РП Русский язык 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Коменская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология».
«Русский язык» в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающим практическое усвоение языка как средства общения. Данный предмет
способствует повышению речевой компетентности обучающихся с ЗПР, готовит их к
самостоятельной жизни в обществе.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с
ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание
обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для обучения по варианту 7.2
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного
содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и
навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи
учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому
творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность
для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания,
недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:


формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;



формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;



уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;



развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятность и выразительность речи);



формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;



формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений
языка);



удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;



способствовать

совершенствованию

коммуникации,

обеспечивающих

познавательной

преодоление

деятельности

недостатков

сферы

и

речевой

жизненной

компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;


содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1

дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:


совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких
и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов,
установления ударного слога, границ предложений;



научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и
букв в словах, определять порядок букв в слове и в алфавите, использовать в речи
языковые термины;



научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с
буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым
написанием;



научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена,
фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;



научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;



обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных
слов, слов с близким и противоположным значением;



совершенствовать

навыки

построения

высказывания

в

ходе

практического

ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по составлению и
озаглавливанию небольших текстов;


совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и
предложений;



воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с
ЗПР низкую познавательную активность;



учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги,
слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;



удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и
учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;



формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении
звуковых схем слова, схем предложения);



совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе обучения

младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение
читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка.
Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо
поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры.
Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние
на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже для
школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного
содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью как собственно
русского языка, так и совершенствования речевой деятельности.
При

ЗПР

эти

трудности

многократно

усиливаются.

Дети,

пришедшие

в

1дополнительный класс, нередко продолжают демонстрировать слабые языковые
способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и
слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы
предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи
просьбу, разворачивать ответ, пользоваться речевыми формами этикета. У обучающихся с
ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего
обучения.
Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только
перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для
обучающихся по варианту 7.2. Поэтому механический перенос на контингент обучающихся

с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих
отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно
особых организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе,
пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников
«Школа России». В 1 дополнительном классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве
учебника используется «Русский язык» для 1 класса В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Для
обучающихся по варианту 7.2. также разработана специальная рабочая тетрадь,
соответствующая календарно-тематическому планированию в 1 дополнительном классе.
Содержание и оформление заданий в обозначенном учебнике не полностью
соответствует рекомендациям по обучению русскому языку детей с ЗПР, разработанных
Р.Д. Тригер. Некоторые темы слишком теоретизированы, наблюдается переизбыток текста
и информационная перегрузка, в связи с чем материалы учебника не могут быть
использованы в полном объеме. Например, в теме «Язык и речь» возможно исключить
трудные

для

понимания

определения

понятий

«устная

и

письменная

речь»,

«государственный язык». В разделе «Слова, слова, слова…» следует упростить материал о
многозначном и однозначном значении слов, акцентировать внимание на практическом
знакомстве с данной темой. В теме «Перенос слов» целесообразно продумать пошаговое
предъявление правил переноса, использование наглядности.
Учителю рекомендуется самостоятельно адаптировать содержание тех заданий
учебника, которые заведомо сложны для обучающихся, подбирать дидактический материал
к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников,
уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.
В ходе обучения в 1 дополнительном классе младший школьник с ЗПР получает
первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует
навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного
высказывания.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую
систему

коррекционно-развивающей

работы,

направленную

на

удовлетворение

специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных детским потребностям методов и
конкретных дидактических приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку,

желание улучшить качество письма и чтения, совершенствуется связное (в т.ч. учебное)
высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих
затруднений, попытки улучшения успешности обучения русскому языку.
Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку способствуют развитию
произвольности и становлению навыков самоконтроля значимо для выполнения
письменных работ по математике. Умение осознанно строить устное речевое высказывание
в соответствии с задачами коммуникации, анализировать и составлять тексты в устной
форме способствует более успешному усвоению знаний по предметам «Литературное
чтение», «Окружающий мир»
При

изучении

учебного

материала

(анализ

звукового

состава

слова,

дифференциации звуков, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в
предложении и т.п.) у младших школьников с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и
внимания. В ходе выполнения заданий на различение слов, обозначающих предметы,
действия и признаки, знакомство с многозначными словами, словами с близким и
переносным значением, признаками текста, при объяснении значений слов, классификации
слов на слова-предметы, действия и признаки, создаются предпосылки становления
логического (понятийного) мышления.
При

усвоении

учебного

предмета

«Русский

язык»

школьники

учатся

ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный
отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции
деятельности.
Учитель начальных классов

должен поддерживать тесную связь с учителем-

логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как
дисграфия и дизорфография. Дифференциация сходных фонем при написании слов, работа
над слоговой структурой слова, выделение ударных и безударных гласных, усвоение
правил правописания буквосочетаний чк, чн, сдвоенных согласных способствует
улучшению качества устной и письменной речи, предупреждению ошибок чтения и письма.
Взаимосвязь учителя и педагога-психолога заключается в учете рекомендаций
последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности
работы по формированию произвольной регуляции деятельности, а также необходимых
универсальных учебных действий. Педагог-психолог ставит учителя в известность о том,
какого уровня сформированности системы произвольной регуляции и познавательной
деятельности в целом

достигли обучающиеся в классе. В большинстве случаев они

нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания,
подсказка) помощи на разных этапах урока. При самом низком уровне сформированности
познавательной деятельности успех ребенку может быть обеспечен только при полном
объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания.
Педагог-психолог в свою очередь способствует преодолению дисфункций
(недостатков зрительно-моторной координации, пространственных представлений и пр.), а
также создает основу для облегчения усвоения предметного материала за счет
совершенствования познавательной деятельности.
В систему коррекционно-развивающих занятий с ребенком при необходимости (и
при наличии возможности) включается педагог-дефектолог (последнее реализуется за счет
часов

курсов

коррекционно-развивающей

области

«Логопедические

занятия»

и

«Психокоррекционные занятия»). Педагог-дефектолог должен преодолевать недостатки
предшествующего обучения и препятствовать появлению новых пробелов в знаниях.
Учителю начальных классов, обучающему детей по варианту 7.2. в соответствии с
ФГОС

НОО

ОВЗ

следует

пройти

профессиональную

переподготовку

по

олигофренопедагогике. Ему можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих
рекомендаций,

удовлетворяющих

специфические

образовательные

потребности

обучающихся по варианту 7.2.
Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием
детального руководства выполнением конкретного задания: например, при выделении
ударных и безударных гласных в слове, произносим слово по слогам, «отхлопываем»
количество слогов, определяем их последовательность, выделяем ударный слог и ударный
гласный звук, выделяем безударные слоги и безударные гласные, ставим знак ударения).
Значительное время следует отводить практическому закреплению материала
(моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику)
Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами слов, с
иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр.
Следует систематически повторять пройденный материал для закрепления
изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на
самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение
точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений,
пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом).
Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в
том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.

Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор
самого удачного предложения, высказывания).
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также
в том, чтобы на уроках русского языка в первом дополнительном классе учитель:
 преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая
способы действия;
 отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с
моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику);
 систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь тем по
русскому языку, показывал необходимость усвоения нового языкового правила для
решения учебных задач;
 вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и
закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия.
Взаимодействие

всех

участников

коррекционно-педагогического

процесса,

активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной
компетенции и достижения планируемых результатов образования.
Место предмета в учебном плане
Приведенная рабочая программа составлена на 165 часов (по 5 часов в неделю при
33 учебных неделях). В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии
составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может
корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических
особенностей обучающихся1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по
следующим параметрам:

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ
Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 г.).
1

 расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться,
регулировать собственное речевое поведение;
 развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве
средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
 улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
 совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в
тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
 улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса,
предъявления «эталонных» речевых образцов;
 развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по
учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
 принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения
каллиграфией);
 развитии

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
 развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по
учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);

 кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим
символом и пр.);
 осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);
 сравнивать слова с близким и противоположным значением;
 обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих
предметы, действия, признаки).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с
первым ударным слогом);
 различать способы и результат действия (подобрать слова с близким или
противоположным значением);
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со
словами).
 осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством
учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

проявляются возможностью:
 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 слушать собеседника и вести диалог;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой осуществляется по следующим
направлениям:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется
в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание
ручки, расположение тетради и т.п.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его
фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;
– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;
– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность

к

осмыслению

и

дифференциации

картины

мира,

ее

пространственно- временной организации проявляется:
– в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия;
– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;
– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
4) овладение основами грамотного письма;
5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с АООП изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном
классе включает следующие разделы:
Слушание.

Адекватное

восприятие

звучащей

речи.

Понимание

на

слух

информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по
вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей
(описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.

Плавное

слоговое

чтение

со

скоростью,

соответствующей

индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов
и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов
и

последовательности

правильного

списывания

текста.

Правильное

оформление

написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).
Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание
функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака
ударения.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и
предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и
согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных
звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение,
нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–
безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного
языка.

Графика. Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель
твёрдости–мягкости
предшествующего

согласных
согласного

звуков.
звука.

Мягкий

знак

Знакомство

с

как

показатель

русским

мягкости

алфавитом

как

последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.
Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Орфография и пунктуация. Применение правил правописания:
буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
буквосочетания чк, чн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
разделительные ъ и ь;
раздельное написание предлогов с другими словами;
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое
единство предложений в тексте. Заглавие текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел

п/п

Примерные темы

Примерное содержание занятий

занятий
1 четверть

1

Повторение

Слова в

Различение слова и предложения.

изученного в 1

предложениях.

Выделение границ предложения

классе.

(по заглавной букве и точке).

(40 часов)

Деление предложений на слова.
Определение

порядка

и

количества слов в предложении.
Уточнение

значений

слов.

Называние

обобщающих

слов.

лишнего

слова.

Исключение
Отгадывание

загадок

объяснением.

с

Составление

предложений

по

сюжетным

картинкам,

по

словам.

Составление

предложений

предлогами.

с

Вставка

пропущенных

слов

в

предложение. Списывание слов и
предложений с печатного текста.
Письмо под диктовку слов.
Деление слов на

Деление слова на слоги. Подсчет

слоги. Ударный слог.

количества

слогов

Выделение

последовательности

слогов

в

слове,

в

слове.

определение

ударного слога. Составление слов
из слогов.
Звуко-буквенный

Дифференциация звуков (гласные,

анализ слов.

согласные,

звонкие,

глухие,

твердые, мягкие). Определение
места звука в слове. Подбор слов к
заданному

звуку.

Последовательное

выделение

звуков в словах, состоящих из
двух гласных, в односложных
словах без стечения согласных, в
двусложных с первым слогом из
одного гласного, в двусложных
словах из открытых слогов, со
стечением

согласных.

Составление
графической

условносхемы

звукового

состава слов по следам анализа.
Составление слов из разрезной
азбуки.

Вставка

пропущенных

букв.
Написание
буквосочетаний ча,

Уточнение

написания

чу, ща, щу, жи, ши.

буквосочетаний ча, чу, ща, щу,

жи,

ши.

Подбор

слов,

начинающихся на звуки [Чʼ], [Ш],
[Ж].

Составление

графической

условно-

схемы

звукового

состава слов. Чтение слогов и
слов. Списывание слогов и слов с
печатного текста. Письмо под
диктовку слов с простой слоговой
Слова со

структурой.

смягчающим ь и
разделительным ъ.

Сравнение

слов

согласными

с

на

мягкими
конце

и

разделительным ъ. Анализ звукобуквенного состава слов. Чтение
слов

со

смягчающим

и

разделительным ь. Чтение слов с
разделительным
слов

со

ъ.

Написание

смягчающим

разделительным

ь

и
и

разделительным ъ.
Работа с прописью.
Закрепление написания строчных
и заглавных букв и их соединений
в слогах и словах.
Речевая практика.
Повторение
этикета.

правил

речевого

Активизация

самостоятельных высказываний в
различных учебных ситуациях:
поделиться

наблюдениями,

рассказать правило выполнения
задания, проговорить содержание
и

план

предстоящей

работы,

прокомментировать выполнение.

Рассматривание

и

обсуждение

иллюстраций.

Постановка

вопросов по картине.
2 четверть
2

Текст, предложение. Текст
Диалог.

и Признаки

предложение.

текста.

Смысловое

единство предложений в тексте.

Слова,

Заглавие

текста.

обозначающие

Последовательность предложений

предметы, действия,

в тексте. Составление подписей к

признаки.

серии

Речевая практика.

Списывание слов и предложений с

сюжетных

картинок.

печатного текста. Письмо под
диктовку простых предложений.
(35 часов)

Практическое
Диалог.

диалогом.

знакомство

с

Ориентировка

в

речевой ситуации: с какой целью,
с кем и где происходит диалог.
Чтение

диалога

по

ролям.

Обыгрывание диалогов.
Предметы
Слова

–

предметов.

и

их

названия.

названия Различение слов по вопросам
Кто?

Что?

Подбор

слов,

отвечающих на вопросы Кто?
Что?

на

Называние

заданную
частей

тему.

предмета.

Называние слов, обозначающих
сходные

и

предметов

различные
при

части

сравнении

похожих предметов. Подбор слов,
обозначающих
предметов,
вопроса.

название
с

постановкой

Выделение

названий
предложениях.

слов

предметов

–
в

Составление

словосочетаний и предложений со
словами

произвольно

и

по

заданной теме. Списывание с
печатного текста.
Слова

–

названия Действия

действий.

и

их

названия.

Различение слов по вопросам Что
делает?

Что

делал?

(Что

сделал?) Что будет делать? (Что
сделает?).

Подбор

обозначающих

слов,

действие,

на

заданную тему. Выделение слов в
предложениях. Подбор близких по
значению

слов,

обозначающих

действие. Согласование слов по
вопросам. Письмо под диктовку
предложений.
Слова

–

признаки Признаки

предметов.

названия.

предметов
Название

и

их

признака

предмета по вопросам Какой?
Какая? Какое? Какие? Подбор
слов,

обозначающих

предмета.

признаки

Выделение

слов

в

предложении. Согласование слов
по

вопросам

с

иллюстрацию.

опорой

на

Списывание

предложений с печатного текста.
Слова – помощники.

Практическое

знакомство

с

наиболее

употребительными

предлогами

с

опорой

на

иллюстрации и моделирование
пространственных
Нахождение
предложениях.

отношений.

предлогов

в

Раздельное

написание предлогов со словами
(опора на схему). Практическое
закрепление

использования

предлогов

при

предложений.

составлении

Списывание

с

печатного текста словосочетаний
с предлогами.
Вежливые слова.

Уточнение норм речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание,
извинение,

благодарность,

обращение

с

просьбой).

Практическое

закрепление

речевых форм этикета.
Однозначные

и Называние по картинкам слов,

многозначные слова.

имеющих

одно

и

несколько

значений. Нахождение значений
слов

в

словаре.

однозначных
слов

в

и

Нахождение
многозначных

предложениях

уточнением
Составление

их

с

значения.

предложений

с

однозначными и многозначными
словами с опорой на картинку.
Письмо под диктовку.
Слова

близкие

и Практическое

противоположные по словами
значению.

знакомство
близкими

со
и

противоположными по значению.
Нахождение в словаре слов с
близким

и

противоположным

значением. Подбор слов с близким
значением на заданную тему.

Поиск

слов

для

составления

предложения

(среди

предложенных учителем слов).
Подбор

заголовка

Письмо

к

под

тексту.
диктовку

предложений.
Выполнение заданий Закрепление знаний и умений по
в рабочей тетради.

теме.

Отработка

разборчивого

навыка

и

аккуратного

письма.
Речевая практика.

Выражение собственного мнения
при обсуждении значений слов,
подбора слов для составления
предложения.

Активизация

самостоятельных высказываний в
учебных ситуациях (поделиться
наблюдениями,
алгоритм
Повторение

рассказать

выполнения

задания,

и проговорить предстоящую работу,

закрепление

прокомментировать,

пройденного

словесный отчет).

дать

материала.
3 четверть
3

Слово

и

слог. Слово

и

слог.

Уточнение

представлений
составе

о

Ударение. Звуки и

слоговом

слов.

буквы. Алфавит.

Соотнесение количества слогов с

Речевая практика.

количеством гласных в слове.

(50 часов)

Группировка слов с одинаковым
количеством слогов. Составление
слов из слогов. Соотнесение схем
слов со словами.
Перенос

слов.

Практическое
правилами
Деление

знакомство
переноса

слов

для

с
слов.

переноса.

Закрепление способов переноса
слов на основе проговаривания
слогового состава слова. Письмо
предложений с переносом слов на
другую

строку.

Исправление

ошибок переноса слов.
Ударение.

Наблюдение за произношением
ударного слога в слове (слуховые
и

интонационные

ориентиры).

Различие в звучании ударных и
безударных гласных. Сравнение
произношения

безударного

гласного с его обозначением на
письме. Знакомство с правилом
постановки

ударения

в

односложных словах и в словах с
буквой ё. Обозначение ударения в
словах

с

помощью

знака.

Проверка правильности ударения
в орфоэпическом словаре.
Признаки
Звуки

и

буквы.

звуков

и

букв.

Совпадение звука и буквы в слове.
Наблюдение

за

артикуляцией

звуков. Выделение первого звука в
слове. Звуко-буквенный анализ
слова. Наблюдение за изменением
звукового

состава

слова

с

использованием картинок.
Знакомство с алфавитом. Показ
Русский алфавит, или

значения алфавита. Нахождение

Азбука.

слов

в

толковом

(ориентировка

на

словаре
алфавит).

Распределение слов в алфавитном

порядке (по первой букве) под
руководством учителя.
Уточнение
Гласные

звуки.

гласных

характеристики
звуков.

обозначения
Гласные,

Буквы

гласных

для

звуков.

указывающие

твердость

на

и

мягкость

предшествующего

согласного.

Определение
безударного

ударного
гласного

и
звука.

Проверка написания безударного
гласного (подбором проверочного
слова

с

помощью

учителя).

Проверка

написания

слов

по

орфографическому словарю.
Уточнение
Согласные

звуки.

согласных

характеристики
звуков.

Буквы,

обозначающие согласные звуки.
Двойные согласные в наиболее
употребительных словах, правила
их переноса.
Буквы

Й

и

И.

Уточнение
звуках

[И]

представлений
[Йʼ].

о

Сравнение

слогового состава слов с буквами
И и Й. Практическое закрепление
правила переноса слов с буквой Й.
Объяснение

значения

слов.

Подбор слов с противоположным
значением.
Твёрдые
согласные

и

мягкие Наблюдение за произнесением и
звуки.

написанием мягких согласных.
Обозначение мягкости согласных
с помощью гласных и ь. Парные и

непарные согласные. Нахождение
в

слове

букв,

обозначающих

мягкие согласные. Обозначение
мягких согласных в схеме слова.
Выполнение заданий Закрепление знаний и умений по
в рабочей тетради.

теме.

Отработка

разборчивого

навыка

и

аккуратного

письма.
Речевая практика.

Различение текста и не текста.
Составление

фрагментов

высказываний по серии сюжетных
Повторение

и картинок. Фиксация символами

закрепление

каждого

фрагмента

пройденного

Составление

материала.

высказывания

текста.
связного

с

опорой

на

символы. Озаглавливание текста.
4 четверть
4

Звуки и буквы.

Мягкий

знак

(ь).

Сравнение

слов

с

мягкими

Правописание

согласными на конце. Анализ

буквосочетаний чк,

слогового

чн, чт; жи, ши, ча,

Составление схемы слов. Чтение

ща,

слов со смягчающим ь. Чтение

чу,

щу.

состава

предложений
(40 часов)

текстов.

и

слов.

небольших

Написание

слов

со

смягчающим ь. Перенос слов с ь.
Составление

текста

из

предложений с помощью учителя.
Списывание слов и предложений с
печатного текста.
Дифференциация

звонких

и

глухих согласных. Сопоставление
Глухие

и

согласные

звонкие значений
звуки.

слов

в

связи

с

изменением букв, обозначающих
звонкие

и

глухие

согласные.

Написание

глухих

и

звонких

согласных в конце слова, перед
другими

согласными,

перед

гласными. Проверка написания
глухих

и

звонких

согласных

подбором проверочного слова с
помощью

учителя.

Восстановление
деформированного

текста.

Письмо под диктовку небольшого
текста.
Наблюдение за произношением
шипящих согласных. Непарные
Шипящие согласные твердые
звуки.

и

мягкие

согласные.
звуков

шипящие

Дифференциация

[С]

–

[Ш].

Хоровое

проговаривание скороговорок с
соблюдением

орфоэпических

норм и правильной интонации.
Буквосочетания

чк,

чн.

Наблюдение за произношением и
написанием

слов

буквосочетаниями

с

чк,

чн.

Объяснение

написания

слов.

Чтение

запись

и

слов

с

пропущенными
буквосочетаниями.
Буквосочетания жиши,

ча-ща,

чу-щу.

Сочетание шипящих с гласными.
Уточнение правописания жи-ши,
ча-ща,

чу-щу.

Закрепление

правила написания в упражнениях
с

комментированием.

Вставка

пропущенных буквосочетаний в

слова с объяснением правила.
Образование

формы

множественного

числа

существительных с шипящими
согласными на конце. Письмо под
диктовку.
Заглавная

буква

словах.

в
Выделение заглавной буквы в
фамилиях,

именах,

людей,

отчествах

кличках

животных,

названиях населенных пунктов и
улиц. Образование ласковых форм
имен

людей.

Объяснение

написания заглавной буквы в
словах.

Составление

предложений.

Списывание

с

Выполнение заданий печатного текста.
в рабочей тетради.
Закрепление знаний и умений по
теме.

Отработка

разборчивого
Речевая практика.

навыка

и

аккуратного

письма.
Моделирование речевых ситуаций
с использованием иллюстраций

Повторение

и учебника

и

закрепление

обучающихся.

изученного

небольших

материала.

высказываний
впечатлений,

личного

опыта

Создание
собственных
на

основе

рассматривания

иллюстраций учебника.

№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

1

Работа с
предложением
: выделение
слов,
изменение их
порядка

1

2

Различение
предложения
и слова

1

3

Составление
предложения
из слов

4

Различение
слова и
обозначаемог
о им предмета

1

5

Слово как
объекта
изучения,
материала для
анализа

1

6

Звуки речи
Интонационн
ое выделение
звука в слове

1

7

Определяем
самый частый
звук в
стихотворени
и

1

8

Различаем
первые звуки
в словах

Контроль
ные
работы

Практиче
ские
работы

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

9

Устанавливае
м
последователь
ность звуков в
слове

10

Сравниваем
слова,
различающиес
я одним
звуком

1

11

Проводим
параллельные
линии

1

12

Отрабатываем
параллельные
линии

1

13

Ориентируемс
я на рабочей
строке

1

14

Пишем
элементы
букв

15

Особенность
гласных
звуков

16

Отрабатываем
письмо
элементов
букв

17

Письмо
строчной и
заглавной
букв А, а

1

18

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв А, а

1

19

Письмо
строчной и
заглавной
букв Я, я

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

20

Слогообразую
щая функция
гласных
звуков

21

Закрепление
написания
строчной и
заглавной Я, я

1

22

Письмо
строчной и
заглавной
букв О, о

1

23

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв О, о

1

24

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ё, ё

1

25

Отрабатываем
умение
определять
количества
слогов в слове

1

26

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Ё, ё

1

27

Письмо
строчной и
заглавной
букв У, у

1

28

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв У, у

1

29

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ю, ю

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

30

Звуковой
анализ слов,
работа со
звуковыми
моделями
слов

31

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Ю, ю

32

Письмо
строчной и
заглавной
букв Э, э

33

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Э, э

1

34

Письмо
строчной и
заглавной
букв Е, е

1

35

Построение
моделей
звукового
состава слов

1

36

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Е, е

1

37

Письмо
строчной
буквы ы

1

38

Письмо
строчной и
заглавной
букв И, и

1

39

Закрепление
написания
строчной и

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

заглавной
букв И, и

40

Повторяем
особенности
гласных
звуков

1

41

Сравниваем
начертания
изученных
букв,
обозначающи
х гласные
звуки

1

42

Пишем буквы,
обозначающи
е гласные
звуки

1

43

Письмо
строчной и
заглавной
букв М, м

1

44

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв М, м

1

45

Звуковой
анализ слов,
работа со
звуковыми
моделями
слов

1

46

Письмо
строчной и
заглавной
букв Н, н

1

47

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Н, н

1

48

Письмо
строчной и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

заглавной
букв Р, р

49

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Р, р

1

50

Особенность
согласных
звуков,
обозначаемых
изучаемыми
буквами:
непарные
звонкие

1

51

Письмо
строчной и
заглавной
букв Л, л

1

52

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Л, л

1

53

Письмо
строчной и
заглавной
букв Й, й

1

54

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Й, й

1

55

Звуковой
анализ слов,
работа со
звуковыми
моделями
слов

1

56

Письмо
строчной и
заглавной
букв Г, г

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

57

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Г, г

58

Письмо
строчной и
заглавной
букв К, к

1

59

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв К, к

1

60

Подбор слов,
соответствую
щих заданной
модели

1

61

Письмо
строчной и
заглавной
букв З, з

1

62

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв З, з

1

63

Письмо
строчной и
заглавной
букв С, с

1

64

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв С, с

1

65

Особенность
согласных
звуков,
обозначаемых
изучаемыми
буквами:
парные по
звонкости-

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

глухости
согласные

66

Письмо
строчной и
заглавной
букв Д, д

1

67

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Д, д

1

68

Письмо
строчной и
заглавной
букв Т, т

1

69

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Т, т

1

70

Тренируемся
подбирать
слова,
соответствую
щие заданной
модели

1

71

Письмо
строчной и
заглавной
букв Б, б

1

72

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Б, б

1

73

Письмо
строчной и
заглавной
букв П, п

1

74

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв П, п

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

75

Отрабатываем
умение
проводить
звуковой
анализ

76

Письмо
строчной и
заглавной
букв В, в

1

77

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв В, в

1

78

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ф, ф

1

79

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Ф, ф

1

80

Различаем
звонкие и
глухие
согласные

1

81

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ж, ж

1

82

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Ж, ж

1

83

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ш, ш

1

84

Закрепление
написания
строчной и

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

заглавной
букв Ш, ш
85

Особенности
шипящих
звуков

1

86

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ч, ч

1

87

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Ч, ч

1

88

Письмо
строчной и
заглавной
букв Щ, щ

1

89

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Щ, щ

1

90

Особенность
согласных
звуков,
обозначаемых
изучаемыми
буквами:
непарные
глухие

1

91

Письмо
строчной и
заглавной
букв Х, х

1

92

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Х, х

1

93

Письмо
строчной и
заглавной
букв Ц, ц

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

94

Закрепление
написания
строчной и
заглавной
букв Ц, ц

95

Твёрдые и
мягкие
согласные
звуки

1

96

Обобщаем
знания о
согласных
звуках

1

97

Письмо
строчной
буквы ь

1

98

Письмо
строчной
буквы ъ

1

99

Совместное
составление
небольших
рассказов о
любимых
играх

1

100

Совместное
составление
небольших
рассказов о
любимом дне

1

101

Резервный
урок.
Отработка
написания
букв,
написание
которых
вызывает
трудности у
учащихся
класса

1

102

Резервный
урок.
Отработка

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

написания
букв,
написание
которых
вызывает
трудности у
учащихся
класса

103

Резервный
урок.
Отработка
написания
букв,
написание
которых
вызывает
трудности у
учащихся
класса

104

Резервный
урок.
Отрабатываем
умение
определять
количество
слогов в слове

1

105

Резервный
урок.
Раздельное
написание
слов в
предложении

1

106

Резервный
урок. Как
правильно
записать
предложение

1

107

Резервный
урок.
Введение
алгоритма
списывания
предложений

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

108

Резервный
урок. Когда
нужен
перенос слова

109

Резервный
урок. Перенос
слов со строки
на строку

1

110

Резервный
урок.
Объяснительн
ое письмо под
диктовку слов

1

111

Резервный
урок.
Объяснительн
ое письмо под
диктовку слов

1

112

Резервный
урок.
Объяснительн
ое письмо под
диктовку слов
и
предложений

1

113

Резервный
урок. Как
составить
предложение
из набора слов

1

114

Резервный
урок.
Составление
из набора
форм слов
предложений

1

115

Резервный
урок.
Объяснительн
ая запись под
диктовку
текста

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

116

Язык как
основное
средство
человеческого
общения.

117

Звуки речи.
Гласные и
согласные
звуки, их
различение

118

Гласные
ударные и
безударные.
Ударение в
слове

119

Слог.
Определение
количества
слогов в
слове.
Ударный слог.
Деление слов
на слоги

120

Согласные
звуки:
систематизаци
я знаний

1

121

Функции букв
е, ё, ю, я

1

122

Установление
соотношения
звукового и
буквенного
состава слова

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
123

Алфавит

124

Использовани
е алфавита
для
упорядочения
списка слов

1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК

125

Слово как
единица языка

126

Слова,
называющие
предметы

127

Слова,
отвечающие
на вопросы
кто?, что?

1

128

Слова,
называющие
признака
предмета

1

129

Слова,
отвечающие
на вопросы
какой?, какая?
какое?, какие?

1

130

Слова,
называющие
действия
предмета

1

131

Слова,
отвечающие
на вопросы
что делать?,
что сделать?

1

132

Отрабатываем
умение задать
вопрос к
слову

1

133

Наблюдаем за
значениями
слов

1

134

Общее
представление
о
родственных
словах

1

135

Слова,
близкие по
значению

1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

136

Наблюдение
за словами,
близкими по
значению, в
тексте

137

Предложение
как единица
языка

1

138

Слово и
предложение:
сходство и
различие

1

139

Установление
связи слов в
предложении
при помощи
смысловых
вопросов

1

140

Составление
предложений
из набора
форм слов

1

141

Восстановлен
ие
деформирован
ных
предложений

1

142

Отработка
алгоритма
списывания
текста

1

143

Обучение
приемам
самопроверки
после
списывания
текста

1

144

Учимся
запоминать
слова с
непроверяемы
ми гласными
и согласными

1

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

145

Правила
оформления
предложений:
прописная
буква в начале
и знак в конце
предложения

1

146

Знаки
препинания в
конце
предложения:
точка,
вопросительн
ый и
восклицательн
ый знаки

1

147

Прописная
буква в
именах
собственных:
в именах и
фамилиях
людей.
Прописная
буква в
именах
собственных:
в кличках
животных

1

148

Отработка
правила
переноса слов

1

149

Гласные после
шипящих в
сочетаниях
жи, ши (в
положении
под
ударением)

1

150

Закрепление
правописания
гласных после
шипящих в

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

сочетаниях
жи, ши

151

Гласные после
шипящих в
сочетаниях ча,
ща, чу, щу

1

152

Закрепление
правописания
гласных после
шипящих в
сочетаниях ча,
ща, чу, щу

1

153

Правописание
сочетаний чк,
чн

1

154

Закрепление
правописания
слов с
сочетаниями
чк, чн

1

155

Объяснительн
ый диктант

156

Речь как
основная
форма
общения
между
людьми

157

Ситуации
общения

1

158

Речевой
этикет:
ситуация
знакомства

1

159

Речевой
этикет:
ситуация
извинения

1

160

Речевой
этикет:
ситуация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

обращение с
просьбой

161

Речевой
этикет:
ситуация
благодарности

162

Текст как
единица речи

1

163

Восстановлен
ие
деформирован
ного текста

1

164

Составление
небольших
устных
рассказов

1

165

Составление
небольших
устных
рассказов на
основе
наблюдений

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7
f410de8

Библиотека ЦОК

165

https://m.edsoo.ru/7
f410de8

0

0

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с
приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие учащихся
начальных классов / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова.
Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи,
письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова,

Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. М., 2004.
Тригер

Р.Д.

Русский

язык.

Программа

//

Программы

для

специальных

общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. М.: Парадигма,
2012.
Тригер Р.Д. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения / Р.Д. Тригер,
Е.В. Владимирова. М., 2003.
Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации) 2, соответствующие
тематике программы по русскому языку.
Обучение русскому языку требует использования разнообразного дидактического
материала. Необходимы: иллюстративные наглядные средства (предметные и сюжетные
картины, демонстрационные таблицы «Слова, обозначающие предметы», «Слова,
обозначающие действия», «Слова, обозначающие признаки», «Алфавит», «Перенос слов»,
«Заглавные буквы в словах»), прописи, рабочие тетради, толковый и орфоэпический
словари, учебник.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом
оценить успешность их достижения.
В конце 1 дополнительного класса обучающийся:
 правильно произносит звуки и называет буквы;
 знает все буквы алфавита;
 соотносит количество звуков и букв в словах;
 различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
 делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных,
переносит слова по слогам;
 соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания
слов с удвоенными согласными;

2

В соответствии с требованиями СанПин.

 раздельно пишет предлоги со словами;
 различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
 распознает

многозначные

и

однозначные

слова,

слова

с

близким

и

противоположным значением;
 умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила
каллиграфии;
 может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится
с их произношением;
 может списывать с печатного текста;
 использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек
животных, названий населенных пунктов и улиц;
 слушает и понимает задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения,
загадки;
 читает правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;
 может

отвечать

на

вопросы,

слушать

собеседника,

дополнять

ответы

одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои
действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;
 употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;
 переносит умение построения устного высказывания на оформление развернутых
ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении
планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения
русским языком как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».