверных представлений или их исправлению, через точное описание объектов, участников и хода самих исторических событий, привлекая разнообразные средства наглядности для создания верных образов. Развитие и коррекция памяти осуществляется за счет анализа, обобщения и закрепления полученных новых знаний непосредственно на уроке при использовании различных технологий, а также обязательно использовать прием регулярного отсроченного повторения. Для развития и коррекции мышления у обучающихся с НОДА необходимо использовать разнообразные логические приемы, например постановку таких познавательных исторических задач, которые бы требовали от обучающихся постоянной интеллектуальной активности, умения сравнивать исторические события, противопоставлять их, классифицировать и систематизировать полученные знания по истории, использовать полученные знания на уроках обществознания, географии, литературы и др. Развитие и коррекция речи у обучающихся с НОДА может осуществляться с помощью использования внешних опор (исторические картины, иллюстрации учебника), облегчающих обучающимся рассказ. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы у обучающихся с НОДА происходит в процессе обучения различать борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости на исторических примерах. При правильной подаче и дозировке материала, эмоционально насыщенного и подкрепленного наглядными средствами, уобучающихся с НОДА возникает свое отношение к событиям и их участникам, что крайне важно в ситуации ограниченного социального опыта данной категории лиц. 5 На уроках истории, при обучении учащихся с НОДА, используются те же методы, приемы и средства обучения, что и при обучении их здоровых сверстников, но с учетом познавательных возможностей обучающихся. Например, словесная информация должна сообщаться обучающимся в сочетании с восприятием ими наглядного материала (картины, карты, схемы, иллюстрации учебника). Для объяснения нового материала целесообразно использовать тематические таблицы, схемы, памятки, инструкции; систематизация знаний осуществляется через интерактивные задания; важно снизить объемы рукописных текстов, включая рабочие тетради (у обучающихся с НОДА снижена скорость письма). Изучая любое историческое событие, обучающиеся должны представлять: а) место, где происходило событие; б) направления действий; в) дальность расположения объектов относительно друг друга; г) условия местности, ее особенности; д) роль географической среды в жизни и деятельности людей (там, где возможно это определить). Для успешного формирования исторических понятий обучающимся необходимо знать их классификацию, которая определяется содержанием исторического материала: а) экономические понятия – это понятия, связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в разные исторические периоды, экономическими процессами (например, «земледелие», «мануфактура»); б) социально-политические понятия – это понятия, раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства, развитие классовой борьбы (например, «помещики» и «крестьяне», «социалистическое государство», «революция», «олигархия»); в) историко-культурные понятия – это понятия, отражающие достижения материальной и духовной культуры (например, архитектура, живопись, книгопечатание). В связи со сложностью запоминания, учителем должны отбираться наиболее важные, основополагающие даты по конкретному периоду и/или изучаемой теме, например, 988 г. – Крещение Руси, 1380 г. – Куликовская битва и т. д. Работа обучающихся с НОДА должна осуществляться по алгоритму, инструкции (в классе/дома): прочитать текст, выделить главную мысль, ответить на вопросы в конце параграфа, работа с картой и/или историческим документом (ознакомление с документом на уроке, а основная проработка и ответы на вопросы к документу – дома). Работа по алгоритму способствует развитию дефицитарных функций, например развитие навыковсамоконтроля; составление списка необходимых действий при выполнении 6 задания (обучение навыкам планирования) и т. д., что может быть достигнуто за счет таких приемов, как дублирование обучающимся инструкций учителя. Работа обучающихся с НОДА на уроках истории с картой/контурной картой может проводиться следующим образом: - использование трех основных видов карт: а) общие карты, отражающие исторические события в стране в определенный момент развития (например, карта «Российская империя в XIX в.»); б) обзорные карты, отражающие территориальные изменения за длительный период (например, карта «Образование и расширение Российского государства в XIV–XVII вв.»); в) тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса (например, карта «Первая русская революция 1905–1907 гг.»); г) карты-схемы конкретных событий, например, «Невская битва». Выполняемые задания в контурной карте, должны подбираться учителем с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, а предъявляемые требования должны быть снижены. Исключается «слепое» копирование карты из учебника или атласа. Важно сочетать работу с контурной картой и картой у доски, повторяя одно и то же действие несколько раз. Алгоритм работы с картой должен обязательно включать пункт внимательного изучения условных обозначений – «легенды карты». Если обучающиеся с НОДА испытывают трудности в работе непосредственно с картой из-за двигательных нарушений, то работа может быть организована с использованием виртуальных исторических карт. Характеристика особых образовательных потребностей необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения, например, использование виртуальной исторической лаборатории, интерактивных исторических карт; − практико-ориентированный характер обучению истории и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; − специальное обучение «переносу» сформированных исторических знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; − специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на уроках истории; − потребность в адресной помощи по коррекции на уроке познавательных и социально-личностных нарушений; − потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений (включая 7 использование заданий различного уровня сложности для каждого обучающегося; выполнение работ с картой также может быть индивидуально; выполнение проверочных/тестовых заданий после изучения каждой темы предполагает использование системы МЭШ, или индивидуальноесоставление тестов учителем, исходя из возможностей каждого конкретного обучающегося в классе). − потребность в максимальном расширении образовательного пространства: посещение тематических экскурсий, направленных на расширение кругозора и коррекцию речевых нарушений, музеев, выставок. Место учебного предмета «История» в учебном плане Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 5–10 классах по 2 учебных часа в неделю (68часов). 5 КЛАСС Содержание учебного предмета «История» 2 ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Введение (2 ч). Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. ПЕРВОБЫТНОСТЬ Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации. ДРЕВНИЙ МИР Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древний Восток Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира. Древний Египет Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. 2 Значком * в программе отмечены элементы содержания, носящие дополнительный, контекстный характер. 8 Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние цивилизации Месопотамии Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания. Персидская держава Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. Древняя Индия Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Древний Китай Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные 9 знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Греческие полисы Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. *Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии. Македонские завоевания. Эллинизм Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. *Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. *Александрия Египетская. Древний Рим Возникновение Римского государства Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. Римские завоевания в Средиземноморье Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение 10 Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана. Расцвет и падение Римской империи Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования Личностные результаты К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к 11 выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционныхдуховнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в 12 истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям,о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной 13 работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Предметные результаты Во ФГОС ООО установлено, что предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать: 1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; 2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; 3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач; 4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; 5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; 6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать итоги и историческое значение событий; 7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи; 8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе 14 используя источники разных типов; 9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные; 10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотноситьс историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работес историческими источниками; 11) умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников; 12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм; 13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, Интернете для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации; 14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. С. 87–88). Указанные положения ФГОС ООО развернуты и структурированы в программе в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной деятельности обучающихся при изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике. Предметные результаты изучения истории учащимися 5–10 классов включают: целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории; базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значениясобытий и явлений прошлого и современности; 15 умение работать: а) с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками – извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источника; способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий; владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории; способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества; осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира; умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в. Достижение последнего из указанных предметных результатов может быть обеспечено введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России»4, предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX– XXI вв. в 10–11 классах. Изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917–1922 гг., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.). Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты. Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 4 Цели изучения данного модуля, его содержание, планируемые результаты освоения отражены в Примерной рабочей программе учебного модуля «Введение в Новейшую историю России». 16 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с исторической картой (картами, размещеннымив учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др. 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)5: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника. 5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. 6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану). 8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников историии культуры. Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности обучающихся при изучении 5 Исторические источники выделены из широкого круга источников исторической учебной и внеучебной информации как особая совокупность материалов исторических эпох и специальный объект исторического анализа. 17 истории (в том числе – разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащимися результатов. 6 5 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 3. Работа с исторической картой: находить и показывать на исторической карте природныеи исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. 4. Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5. Историческое описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); 6 Предметные результаты представлены в виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов, выстраиванию единой линии развития познавательной деятельности учащихся. Названные ниже результаты формируются в работе с комплексом учебных пособий – учебниками, настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и т. д. Это предполагается по определению, но не повторяется для каждого результата из соображений компактности изложения. 18 давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры. 8. Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 5 КЛАСС (68 часов) Основно Тематическ иеблоки, темы Основные виды деятельности обучающихся е содержани 8 е История Древнего мира (68 ч) Введение (2 ч) Что изучает история. Источники исторических знаний. Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом. Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников. Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика. Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра). Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта Размещать 19 на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру. Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах Первобытность (4 ч) Первобытность Происхождение (4 ч) и расселение древнейшего человек а. Условия жизни и занятия первобытных люде й. Овладение огне м. Появление человек а разумного. Охот а и собирательство. Представления о б окружающем мир е, верования первобытных людей Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам. Рассказывать о занятиях первобытных людей. Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей. Объяснять, древнейших какое для людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали. Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков. Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди. Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф. Древнейшие Характеризовать земледельцы древними и скотоводы. Ро 20 значение и скотоводства. значение освоения людьми земледелия д и племя. Изобретени е орудий труда. Появление Распознавать (на изображениях, макетах) орудия 21 труда древних земледельцев, ремесел. е хозяйство От Производяще ремесленников. Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя. Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми первобытност и к цивилизации. Использование металлов. Развити е обмена и торговли. От родовой общины к соседской общин е. Появление знат и. Возникновение древнейших цивилизаций Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело. Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе. Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать. Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации Древний Восток (20 ч) Древний Египет (7 ч) Природа Египта. Занятия населения. Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения. Возникновение государственной власти. Объединение а. Управление государством Египт (фарао н, чиновники, жрецы). 22 Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти. Рассказывать, как произошло Условия и, положение, и древних жизн повинност египтя н. Развитие земледели я, скотоводства, ремесе л. Рабы. Отношения а с соседними и. Египетское Египт народам о. Завоевательные ы египтян; войск поход Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. объединение Египта, раскрывать этого значение событие. Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец. Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения. Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники). Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта. Рассказывать об и организации вооружении египетского войска. Объяснять, Рамсес II. 23 чем прославился фараон Религиозные веровани я египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания х египтян. древни Письменност ь (иероглифы, ); открытие Ф. Шампольона. Искусство Древнего а (архитектура, ы, фрески) Древние цивилизац ии Месопотам ии(4 ч) папирус Ж. Египт рельеф Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Создание едино гогосударства. Письменность. Мифы исказания. 24 Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне. Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций). Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея. Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон. Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов. Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта. Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии изанятиях живших там в древности людей. Называть и показывать на карте древнейшие городагосударстваМесопотамии. Объяснять значение понятий и терминов:клинопись, эпос, зиккурат. Показывать на карте расположениедревнего Вавилонского царства. Древний Вавилон. ЦарьХаммурапи и его законы. Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи. Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника. Ассирия. Показывать е сильной ы. Завоевания в. Культурные а Ниневии. Создани держав ассирийце сокровищ на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска. Объяснять, как цари ассирийские управляли своей державой. Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях. Нововавилонское Объяснять, благодаря чему произошло 25 царство. е сильной Создани держав ы. Легендарные памятники города Вавилона Восточное Средиземномор ье в древности (2 ч) Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финики я: развитие ремесел и торговли. Город агосударства. Финикийская колонизация. Финикийский т. Палестина население. Возникновение алфави и ее ь Соломон. Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья. Рассказывать о развитии и торговли в Финикии. ремесел Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит. Называть и показывать на карте древние государства Палестины. Объяснять, чем известен в истории царь Соломон. Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет Израильского государства. новое возвышение Вавилона. Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня» Цар Религиозны е верования. Ветхозаветные предания Персидская Завоевания держава в. Государство (2 ч) Ахеменидов. е цари: Кир II Великий, персо Велики Показывать на карте территорию Персидской державы ее могущества. Объяснять 26 причины успехов в период военных Дарий Древняя я (2 ч) Инди I. Расширение территории держав ы. Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управлени е империей. Религи я персов персидской армии. Природные Рассказывать услови я Древней Индии. Занятия населения. Древнейши е города-государства. Переселение арие в в Индию. Держав а Маурьев. Государств о Гуптов. Общественно е устройство, варны. Религиозные я древних в. Легенды веровани индийце и сказания. Возникновение буддизма. е Культурно 27 Характеризовать систему управления персидской державой. Рассказывать о религии древних персов. Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста о природных условиях Древней Индии, занятиях населения. Рассказывать о древнейших х городах, используя карту. Объяснять значение понятий и терминов: индийски арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит. Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме. Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения. Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и Древний й (3 ч) Кита наследие Древней Индии буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника). Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем ониинтересны для историков Природные Характеризовать, я Древнего услови Кита я. Хозяйственная деятельность и условия жизни населени я. Древнейшие царств а. Создание объединенной империи. Цин ь Шихуанди. Возведени е Великой Китайск ой стены. Правлени е династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положени е различных груп п населения. Развити е ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиознофилософские 28 используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения. Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий труда, их технических сооружениях. Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства. Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди его деятельности. Рассказывать и итогов о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли. Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались. Объяснять значение понятий и терминов: учения. ий. Научные изобретения Конфуц знания и их китайцев. Храмы Великая Китайская Великий шелковый древн каллиграфия. стена, путь, пагода, иероглиф, Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия. Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций) Древняя Греция. Эллинизм (20 ч) Древнейшая Греция (4 ч) Природные услови я Древней Греции. Занятия населения. Древнейши е государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства й Греции ы, Тиринф). я война. е ахейско (Микен Троянска Вторжени 29 Рассказывать, используя о карту, природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения. Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах. Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея». Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь» дорийских плем ен. Поэмы Гомера «Илиада»и «Одиссея» Греческие Подъем полисы й жизни (10 ч) хозяйственно после «темных веков». Развитие ремесла и торговли. Образование городов-государств. Политическое устройство в. Аристократия демос. Великая Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства. Объяснять полисо значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония. Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их и положение, отношение к власти. греческа я колонизация. Метрополии и колонии. 30 Рассказывать о составе и организаци и полисного войска. Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями. Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм. Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена. Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией. Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством. Афины: утверждени е демократии. ы Солона. ы Клисфена, их значение. Спарта: е группы я, общественное устройство. Организация военного Закон Реформ Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты. Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции. основны населени а. Спартанское воспитание. дел Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках. Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия. Греко-персидские Рассказывать войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне. Усилени е 31 о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции. Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях иМикале. Итоги грекоперсидских войн. сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе). Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы. Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий. Называть основные итоги грекоперсидских войн. Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы. Расцвет Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период грекоперсидских войн. Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла. Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э. Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах. Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах. Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны. Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны Афинско го государства. Развитие демократии. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Упадок Эллады 32 Культура Древней Греции (3 ч) Верования древни х греков. Сказания о богах и героях. Пантеон богов. Храмы и жрецы. Школа и образование. Развити е наук. Греческа я философия. Литература. Архитектура и скульптура. Теат р. Спортивные состязания; общегреческие игры в Олимпии Македонские Возвышение Называть главных которым богов, поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения. Объяснять, кто такие титаны и герои. Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции. Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика. Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук. Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации). Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях. Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений. Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм Объяснять, что способствовало 33 Македонии. завоевания. Политика Эллинизм Главенство (3 ч) ии над усилению Филиппа II. ми полисами. др Македонский Македон гречески Алексан и его Эллинистические а. Культура Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами. завоевания на Востоке. Распад держав ы Александра Македонского. государства Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II. Восток эллинистического мира в виде таблицы информацию о завоевательных походах Систематизировать Александра Македонского. Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского. Представлять характеристик у («исторический портрет») Александра Македонского. Раскрывать смысл понятия «эллинизм». Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского. Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира Древний Рим (20 ч) 34 Возникновен иеРимского государства (3 ч) Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусск иегорода-государства. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древн их римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римо мИталии Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности. Сопоставлять информацию опроисхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков. Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион,понтифик, авгур. Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание). Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника. Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов. Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией. Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!» Римские завоевания в Средиземномор ье(3 ч) Войны Представлять Пунических Рим а с Карфагеном. Ганнибал;битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Римав Средиземноморье. Римские провинции 35 общую характеристику войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги). Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал. Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций Поздняя Римская республика . Гражданск иевойны (5 ч) Подъем сельско го хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную у. Реформы в: проекты м, мероприятия, Гражданская и реформ Гракхо рефор итоги. война 36 Объяснять, почему причиной острыхстолкновений в Риме во II в. до н. э. сталвопрос о переделе «общественной земли». Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции,триумвират, вольноотпущенник, гладиатор. установление диктатуры Суллы. е Спартака. Восстани й триумвират. е армии Расцвет и падение Римской Первы Участи Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов. Анализировать историков отрывки текстов из (извлекать информацию, в гражданских войнах. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезар я. Победа Октавиана высказывать оценочные суждения). Установление Рассказывать императорской империи и. Октавиан (6 ч) т. Императоры а: завоеватели и власт Авгус Рим Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу. Рассказывать о в положении Древнем Риме. Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги). Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю. Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон». Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги об установлении единоличной власти Октавиана Августа. Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору). 37 рабов правители. Римская я: территория, управление. Римское импери гражданств о. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римск ой империи на Западную и Восточную части. Начало о переселения в. Рим и варвары. Падение Западной й империи Великог народо Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями. Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи. Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда. Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы. Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась от новая религия верований римлян. Римско Характеризовать императоров политику римских в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена. Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, 38 патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную. Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим. Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?» Культура Римская Древнего Рима а, золотой (3 ч) Раскрывать смысл понятия «золотой век литератур век поэзии. Ораторское искусств о; Цицерон. римской поэзии», называть имена поэтов золотого века. Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, Развитие нау к. Архитектура и скульптура. Пантеон история). Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству. Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору). Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия. Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 39 5 КЛАСС Количествочасов № п Темауро В Контроль / ка се ныеработ п го ы 1 2 3 4 5 6 7 Что изучает история. Историч еская хронолог ия. Историч еская карта Происхо ждение, расселен ие и эволюци я древней шего человека Появлен ие человека разумног о Древней шие земледел ьцы и скотовод ы От первобы тности к цивилиза ции Природа Египта и ее влияние Практичес киеработы Датаи зучени я Электронныецифровыео бразовательныересурсы 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8d54 https://m.edsoo.ru/863f8f2a https://m.edsoo.ru/863f9380 https://m.edsoo.ru/863f9740 https://m.edsoo.ru/863f9c68 https://m.edsoo.ru/863fa050 https://m.edsoo.ru/863fa244 40 8 9 10 11 12 13 14 на условия жизни и занятия древних египтян Возникн овение государс твенной власти. Управле ние государс твом (фараон, вельмож и, чиновни ки) Условия жизни, положен ие и повинно сти населени я Отношен ия Египта с соседни ми народам и Религиоз ные веровани я египтян Познани я древних египтян Природн ые условия Месопот 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa6ea https://m.edsoo.ru/863faa50 https://m.edsoo.ru/863fabea https://m.edsoo.ru/863fadfc https://m.edsoo.ru/863fb130 https://m.edsoo.ru/863fb324 https://m.edsoo.ru/863fb540 41 15 амии (Междур ечья) и их влияние на занятия населени я. Древний Вавилон. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb748 16 Ассирия. 1 0 0 Библиотека ЦОК 17 Нововав илонское царство. 1 0 0 Библиотека ЦОК 18 Финикия . 1 0 0 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbf 19 20 21 22 23 Палести на и ее населени е. Возникн овение Израиль ского государс тва. Завоеван ия персов. Государс твенное устройст во Персидс кой державы . Древняя Индия. Религиоз ные веровани яи культура древних https://m.edsoo.ru/863fbac2 https://m.edsoo.ru/863fbdd8 cc 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc26a https://m.edsoo.ru/863fc4c2 https://m.edsoo.ru/863fc6ca https://m.edsoo.ru/863fc8dc https://m.edsoo.ru/863fcaf8 42 24 25 26 27 28 29 30 31 индийце в. Древний Китай. Правлен ие династи и Хань. Религиоз нофилософ ские учения, наука и изобрете ния древних китайцев . Природн ые условия Древней Греции и их влияние на занятия населени я. Древней шие государс тва Греции. Троянск ая война. Поэмы Гомера «Илиада »и «Одиссе я» Подъем хозяйств енной жизни гречески 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fce2c https://m.edsoo.ru/863fd07a https://m.edsoo.ru/863fd336 https://m.edsoo.ru/863fd5c0 https://m.edsoo.ru/863fd836 https://m.edsoo.ru/8640a31a https://m.edsoo.ru/8640a770 https://m.edsoo.ru/8640a91e 43 32 33 34 35 36 37 38 39 х полисов после «темных веков» Образов ание городовгосударс тв. Великая греческа я колониза ция Афины: утвержд ение демократ ии Спарта: основны е группы населени я, обществ енное устройст во Грекоперсидск ие войны Крупные сражени я грекоперсидск их войн и их итоги Расцвет Афинско го государс тва Хозяйств енная жизнь в древнегр 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac https://m.edsoo.ru/8640aae0 84 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640ae32 https://m.edsoo.ru/8640afcc https://m.edsoo.ru/8640b1ca https://m.edsoo.ru/8640b382 https://m.edsoo.ru/8640b508 https://m.edsoo.ru/8640b67a 44 40 41 42 43 44 45 46 47 48 еческом обществ е Пелопон несская война Религия древних греков Образов ание и наука в Древней Греции Искусств о и досуг в Древней Греции Возвыше ние Македон ии Алексан др Македон ский и его завоеван ия на Востоке Эллинис тические государс тва Востока Природа и населени е Апеннин ского полуостр ова в древност и Республ ика 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b7f6 https://m.edsoo.ru/8640b990 https://m.edsoo.ru/8640bb16 https://m.edsoo.ru/8640bcf6 https://m.edsoo.ru/8640be72 https://m.edsoo.ru/8640c002 https://m.edsoo.ru/8640c1c4 https://m.edsoo.ru/886460aa https://m.edsoo.ru/886465e6 45 49 50 51 52 53 54 55 римских граждан Верован ия древних римлян Войны Рима с Карфаге ном Ганниба л; битва при Каннах Установ ление господст ва Рима в Средизе мноморь е. Римские провинц ии Социаль ноэкономи ческое развитие поздней Римской республи ки Реформы Гракхов: проекты реформ, меропри ятия, итоги Граждан ская война и установл ение диктатур ы Суллы 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886469b0 https://m.edsoo.ru/88646848 https://m.edsoo.ru/88646adc https://m.edsoo.ru/88646c1c https://m.edsoo.ru/88646d5c https://m.edsoo.ru/88646e7e https://m.edsoo.ru/88646faa 46 56 57 58 59 60 61 62 63 Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатур а Борьба между наследни ками Цезаря Установ ление императ орской власти Императ оры Рима: завоеват ели и правител и Римская империя: территор ия, управлен ие Возникн овение и распрост ранение христиан ства Императ ор Констан тин I, перенос столицы в Констан тинопол ь Начало Великог 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886470f4 https://m.edsoo.ru/886472a2 https://m.edsoo.ru/886473ba https://m.edsoo.ru/886474dc https://m.edsoo.ru/88647608 https://m.edsoo.ru/88647716 https://m.edsoo.ru/88647838 https://m.edsoo.ru/8864795a 47 о переселе ния народов. Рим и варвары Римская литерату ра, 64 золотой век поэзии Развитие наук в 65 Древнем Риме Искусств о 66 Древнег оРима Историч еское и культурн ое наследие 67 цивилиза ций Древнег о мира Историч еское и культурн ое 68 наследие цивилиза ций Древнег о мира ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТ ВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММ Е 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 68 0 0 https://m.edsoo.ru/88647a86 https://m.edsoo.ru/88647c2a https://m.edsoo.ru/88647d4c https://m.edsoo.ru/88647e78 48 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • История. Всеобщая история. История Древнего мира : 5-й класс : учебник, 5 класс/ Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.; под ред. Искендерова А. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека http://school-collection.edu.ru/catalog/ http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ http://www.yaklass.ru/ https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/ ЦОК Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения При оценивании планируемых результатов обучения истории у учащихся с НОДА необходимо учитывать такие индивидуальные особенности их развития, как: уровень развития моторики рук, уровень владения устной экспрессивной речью, уровень работоспособности на уроке (истощаемость центральной нервной системы). Исходя из этого, учитель использует для учащихся индивидуальные формы контроля результатов обучения истории. При сниженной работоспособности, выраженных нарушениях моторики рук возможно увеличение времени для выполнения контрольных, самостоятельных и практических работ. Контрольные, самостоятельные и практические работы при необходимости могут предлагаться с использованием электронных систем тестирования, интерактивных исторических карт, виртуальных исторических лабораторий, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учет 49 учебных достижений обучающихся. Текущий контроль в форме устного опроса при низком качестве устной экспрессивной речи учащихся необходимо заменять письменными формами. Специальные условия реализации дисциплины 1. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). 2. Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды по истории, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. 50 51