МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович МАОУ Коменская СОШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя); уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении; формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей; развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка; преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки; развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность; прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению; формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения); способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения); формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты; учить элементам выразительного чтения; учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного; учить использовать формы речевого этикета; познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства; учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений; развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность; воспитывать интерес к книгам и чтению; содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения. У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др. При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении. Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР. В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с ЗПР для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана. Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы.Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком. Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в 1 классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника по литературному чтению используется учебник «Азбука» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебной книгой, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаковосимволические средства. Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления. Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир». Кроме того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР. Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать. Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку позволяет своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии. Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умениям ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. Место предмета в учебном плане Приведенная рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015 г.).. 1 В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам. В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза: развитие уменияустанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов; понимание содержания звучащей речи. В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух: овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры; определение последовательности событий, понимание прочитанного. В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении: накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности; понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка: развитие умение сопереживать героям; умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений: осознание цели речевого высказывания; умение задавать вопрос по услышанному произведению; умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности: умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию; формирование запаса литературных художественных впечатлений; понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного; развитие у детей интереса к художественной литературе. Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в: принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности; формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями); развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников); развитии адекватных представлений о собственных возможностях; овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; кодировать и перекодировать информацию; осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания). Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника и вести диалог; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи; распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени; словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется: в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника; в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников; в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется: в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия; в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется: в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками; в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя). Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; 3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; 4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; 5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; 6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; 7) формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В соответствии с выделенными в АООП направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы: Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование). Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел Примерные темы Примерное содержание занятий занятий 1 четверть 1 Подготовительный Ознакомление Слушание небольших сказок, загадок, этап. школьников с стихотворений, рассказов. Литературоведческая пропедевтика. Аудирование. Говорение. доступными по содержанию произведениями. Обучение ответам на вопросы по содержанию услышанного произведения. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Практическое определение в текстах начала, окончания, основного (15 часов) содержания. Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знакомство с доступными книгами (в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах). Передача содержания текста по вопросам. Знакомство с произведениями устного народного творчества и детской литературой. Знакомство с Практическое учебником. ознакомление Аудирование. предложением. Слова Говорение. в предложениях. (17 часов) Знакомство с предложением. с Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Выделение слова из предложения. Изменение порядка слов в предложении. Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись. Составление предложений «Чтение» с предлогами. предложений условно-графической Слушание коротких по записи. рассказов учителя, краткие и развернутые ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Обучение заучиванию и декламации стихотворений. 2 четверть 2 Подготовительный Слово и предложение. этап. Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Деление предложений на слова. Практическое Определение порядка слов в ознакомление с предложении. Уточнение значений предложением и слов. Составление предложений по словом в сюжетным картинкам и их предложении. условно-графическая запись. Слоги в словах. Составление предложений с Звуки речи. предлогами. «Чтение» предложений по условно- (8 часов) графической записи. Слово и слог. Деление слов на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Определение последовательности слогов в слове, ударного слога. Гласные и согласные Выделение гласных и согласных звуки. звуков в словах. Условнографическое обозначение гласных и согласных. Определение места звука в слове. Подбор картинок и называние слов с заданным звуком. Различение слов, похожих по звуковому составу с опорой на картинки. Ознакомление с отдельными звуками. Закрепление знаний о двух основных группах звуков русского языка. Установление последовательности звуков Гласные звуки и в слове, порядка следования звуков в буквы а, А, о, О, У, ы, слове. Соотношение каждого выделенного звука с готовой графической моделью и, И. звукового состава слова — схемой. Обозначение звуков в схеме фишками. Обозначение гласных звуков в слове буквами. Выполнение инструкций учителя. Использование форм речевого этикета в учебных ситуациях. Букварный период. Звуки и буквы. Звуковой Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами. анализ слова с опорой на Слог. Обучение приемам чтения прямых, схему. обратных и закрытых слогов. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные (16 часов) ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие согласные. Различение гласных и согласных звуков с опорой на их звучание и артикуляцию. Обозначение звуков в графических моделях слов буквами. Согласные звуки буквы н, Н, с, С, к. и Последовательное выделение звуков в слове без схемы звукового состава слова. Выкладывание схемы из фишек, Звуковой анализ обозначение разными цветами гласных и слова. согласных звуков. Обозначение гласных и согласных звуков буквами. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению. Повторение и Закрепление закрепление изученного пройденного за материала. полугодие. (4 часа) Звуковой анализ слов. Соотнесение букв со звуками. Плавное осмысленное правильное чтение Практические слов вслух. Понимание упражнения в чтении услышанного произведения. Устные слогов. высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению. 3 четверть 3 Букварный период. Звуки и буквы к, К, т, Знакомство с согласными звуками Обучение чтению Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, и обозначающими их буквами, слов. Освоение м, М, з, З, б, Б, д, Д, г, Формирование плавного слогового согласных и гласных Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, навыка чтения вслух. звуков и букв к, К, т, е, Е, п, ё, Ё, й. Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, я, Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех Я, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, видов без стечения согласных. ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й. Согласные звонкие и глухие. (36 часов). Твердые и мягкие согласные. Ударение. Деление слов на слоги. Чтение слов с разделительным ь . Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных. Чтение слогов с сочетаниями ча, чу, жи, ши. Йотированные гласные. Последовательное выделение звуков из слова на основе проговаривания вслух, без действий с фишками. Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки). Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта. Повторение и Закрепление закрепление изученного пройденного за материала. четверть (4 часа). Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков, сходных по звучанию и артикуляции. Закрепление знаний об изученных звуках и буквах. Закрепление навыка плавного осмысленного и правильного чтения слов вслух. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного. Определение последовательности событий в прослушанном тексте. 4 четверть 4 Букварный период. Чтение предложений. Буквы Звуки и буквы х, Х, ю, Выделение звуков на слух из слов Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, различных слоговых структур. Ф, ъ. Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, Совершенствование навыков щ, Щ, ф, Ф, ъ. правильного, сознательного и выразительного чтения. Знакомство с произведениями (23 часа) детской литературы. Знакомство с произведениями классиков детской литературы, доступными для восприятия детей. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта. Повторение и Отработка техники закрепление чтения. Развитие Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнение пройденного за год (9 осознанности и значения слов, соотнесение часов). выразительности прочитанного с иллюстрацией. чтения на материале Создание собственных небольших высказываний по картинкам, на произведений. заданную тему, с опорой на личный опыт. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п / п 1 2 3 4 Тема урока Составление рассказов по сюжетным картинкам Выделение предложения из речевого потока Моделирова ние состава предложения Слушание литературно го произведени я о Родине. Количество часов Контрол Практич Вс ьные еские его работы работы Дата изуче ния Электронные цифровые образовательные ресурсы мультимедий 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 10/01/blog-post.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 10/01/blog-post.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультhttp://rechhel.blogspot.c om/2009/11/blogpost_29.htmlимедийные 5 6 7 8 9 10 11 Произведени е по выбору, например, С.Д. Дрожжин "Привет" Выделение первого звука в слове Проведение звукового анализа слова Выделение гласных звуков в слове Слушание литературно го произведени я о Родине. Произведени е по выбору, например, Е.В. Серова "Мой дом" Сравнение звуков по твёрдостимягкости Отражение качественны х характерист ик звуков в моделях слов Отработка умения проводить звуковой анализ слова 1 0 0 мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 12 13 14 15 16 17 18 Слушание литературно го произведени я о природе. Произведени е по выбору, например, И.С СоколовМикитов "Русский лес" Отработка умения устанавлива ть последовате льность звуков в слове Знакомство со строчной и заглавной буквами А, а Проведение звукового анализа слов с буквами А, а Знакомство со строчной и заглавной буквами Я, я Проведение звукового анализа слов с буквами Я, я Знакомство со строчной и заглавной буквами О, о мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 19 20 21 22 23 24 25 26 Слушание литературно го произведени я о родной природе. Произведени е по выбору, например, М.Л. Михайлов "Лесные хоромы" Знакомство со строчной и заглавной буквами Ё, ё Проведение звукового анализа слов с буквами Ё, ё Знакомство со строчной и заглавной буквами У, у Проведение звукового анализа слов с буквами У, у Знакомство со строчной и заглавной буквами Ю, ю Проведение звукового анализа слов с буквами Ю, ю Знакомство со строчной и заглавной буквами Э, э мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедий ные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 27 28 29 30 31 32 33 Слушание литературно го произведени я о детях. Произведени е по выбору, например, А.Л.Барто "В школу" Знакомство со строчной и заглавной буквами Е, е Проведение звукового анализа слов с буквами Е, е Знакомство со строчной буквой ы Знакомство со строчной и заглавной буквами И, и Проведение звукового анализа слов с буквами И, и Слушание литературно го произведени я о детях. Произведени е по выбору, например, В.К.Железни ков "История с азбукой" мультимедий ные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после мягких и твёрдых согласных звуков Знакомство со строчной и заглавной буквами М, м Проведение звукового анализа слов с буквами М, м Знакомство со строчной и заглавной буквами Н, н Проведение звукового анализа слов с буквами Н, н Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р Проведение звукового анализа слов с буквами Р, р Знакомство со строчной и заглавной буквами Л, л Проведение звукового мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 43 44 45 46 47 48 49 50 анализа слов с буквами Л, л Знакомство со строчной и заглавной буквами Й, й Слушание литературно го произведени я. Произведени е по выбору, например, В.Г.Сутеев "Дядя Миша" Знакомство со строчной и заглавной буквами Г, г Проведение звукового анализа слов с буквами Г, г Знакомство со строчной и заглавной буквами К, к Проведение звукового анализа слов с буквами К, к Знакомство со строчной и заглавной буквами З, з Проведение звукового анализа слов 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедий ные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедий ные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 51 52 53 54 55 56 57 58 с буквами З, з Знакомство со строчной и заглавной буквами С, с Проведение звукового анализа слов с буквами С, с Знакомство со строчной и заглавной буквами Д, д Проведение звукового анализа слов с буквами Д, д Знакомство со строчной и заглавной буквами Т, т Слушание литературно го произведени я. Произведени е по выбору, например, В.В.Бианки "Лесной Колобок Колючий бок" Знакомство со строчной и заглавной буквами Б, б Проведение звукового анализа слов мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 59 60 61 62 63 64 65 66 с буквами Б, б Знакомство со строчной и заглавной буквами П, п Проведение звукового анализа слов с буквами П, п Знакомство со строчной и заглавной буквами В, в Проведение звукового анализа слов с буквами В, в Знакомство со строчной и заглавной буквами Ф, ф Слушание стихотворен ий о животных. Произведени е по выбору, например, А.А. Блок "Зайчик" Знакомство со строчной и заглавной буквами Ж, ж Проведение звукового анализа слов с буквами Ж, ж мультимедийные 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 67 68 69 70 71 72 Знакомство со строчной и заглавной буквами Ш, ш Слушание литературно го произведени яо животных. По выбору: Произведени е по выбору, например, М.М. Пришвин "Лисичкин хлеб" Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч Проведение звукового анализа слов с буквами Ч, ч Знакомство со строчной и заглавной буквами Щ, щ Слушание литературно го произведени я о детях. Произведени е по выбору, например, Е.А.Пермяк "Пичугин мост" мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 73 74 75 76 77 78 79 80 Знакомство со строчной и заглавной буквами Х, х Проведение звукового анализа слов с буквами Х, х Знакомство со строчной и заглавной буквами Ц, ц Слушание литературно го произведени я. Произведени е по выбору, например, С.Я.Маршак "Тихая сказка" Отработка навыка чтения Знакомство с буквой ь. Различение функций буквы ь Знакомство с особенностя ми буквы ъ Слушание литературно го произведени я. Произведени е по выбору, например, В.Г.Сутеев "Ёлка" мультимедийные 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html мультимедийные http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html 81 82 83 84 85 86 Обобщение знаний о буквах. Русский алфавит Чтение произведени й о буквах алфавита. С.Я.Маршак "Ты эти буквы заучи" Совершенст вование навыка чтения. А.А. Шибаев "Беспокойны е соседки", "Познакомил ись" Слушание литературны х (авторских) сказок. Сказка К.Чуковског о "МухаЦокотуха" Определение темы произведени я: о животных. На примере произведени й Е.И. Чарушина Чтение небольших произведени йо животных мультимедийные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 http://rechhel.blogspot.com/20 09/11/blog-post_29.html http://ekazki.narod.ru/index.html мультимедий ные http://ekazki.narod.ru/index.html мультимедий ные http://ekazki.narod.ru/index.html http://ekazki.narod.ru/index.html мультимедий ные http://ekazki.narod.ru/index.html 87 88 89 90 91 92 Н.И. Сладкова Чтение рассказов о животных. Ответы на вопросы по содержанию произведени я Слушание литературны х (авторских) сказок. Русская народная сказка "Лисичкасестричка и волк" Чтение небольших произведени й Л.Н. Толстого о детях Чтение произведени й о детях Н.Н. Носова Чтение рассказов о детях. Ответы на вопросы по содержанию произведени я Слушание литературны х произведени й. Е.Ф. Трутнева мультимедий ные http://e- 1 0 0 1 0 0 http://ekazki.narod.ru/index.html 1 0 0 http://ekazki.narod.ru/index.html 1 0 0 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 kazki.narod.ru/index.html мультимедий ные http://ekazki.narod.ru/index.html 93 94 95 96 "Когда это бывает?" Нравственн ые ценности и идеи в фольклорны х (народных) сказках: отношения к природе, людям, предметам Характерист ика героев в фольклорны х (народных) сказках о животных. На примере сказок «Лисица и тетерев», «Лиса и рак» и других на выбор Реальность и волшебство в литературны х (авторских) сказках. На примере произведени й В.Г. Сутеева и других на выбор Работа с фольклорной и литературно й (авторской) сказками: 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 97 98 99 10 0 событийная сторона сказок (последовате льность событий) Отражение сюжета произведени яв иллюстрация х Сравнение героев фольклорны х (народных) и литературны х (авторских) сказок: сходство и различия. На примере произведени я К.Д.Ушинск ого «Петух и собака» и других на выбор Определение темы произведени я: о жизни, играх, делах детей Выделение главной мысли (идеи) произведени я. На примере рассказов 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 10 1 10 2 10 3 10 4 10 5 К.Д.Ушинск ого и других на выбор Заголовок произведени я, его значение для понимания содержания Рассказы о детях. На примере произведени я Л.Н. Толстого «Косточка» и других на выбор Рассказы о детях. На примере произведени я В.А. Осеевой «Три товарища» и других на выбор Характерист ика героя произведени я: оценка поступков и поведения. На примере произведени я Е.А. Пермяка «Торопливы й ножик» Работа с текстом произведени я: осознание понятий 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 10 6 10 7 10 8 10 9 друг, дружба, забота. На примере произведени я Ю.И. Ермолаев «Лучший друг» Стихотворен ия о детях. На примере произведени я А.Л. Барто «Я – лишний» и других на выбор Работа с текстом произведени я: осознание понятий труд, взаимопомо щь Восприятие произведени й о маме: проявление любви и заботы о родных людях. На примере стихотворен ия А.Л. Барто «Мама» и других на выбор Выделение главной мысли (идеи): 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/32/ 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 11 0 11 1 11 2 заботливое и внимательно е отношение к родным и близким людям. На примере стихотворен ия Е.А. Благинина «Посидим в тишине» и других на выбор Осознание отражённых в произведени и понятий: чувство любви матери к ребёнку, детей к матери, близким. На примере произведени я А.В. Митяева «За что я люблю маму» и других на выбор Определение темы произведени я: изображение природы в разные времена года Наблюдение за особенностя 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 11 3 11 4 11 5 11 6 ми стихотворно й речи: рифма, ритм. Роль интонации при выразительн ом чтении: темп, сила голоса Восприятие произведени й о родной природе: краски и звуки весны Сравнение стихотворно го и прозаическо го текста о природе весной. Определение настроений, которые они создают Выделение главной мысли (идеи) в произведени ях о родной природе, о Родине Работа с детскими книгами. Отражение в иллюстраци и эмоциональн ого отклика на 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 11 7 11 8 11 9 12 0 12 1 произведени е Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка, загадка, пословица Особенности загадки как средства воспитания живости ума, сообразител ьности Понимание пословицы как средства проявления народной мудрости, краткого изречения жизненных правил Характерист ика особенносте й потешки как игрового народного фольклора Определение темы произведени я: о взаимоотно шениях человека и животных 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 12 2 12 3 12 4 12 5 Выделение главной мысли (идеи) в произведени ях о братьях наших меньших: бережное отношение к животным Отражение в произведени ях понятий: любовь и забота о животных. На примере произведени й М.М. Пришвина и других на выбор Описание героя произведени я, его внешности, действий. На примере произведени й В.В. Бианки и других на выбор Сравнение художествен ных и научнопознаватель ных текстов: описание герояживотного 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 12 6 12 7 12 8 12 9 Работа с текстом произведени я: характерист ика героя, его внешности, действий. На примере произведени я Е.И. Чарушина «Про Томку» и других на выбор Составление выставки книг «Произведен ия о животных»: художествен ный и научнопознаватель ные Восприятие произведени й о чудесах и фантазии: способность автора замечать необычное в окружающе м мире произведени я авторов на выбор Открытие чудесного в обыкновенн ых явлениях. 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 На примере стихотворен ий В.В. Лунина «Я видел чудо», Р.С. Сефа «Чудо» и других на выбор Мир фантазии и чудес в произведени ях Б.В. Заходера 13 «Моя 0 Вообразилия », Ю.П. Мориц «Сто фантазий» и других на выбор Сравнение фольклорны хи авторских 13 произведени 1 й о чудесах и фантазии: сходство и различие Ориентиров ка в книге: обложка, 13 иллюстрация 2 , оглавление. Выбор книг в библиотеке ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 1 0 0 http://www.nachalka.com/ikt_2 3 13 2 0 0 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми можно использовать: Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. Тригер Р.Д. Литературное чтение. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012. Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие. М., 2010. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения. М., 2003. Материально-техническое обеспечение Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор (при наличии). Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации) 2, соответствующие тематике программы по литературному чтению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений. 2 В соответствии с требованиями СанПин В конце 1 класса обучающийся: выделяет последовательность звуков и слогов в словах; владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты; владеет элементами выразительного чтения; понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного; использует формы речевого этикета; узнает произведения устного народного творчества и детской литературы; создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений; проявляет интерес к книгам и чтению; Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения литературным чтением как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.