РП окружающий мир 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Коменская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету
«Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного
содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются
предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются
условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного
предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У
обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2, мал запас
дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже
неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость
иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения

и наличие

компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот
учебный предмет потенциально привлекательным для детей.
В 1 дополнительном классе будут получать образование школьники, обучавшиеся
ранее в обычном 1 классе, а также закончившие обучение в 1 классе по программе 7.2.
Пролонгация обучения в 1 классе на два года позволяет обеспечить более надежное
закрепление знаний и представлений об окружающем природном и социальном мире.
Предположительно уровень сформированности представлений об окружающем и базовых
учебных навыков, позволяющих осваивать планируемое учебное содержание, у обучающихся
из разных педагогических условий будет близок.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП
заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для
изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:


сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье,

истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;


сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,

заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных
правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;


способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между

миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими
изменениями в окружающей среде;


развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий,
совершаемых другими людьми.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:


формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;



уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей,

растений и животных, бытовых и природных явлениях;


формирование и уточнение пространственно-временных представлений;



формирование представлений о многообразии растительного и животного мира

и начальных экологических представлений;


расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном социальном

окружении;


выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование

знаний о безопасном поведении;


формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и

социальному миру, познавательной мотивации.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для
детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым»

характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию
картины природного и социального мира. Коррекционно-развивающее значение предмета
было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:


вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не

могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;


задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;



целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;



выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и

явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать
повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению
интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей
формируется элементарная система знаний о природе о природе и обществе. Помимо этого
достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как
гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает
усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут,
закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны,
закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению
представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу,
беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья.
В 1
А.А.

дополнительном

Плешакова

классе

«Окружающий

обучение

мир».

происходит

Разработана

с

опорой

специальная

на

учебник

рабочая

тетрадь,

позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной
деятельности обучающихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения
весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения
тем.
Логика

учебника

предполагает

максимальную

активизацию

познавательной

активности обучающихся, их учебной самостоятельности. Однако обучающимся с ЗПР
необходимо неоднократное возвращение к пройденным темам, что затруднительно

осуществить, выстраивая календарно-тематическое планирование на основе учебника.
Вместе

с

тем, учебник содержит разнообразный и богатый иллюстративный и

содержательный материал, поэтому изучение фактически каждой темы предполагает
обращение к учебнику, но авторы рабочей тетради предполагают, что этот материал
полностью смогут усвоить лишь отдельные обучающиеся, получившие рекомендацию
варианта 7.2. Аналогично предполагается, что большинство опытов и проектов, предлагаемых
в рабочих тетрадях А.А. Плешакова не может быть выполнено обучающимися самостоятельно
и, соответственно, не даст желаемого образовательного результата. Вместе с тем указанные
рабочие тетради могут использоваться для наиболее успешно обучающихся для того, чтобы
оценить меру их приближения к возрастной норме.
Поэтому в календарно-тематическом планировании и, соответственно, в рабочей
тетради укрупнены разделы, их изучение приведено в соответствие с сезонами года,
некоторые

темы

объединены,

некоторые,

наоборот,

дифференцированы.

Поэтому

обучающиеся должны будут иметь возможность обращаться то к первой, то ко второй части
учебника. Кроме того, предполагается, что итоговая оценка усвоения учебного содержания
будет проведена по завершающему тесту учебника.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где
ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере
погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира
в конкретный сезон, а также обращает внимание обучающихся на характер труда людей,
социальные явления.
Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако учитель всегда
может разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его
новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения
о растениях и животных, а также начальные экологические знания.
Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень
и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о
декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека. В
процессе изучения программы у детей формируется представление об изменениях состояния
растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями.
Специально выделен раздел «Законы природы». Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе
приведены в соответствие с уровнем развития обучающихся с ЗПР. Усиленно формируются
временные представления (время суток, день недели, время года, месяц). Начинается

заполнение календаря погоды. В обучение включаются символические обозначения погоды.
Тематика неживой природы изучается и в других разделах, в частности, посвященных охране
окружающей среды.
Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от
конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при изучении
животных основной упор делается на выделение существенных обобщающих признаков. В
программе предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто
встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков –
научить детей выделять основные характерные признаки групп животных, разнообразие
животного мира, уточняет знания о диких животных, местах их обитания, правилах ухода за
домашними любимцами, помощи птицам.
Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. В
учебнике в большинстве случаев она дана без дополнительных разъяснений, в которых
обучающиеся с ЗПР очень нуждаются. Учителю следует постоянно помнить о том, что
формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач. Поэтому в
рабочей тетради многие сведения объединены именно в этот раздел. Обучающиеся получают
знания о пользе и вреде компьютера, правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде,
на воде и в самолете.
При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта также
следует избегать избыточной терминологии, в том числе связанной с выделением
функциональных частей объекта. Первоочередное внимание следует уделять тем объектам, с
которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может быть более
развернутой (однако доступной детскому пониманию, функционально целесообразной).
Коррекционно-развивающее

значение

предмета

обеспечивается

организацией

процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с
ЗПР,

«пошаговым»

предъявлением

материала,

опорой

на

практический

опыт

и

непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных
знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы
учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Учителю

начальных

классов

рекомендуется

активно

привлекать

родителей

обучающегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью
может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности
ребенка.

Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционноразвивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение.
Младший школьный возраст является периодом, когда у обучающихся с ЗПР растут
возможности

использования

знаково-символических

запоминания,

воспроизведения,

организации

средств

мыслительных

в

качестве

процессов.

опор
В

для

первом

дополнительном классе школьников учат использовать знаки и символы: при заполнении
календаря погоды, в дидактических играх, при выполнении заданий в рабочей тетради.
Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний.
Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения. Однако в первом
дополнительном классе намного важнее обогащение новыми и разнообразными знаниями,
представленными в учебнике и рабочей тетради.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных
недостатков познавательной деятельности. Задания в рабочей тетради предполагают
постоянную активизацию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения,
абстрагирования. Большое количество загадок, стихов, разнообразных форм заданий,
требующих от ребенка практических действий, работа в парах и группах, нацелены на
поддержание

устойчивого

интереса.

Кроме

того,

задания

в

рабочей

тетради

дифференцированы по уровням сложности. Благодаря этому каждый обучающийся должен
быть успешным.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения
учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным
является

использование

позволяющих

детям

IT-технологий

уточнять

(специальных

представления

об

компьютерных

окружающем

мире

инструментов,
с

помощью

анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся
познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой
духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие
задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует
формированию сферы жизненной компетенции.

Место предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме
урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с АООП
длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и
естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет
получить:
Личностные результаты:


осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и

культуру;


целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;



представление о необходимости бережного, уважительного отношения к

культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных
формах семейных традиций;


осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в

семье);


готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой

природе, окружающим людям;


- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых

для будущего России;


- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических

образах народного творчества;


- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания

первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения
предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:


оперировать со знаково-символическими изображениями;



понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию

в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;


анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением

отличительных признаков и классифицировать их;


устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:


понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную

учителем;


планировать

своё

высказывание

(выстраивать

последовательность

предложений для раскрытия темы, приводить примеры);


планировать свои действия в течение урока;



фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей

работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно
относиться к своим успехам/неуспехам;


контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных

правил;


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:


формулировать ответы на вопросы;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;



понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при

выполнении заданий;


строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;



готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС
НОО обучающихя с ОВЗ и конкретизацией в АООП должны проявиться в перечисленных
ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении проявляется:
– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей.
Способность

к

осмыслению

и

дифференциации

картины

мира,

ее

пространственно-временной организации, проявляется:
– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
– в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома

и

школы:

двора,

дачи,

леса,

парка,

речки,

городских

и

загородных

достопримечательностей и других;
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;

– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком.
В соответствии с АООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать
шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл –
минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное
продвижение.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях
окружающего

мира,

осознание

целостности

окружающего

мира,

освоение

основ

экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и
неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в
окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и
действий, совершаемых другими людьми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая
природа. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для

всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего
края.
Водоёмы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком.
Значение воздуха для растений, животных, человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и
культурными растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на
примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Личная
ответственность каждого человека за сохранность природы. Здоровый образ жизни,
соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности нервной системы.
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание
понятий

«Родина»,

«Отечество»,

«Отчизна».

Государственная

символика

России:

Государственный герб России, Государственный флаг России, Россия на карте.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др.
Россия — многонациональная страна. Человек — член общества, создатель и носитель
культуры. Многонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о
вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье
и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Свои фамилия, имя,
отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России,
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Составление
режима дня школьника.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с
незнакомыми людьми.

Раздел

Тема

Примерное содержание уроков
1 четверть

Человек
общество
(5 часов)

и Что такое Родина? Знакомство
с
учебником,
рабочей
Государственные
тетрадью). Знакомство с постоянными
символы
персонажами учебника — Муравьем
Вопросиком
и
Мудрой
Черепахой,
условными
значениями
учебника.
Ориентиры для учителя: учебник, ч.1, стр. 2
и 4-5
Определение
понятий
«Родина»,
«Отечество», «Отчизна». Сведения о
символике России: Государственный герб
России, государственный флаг России.
Паспорт. Раскрашивание флага России,
учитывая
последовательность
цветов
сверху. Узнавание герба России на
иллюстрации. Ориентиры для учителя:
Народы России
учебник, ч.1, стр. 10-11.
Единство
народов
России.
Многонациональный характер населения
России; Поиск в рабочей тетради детей в
национальной одежде. Поиск национальных
и современных жилищ в рабочей тетради.
Работа в тетради – изображение предмета,
относимого к национальной культуре.
Ориентиры для учителя: учебник, ч.1,
стр.12-13.

Москва – столица Москва-самый большой город России.
нашей Родины
Размеры Москвы (по протяженности линий
метрополитена).
Работа
со
схемой
метрополитена.
Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр. Работа в рабочей тетради.
Ориентиры для учителя: учебник, ч.1,
стр.14-15.
Работа с учебником ч.1, стр.16-17. Поиск
Наша большая страна городов на карте России в рабочей тетради.
и моя малая Родина
Определение малой Родины. Работа в
рабочей тетради. Сравнение города и села по
визуально представленным признакам.
Дифференциация городских и сельских
домов. Адрес проживания ребенка. Проект
«Россия-Родина моя».

Обобщающий урок

Человек
и Экскурсия
природа
осенью
В
мире
растений
(8 часов)

Флаг,
герб,
достопримечательности,
(национальности).

столица,
народы

Растения Клумба, деревья и кустарники, листья с
разных деревьев, хвойные деревья. Что
нужно растениям для жизни? Ориентиры
для учителя: учебник, ч.1, стр.26-31

Что растет на клумбе и Работа с учебником ч.1 стр.24. Работа в
на подоконнике
рабочей тетради. Зарисовывание клумбы.
Определение цветов: астры, календула,
бархатцы, анютины глазки. Декоративные
(садовые) и, полевые цветы. Строение
цветов: корень, стебель, листья, цветки.
Функциональное
назначение
частей
растения.
Практическая
работа:
определение основных частей растения на
рисунке.
Наиболее
распространённые
комнатные растения.
Анализ строения дерева (ствол, ветви,
Деревья и кустарники. листья). Различия деревьев и кустарников.
Плодовые
деревья
и
кустарники.
Распознавание деревьев и кустарников.
Деревья на твоей улице. Работа в рабочей
тетради.

Листья и хвоя

Работа в рабочей тетради. Зарисовывание
листьев. Распознавание деревьев по
листьям. Распознавание лиственных и
хвойных деревьев. Ель и сосна - хвойные
деревья. Хвоинки - видоизменённые листья.
Дифференциация
(классификация)
лиственных
и
хвойных
деревьев.
Расположение игл на ветвях сосны и ели.
Учебник, ч.1, стр.30-31.

Семена

Овощи

Человек
природа
Законы
природы
(2 ч.)

Работа в рабочей тетради. Виды семян:
орехи, косточки. Виды и размеры семян.
Дифференциация семян. Зарисовывание
желудя. Семена у хвойных деревьев.
Последовательность роста комнатного
растения. Семена пшеницы – продукты из
муки.
Огород. Различия
овощей по месту
произрастания (под землей – морковь,
свекла, картофель, на высоких стебляхкустах-помидоры, перец,, на длинных
стеблях на земле – огурцы, кабачки, на
коротких стеблях - капуста). Использование
овощей в пищу (кулинарная обработка,
консервирование). Работа в рабочей
тетради: дифференциация овощей по
функциональным признакам.

Определение функционального назначения
Что общего у разных частей растений (корень, чтобы держаться
растений?
на земле и получать воду и полезные
и Обобщающий урок
вещества, листья, чтобы дышать и питаться,
семена – чтобы вырастали новые растения,
стебель – чтобы держать ветви, цветы,
плоды). Дифференциация фруктов и
овощей.
Определения.
Закрепление
усвоенных слов-наименований. Работа в
рабочей тетради: задания на развитие
мыслительных
операций
(сравнение,
обобщение и т.п.).
Экскурсия «Сезонные
изменения в природе» Рассматривание неба, облаков, дороги под
ногами, обсуждение погоды.
Солнце и земля

Работа с учебником ч.1. на стр.19, 39, 49.
Работа в рабочей тетради. Выбор
правильной модели Земли (юла и глобус).
Решение
мыслительных
задач.
Соотношение размеров Солнца и Земли.
Форма Земли. Задание на каникулы:
наблюдение за Луной

2 четверть

Законы
природы

Что у нас над головой

Работа с учебником, ч.1. стр.19 и 49. Земля,
Солнце, Луна. Облака и тучи. Работа в
рабочей тетради. Отгадывание загадок.
Зарисовка отгадок.

Какая сегодня погода.

Работа
с
учебником,
ч.2,
стр.37.
Определение хорошей погоды. Работа в
рабочей тетради. Отгадывание загадок
(ветер, дождь, снег). Знакомство с
символическими изображениями погоды.
Календарь погоды и правила
его
заполнения.
Определения
«ясно»
и
«пасмурно».

Время суток

Практическая работа-вращение глобуса
относительно источника света. Понятие
«сутки»: части суток (утро, день, вечер,
ночь). Расположение солнца на небе.
Полдень. Распознавание дня и вечера на
картинке в рабочей тетради. Соотнесение
времени суток с деятельностью человека.

Дни недели

Работа с учебником ч.2, стр.9. Нумерация
дней недели. Работа с рабочей тетрадью:
прочтение и заучивание стихотворений о
днях недели.

Времена года.

Объяснение смены времен года. Загадки о
временах года. Выбор символов для
обозначения времен года. Работа в рабочей

(7 часов)

тетради:
зарисовывание
символов,
соответствующих времени года.

Человек
природа

Месяцы

Работа с учебником ч.2., стр.10-11.
Соотнесение месяцев с временами года.
Работа с рабочей тетрадью. Дидактические
игры с названиями месяцев. Дата рождения.

Обобщающий урок.

Актуализация
полученных
знаний:
декодирование
символических
обозначений, соотнесение названия дня
недели с порядковым номером, группы
месяцев с символом соответствующего
времени года. Проект «Мое любимое время
года»

Насекомые

Работа с учебником ч.1, стр.32-33.
Угадывание
насекомых
–
вставить
пропущенные слова в известные детские
стихи. Главный признак насекомых —
шесть ног. Разнообразие насекомых.
Практическая работа в рабочей тетради.
Сравнение жука, кузнечика и бабочки.
Защита человека и его жилища от
насекомых.
Правила
поведения
с
насекомыми.

Рыбы

Работа с учебником, ч.1, стр.34-35. Рыбы водные животные, тело которых (у
большинства) покрыто чешуёй. Морские
(акула, сельдь, треска) и речные (щука, сом,
ерш) рыбы. Аквариумные рыбы. Работа в
рабочей
тетради.
Распознавание
аквариумных рыб. Угадывание загадок о
рыбах.
Работа с учебником, ч.1. стр.36-37.
Знакомство с птицами как одной из групп
животных. Летающие и нелетающие птицы.
Различия птиц по размеру. Хищные птицы.
Отличие птиц от других летающих
животных. Зимующие и перелетные птицы.
Причины, заставляющие птиц улетать на
зиму
Работа
в
рабочей
тетради.

и

В
мире
животных.
(7 ч.)

Птицы

Распознавание диких, домашних, хищных
птиц. Как помогать птицам. Работа с
учебником, ч.1 стр. 74-75. Распознавание
зимующих птиц. Кормушки.
Певчие
и
декоративные птицы
Определение певчих птиц (жаворонок,
соловей, скворец, канарейка). Работа в
рабочей
тетради.
Прослушивание
стихотворений о птицах. Рисование
иллюстрации
к
понравившемуся
стихотворению. Раскрашивание птиц.
Обобщающий урок.

Повторение и закрепление пройденного.
Основные признаки насекомых, птиц, рыб.
Условия,
необходимые
для
жизни
животных.
Закрепление усвоенных
понятий.

3 четверть

Человек и
природа
В мире
животных
(10 часов)

Звери

Работа с учебником ч.1, стр.38-39. Внешнее
строение и разнообразие зверей. Основные
признаки зверей: шерсть, выкармливание
детёнышей молоком. Дифференциация
диких и домашних зверей. Работа в рабочей
тетради: заполнение таблицы. Задание на
исключение лишнего. Различие ног и лап.
Задание на анализ.

Домашние любимцы. Работа с учебником ч.2, стр.42-43.
Кошки.
Дополнительная информация о кошках в
рабочей тетради. Новые понятия: бродячие,
ветеринар. Правила безопасности при
взаимодействии с кошками. Распознавание
предметов для ухода, кормления, игры.
Описание кошки по плану с использованием
опорных слов: кличка, окрас, характер.

Домашние любимцы. Работа с учебником ч.2, стр.42-45.
Собаки.
Дополнительная информация о собаках в
рабочей
тетради.
Новые
понятия:
породистые, дворняги, поводок, ошейник,
намордник, конура. Различия собак по

размеру,
функциональной
значимости
(служебные, охотничьи, декоративные).
Распознавание служебных и охотничьих
собак в рабочей тетради. Правила ухода за
собакой и безопасности при взаимодействии
с собаками.
Дополнительная информация в рабочей
Домашние любимцы. тетради. Новое понятие: ручные. Стихи о
Хомячки,
белые хомяках, морской свинке, белой мышке.
мышки,
морские Соотнесение текста и изображения в
свинки.
рабочей тетради.

Работа с учебником ч.1, стр.68-69.
Экскурсия
«Откуда Рассматривание снега и льда. Определение
берутся снег и лед»
свойств снега и льда.

Животные
районов.

холодных Работа с учебником ч.2, стр.12-13.
Практическая работа: нагревание шарика
(мячика) источником тепла (настольной
лампой). Демонстрация различий в степени
нагревания. Объяснение понятия «Полюс».
Демонстрация глобуса и холодных районов
Земли. Понятия Арктики и Антарктиды
(антарктики). Звери Арктики: белые
медведи, моржи, тюлени. Животные
Антарктиды – пингвины. Новое понятие:
ласты.
Дифференциация
изображений
животных
по
месту
обитания.
Мыслительные задачи.

Животные
районов.

жарких Работа с учебником ч.2, стр.14-15.
Объяснение
понятия
«Экватор».
Демонстрация на глобусе и карте жарких
районов Земли. Новые понятия: саванна и
тропический
лес..
Различия
между
животными холодных и жарких районов
(шерстяной и волосяной покров). Хищники
саванны (лев, гиена, леопард). Лев-царь
зверей. Задания на исключение лишнего.
Отгадывание загадки про зоопарк. Работа с
учебником ч.1, стр.40-41.

Обобщающие уроки Подбор обобщающих символов к разным
по теме «В мире видам животных: насекомые, рыбы, птицы,
животных» (3 ч.)
звери. Дидактическая игра: назови животное
(в
соответствии
с
предъявленным
символом).
Что общего между
разными животными
Работа с учебником ч.1, стр.72.

Раздел
«Человек и
общество»
(10 часов)

Решение мыслительных задач (выбор
правильного ответа). Заполнение таблицы
(передвигаются,
питаются,
имеют
потомство). Заключительный тест по
разделу: задания разного типа.
Учат в школе, учат в
школе, учат в школе
Работа с учебником ч.2, стр.5-7. Учебные
принадлежности. Работа в рабочей тетради.
Анализ стихотворения С.Я. Маршака: какие
учебные
принадлежности
сейчас
отсутствуют.
Субъективный
выбор
предпочитаемого урока. Рисунок «Я в
школе». Отвергаемые аспекты школьной
жизни
(текущая
оценка
степени
психосоциальной
адаптированности).
Правила поведения в школе.
Семья
Работа с учебником ч.1, стр.56-57.
Рассматривание картинок, ответы на
вопросы. Беседа о семье. Работа в рабочей
тетради.
Символические
обозначения
членов семьи. Построение модели семьи
(разного
уровня
сложности).
ФИО
родителей. Рассказ о членах семьи (по
опорной схеме).
Прошлое, настоящее,
будущее. Когда я Работа с учебником ч.1, стр.12-17, ч.2
вырасту
стр.18-22, 72-73. Работа в рабочей тетради.
Понятия прошлого. Музеи, памятники,
старинные постройки, книги, картины,
кинофильмы как носители прошлого.
Иллюстрации со страниц учебника как
примеры из прошлого. Подбор иллюстраций
прошлого.
Понятие
будущего.

Распознавание
и
дифференциация
предметов из прошлого и необходимых в
будущем. Работа с учебником ч.2, стр.24-25.
Работа в рабочей тетради: окончи
предложение. Распознавание прошлого и
будущего на рисунках.

Человек и его одежда

Работа с учебником ч.2, стр.20-21. Виды
одежды: деловая. спортивная, рабочая,
нарядная, одежда для дома. Распознавание
намерений человека по его одежде.
Дифференциация
деловой
(костюм),
спортивной (тренировочные штаны, шорты.
свитер, футболка, кроссовки или кеды,
джинсы, куртка), рабочей (фартук, халат,
комбинезон), домашней (халат, пижама,
майка, тапочки) одежды. Понимание смысла
пословиц. Правила для подбора одежды.
Требования к состоянию одежды. Работа в
рабочей тетради: вклеивание фотографий
или рисунки различных видов одежды, в т.ч.
одежды из прошлого.

Выяснение названий профессий людей,
Человек
и
его работающих в месте, куда организована
профессия. Экскурсия экскурсия. Распознавание рабочей одежды.
«Где работают люди» Профессии школьных работников (учителя.
библиотекарь, уборщицы, вахтеры и т.д.).
Профессии в семье Работа с рабочей
тетрадью.
Распознавание
профессий,
которых не было в далеком прошлом
(шофер, летчик, космонавт, программист).
Угадай загадки, впиши нужные буквы в
кроссворд. Проект «Профессии в моей
семье».

Работа с учебником ч.2, стр.58-59. Понятие
информации.
Средства
массовой
Средства связи и информации (телевизор, радио, интернет,
массовой информации газеты,
журналы).
Средства
связи
(телефонные
звонки,
смс-сообщения,.
письма). Проверка понимания значения
средств связи. Средства связи как способ
обеспечения безопасности. Использование
животных как почтальонов (голуби, собаки).

Понятие праздника. Работа в рабочей
тетради: Подбор дат к названиям
праздников (день Защитника Отечества,
Международный женский день, день
космонавтики, первомай-праздник весны и
труда, день Победы, день России).
Определение, каким праздникам посвящены
стихотворения.
Символические
обозначения праздников (23 февраля –
пятиконечная звезда, 8 Марта-ветка
мимозы, 12 апреля -ракета, Первомай –
белый голубь, 9 мая -гвардейская ленточка,
12 июня- триколор). Определение праздника
по фото. Работа с учебником ч.2, стр.72-73 –
скоро День космонавтики. Зачем люди
осваивают космос

Праздники

Загадки
о
профессиях,
школьных
принадлежностях, определение отчества,
Обобщающий урок по определение вида одежды, дифференциация
разделу
средств связи и средств массовой
информации.
Диагностика
пространственно-временных представлений
(соотношение праздников по времени).

4 четверть
Раздел
«Правила
безопасной
жизни»
(8 ч)

Человек и его
здоровье

Правила безопасности

Работа с учебником ч.2, стр.52-57. Работа в
рабочей
тетради.
Предметы,
взаимодействие с которыми вредно перед
сном.
Средства
личной
гигиены.
Определение предметов гигиены, которые
нельзя давать пользоваться другим. Подбор
одежды в соответствии с временем года и
погодой. Правильное питание. Овощи и
фрукты. Правила гигиены при употреблении
овощей и фруктов.

Работа с учебником ч.1, стр.46. Правила
обращения с бытовыми предметами.
Понимание
опасности
предметов,
последствий
их
неправильного
употребления. Работа в рабочей тетради.

Человек и автомобиль

Работа с учебником ч.2, стр.60, 68. Понятие
«пешеход». Светофор. Ремни безопасности.
Детские удерживающие устройства.

Компьютер в жизни
школьника.

Работа с учебником ч.1, стр.44-45. Правила
безопасности при работе с компьютером.

Режим дня.

Работа мозга (информация в рабочей
тетради). Новые понятия: отрицательные
эмоции, режим дня, здоровый образ жизни.
Режим дня как средство поддержания
здоровья головного мозга. Переключение на
другой
вид
деятельности,
отдыхрасслабление как средства поддержания
здоровья головного мозга. Питание и
достаточный сон как условия поддержания
здоровья
головного
мозга.
Базовые
гигиенические нормы. Дифференциация
занятий, дающих мозгу работу или отдых.

Человекпутешественник.
Куда текут реки?

Работа с учебником ч.1, стр.66-67.
Путешествия в прошлом. Реки – как помеха
путешествию. Куда текут реки. Работа с
учебником ч.2, стр.64-65, стр.71. Морские
суда. Почему современным кораблям не
нужны паруса. Различия реки и моря.
Правила поведения на воде.

Поезда

Работа с учебником ч.2, стр.62-63. Новые
понятия: Поезд дальнего следования,
электричка, станция, вокзал, перрон,
платформа. Работа в рабочей тетради.
Рисунок железнодорожных путей (вокзала).
Правила
безопасного
поведения
на
железной дороге.

Самолет

Работа с учебником ч.2, стр.66-67, стр.71.
Дополнительная информация в рабочей
тетради. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Правила безопасности в самолете.

Человек и
природа
(8 ч.)

Обобщающий урок по
разделу «Правила
безопасной жизни»

Выбор полезных продуктов, полезного
времяпровождения перед сном, выбор более
и менее правильного режима, правильного
питания, дифференциация опасных и
безопасных ситуаций.

Экскурсия «Весенние
изменения»

Анализ изменений внешнего вида улиц,
одежды, растений, видов занятий.

Что у нас под ногами.

Работа с учебником ч.1, стр.20-21. Новые
понятия: галька, кремень, гранит, гравий,
щебень, дорога, тротуар, шоссе, улица,
тропинка. Асфальтированные и грунтовые
дороги. Работа в рабочей тетради:
опознавание шоссе, тропинки, проселочной
дороги.
Мусор. Правила переработки мусора. Запрет
на выбрасывание мусора.

Экскурсия «Ждем
праздника»

Изменения к 9 Мая: украшенные улицы,
портреты ветеранов войны, символика
Великой Победы на машинах.

Вода в нашей жизни.

Работа с учебником ч.1, стр.60-61 и 66-67.
Работа в рабочей тетради. Функции воды в
природе и жизни человека. Символы для
запоминания функций воды. Правила
очистки воды (кипячение). Мыслительные
задачи
(требующие
умозаключения).
Сравнение реки, моря, озера (заполнение
таблицы).

Электричество в
нашей жизни.

Работа с учебником ч.1, стр.62-63.
Дополнительная информация в рабочей
тетради.
Дифференциация
предметов
(учебник. Стр.62), работающих БЕЗ
электричества. Транспорт, работающий от
электросетей.

Как человек помогает
природе.

Работа с учебником ч.2, стр.46-48, 74-75.
Вред, наносимый природе человеком.
Люди-экологи. Работа в рабочей тетради.
Заключительное
тестирование
Работа с учебником ч.2, стр.76-83.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п Тема
/
урока
п

В
се
го

Контр
ольн
ые
работ
ы

Практ
ическ
ие
работ
ы

Дат
а
изу
чен
ия

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Мы –
школьники.
Адрес
школы.
Знакомство
со
школьными
помещения
ми

1

0

0

https://uchi.ru/teachers/groups/6617825/su
bjects/6/course_programs/1/cards/19445
http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995 .
https://multiurok.ru/

2

Классный
коллектив.
Мои друзья
–
одноклассн
ики.
Правила
совместной
деятельнос
ти

1

0

0

https://uchi.ru/teachers/groups/6617825/su
bjects/6/course_programs/1/cards/194260

3

Учебный
класс.
Рабочее
место
школьника.
Режим

1

0

0

https://uchi.ru/teachers/groups/6617825/su
bjects/6/course_programs/1/cards/194259

учебного
труда,
отдыха

4

Семейные
поколения.
Моя семья
в прошлом
и
настоящем

1

0

0

5

Семья –
коллектив.
Права и
обязанност
и членов
семьи

1

0

0

6

Наша
страна –
Россия,
Российская
Федерация

1

0

0

http://smallgames.ws/11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialy-ob.html.

7

Наша
Родина: от
края и до
края.
Символы
России

1

0

0

http://smallgames.ws/11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialy-ob.html.

8

Столица
России Москва.
Достоприм
ечательнос
ти Москвы

1

0

0

http://pedsovet.su

9

Народы
России.
Народов
дружная
семья

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

10

Родной
край –
малая
Родина.
Первоначал

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

http://hyaenidae.narod.ru/

ьные
сведения о
родном
крае:
название

11

Путешеств
ие по
родному
краю

1

0

0

https://multiurok.ru/

12

Культурны
е объекты
родного
края

1

0

0

https://multiurok.ru/

13

Труд
людей
родного
края

1

0

0

http://pedsovet.su

14

Декоративн
ое
творчество
народов,
которое
воплотилос
ь в одежде,
предметах
быта,
игрушках

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

15

Отражение
в
предметах
декоративн
ого
искусства
природных
условий
жизни и
традиций
народов РФ

1

0

0

http://pedsovet.su

16

Мы идём в
театр

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

17

Семейные
традиции.

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

Труд и
отдых в
семье

18

Культура
народов
России.
Фольклор
народов
России

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

19

Культура
народов
России.
Декоративн
ое
искусство
народов
России

1

0

0

http://pedsovet.su

20

Что такое
окружающ
ий мир. Что
природа
даёт
человеку?

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

21

Значение
природы в
жизни
людей:
природа
кормит,
лечит

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

22

Природа и
человек.
Природные
материалы
и изделия
из них.
Наше
творчество

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

23

Явления и
объекты
неживой
природы

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

24

Объекты
живой
природы.
Сравнение
объектов
неживой и
живой
природы:
выделение
различий

1

0

0

https://multiurok.ru/

25

Наблюдаем
за погодой.
Анализ
результатов
наблюдени
й

1

0

0

https://multiurok.ru/

26

Что такое
термометр.
Измерение
температур
ы воздуха и
воды как
способы
определени
я состояния
погоды

1

0

0

https://multiurok.ru/

27

Практическ
ие занятия:
измерение
температур
ы воздуха и
воды в
разных
условиях (в
комнате, на
улице)

1

0

1

https://multiurok.ru/

28

Времена
года:
наблюдени
я за
особенност
ью погоды,

1

0

0

https://multiurok.ru/

жизнью
растительн
ого и
животного
мира
осенью

29

Времена
года:
наблюдени
я за
особенност
ью погоды,
жизнью
растительн
ого и
животного
мира зимой

1

0

0

https://multiurok.ru/

30

Времена
года:
наблюдени
я за
особенност
ью погоды,
жизнью
растительн
ого и
животного
мира
весной

1

0

0

https://multiurok.ru/

31

Труд и быт
людей в
разные
времена
года

1

0

0

https://multiurok.ru/

32

Прогулки
на природе.
Правила
поведения

1

0

0

https://multiurok.ru/

33

Что мы
знаем о
растениях?

1

0

0

https://multiurok.ru/

34

Особенност
и
лиственных
растений:
узнавание,
краткое
описание.
Лиственны
е растения
нашего
края

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

35

Особенност
и хвойных
растений:
узнавание,
краткое
описание.
Хвойные
растения
нашего
края

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

36

Дикорасту
щие и
культурные
растения
вокруг нас.
Сходство и
различия
дикорасту
щих и
культурных
растений

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

37

Как
растение
живет?

1

0

0

https://multiurok.ru/

38

Части
растения.
Название,
краткая
характерис
тика
значения

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

для жизни
растения

39

Растения
нашего
уголка
природы:
узнавание,
называние,
краткое
описание

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

40

Комнатные
растения.
Растения в
твоем доме:
краткое
описание

1

0

0

https://multiurok.ru/

41

Как мы
ухаживаем
за
растениями
уголка
природы
(практичес
кая работа)

1

0

1

ps://www.uchportal.ru

42

Многообра
зие мира
животных.
Какие
животные
живут в
нашем
регионе?

1

0

0

https://multiurok.ru/

43

Каких
зверей мы
знаем? Мир
животных:
звери
(узнавание,
называние,
сравнение,
краткое
описание)

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

44

Какие
звери
живут в
морях и
океанах?
Звери
морские:
узнавание,
называние,
краткое
описание

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

45

Мир
животных:
чем похожи
все звери:
главная
особенност
ь этой
группы
животных.
Забота
зверей о
своих
детенышах

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

46

Мир
животных:
насекомые
(узнавание,
называние).
Главная
особенност
ь этой
группы
животных

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

47

Насекомые:
сравнение,
краткое
описание
внешнего
вида

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

48

Мир
животных:

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

птицы
(узнавание,
называние)
Главная
особенност
ь этой
группы
животных

49

Где
обитают
птицы, чем
они
питаются.
Птицы:
сравнение
места
обитания,
способа
питания

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

50

Мир
животных:
рыбы
пресных и
соленых
водоемов
(сравнение,
краткое
описание)

1

0

0

https://multiurok.ru/

51

Мир
животных:
земноводн
ые
(узнавание,
называние,
краткое
описание).
Главная
особенност
ь этой
группы
животных

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

52

Земноводн
ые: как они
размножаю
тся.
Развитие
лягушки от
икры до
икры:
анализ
схемы

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

53

Мир
животных:
пресмыкаю
щиеся
(узнавание,
называние,
краткое
описание).
Главная
особенност
ь этой
группы
животных

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

54

Поговорим
о
пресмыкаю
щихся,
которые
живут в
жарких
странах.
Пресмыкаю
щиеся
жарких
стран
(узнавание,
называние,
краткое
описание)

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

55

Домашние
и дикие
животные.

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

Различия в
условиях
жизни

56

Кто
заботится о
домашних
животных
Профессии
людей,
которые
заботятся о
животных

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

57

Времена
года:
наблюдени
я за
особенност
ью погоды,
жизнью
растительн
ого и
животного
мира лета

1

0

0

https://multiurok.ru/

58

Где живут
насекомые?
Насекомые:
место
обитания,
питание

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

59

Режим дня
первокласс
ника.
Правильно
е сочетание
труда и
отдыха в
режиме
первокласс
ника

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

60

Правила
здорового
питания.

1

0

0

https://multiurok.ru/

Состав
пищи,
обеспечива
ющий рост
и развитие
ребенка 6-7
лет.
Правила
поведения
за столом

61

Предметы
личной
гигиены.
Закаливани
е организма
солнцем,
воздухом,
водой.
Условия и
правила
закаливани
я

1

0

0

Знакомься: электронные ресурсы
школы

62

Бытовые
электричес
кие и
газовые
приборы:
правила
безопасног
о
использова
ния.
Поведение
в
экстремаль
ных
ситуациях.
Номера
телефонов
экстренных
служб

1

0

0

Знакомься: электронные ресурсы
школы

63

Ты –
пешеход!

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

64

Знаки
дорожного
движения

1

0

0

ps://www.uchportal.ru

65

Правила
использова
ния
электронны
х устройств

1

0

0

http://nsportal.ru/

0

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

65

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
Основная литература:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях.
2. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов
VII вида. М.: Парадигма, 2010.
3. Шевченко,

С.Г.

Коррекционно-развивающее

обучение.

Организационно-

педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Дополнительная литература
1. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к
специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К.
Королевская, Е.Л. Гончарова. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.
2. Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте
формирования жизненной компетенции ребенка / М. Р. Хайдарпашич //
Дефектология. - 2013. -№1.-С. 55-67.
3. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с
нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.- С.30-35
4. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном
образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития.
Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.
5. Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи
компьютерной программы «Лента времени» / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. 2007. -№ 2. - С. 58-66.
Материально-техническое обеспечение:
Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)1, соответствующие тематике
программы по окружающему миру.
При наличии условий IT-технологий, используемых во внеурочной деятельности для
уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения в 1дополнительном классе можно определенным образом
оценить успешность их достижения, хотя какие-либо выводы делать преждевременно.
В конце 1 дополнительного класса обучающийся может обнаружить:
 знание смысла слов «Россия», «Москва», «Президент», «Родина», «Отчизна»,
«Отечество»;
 некоторые представления о размерах нашей страны, народах, проживающих на ее
территории:
 временные представления: время суток, время года, дни недели, месяцы, прошлое,
будущее;
 умение обозначать погодные явления;
 элементарные знания о Земле, Луне, некоторых природных явлениях;
 знание профессий, в том числе профессий близких людей;
 умение выделять и называть части растений;
 знание некоторых классов растений (цветы, кусты, деревья, овощи, фрукты);
 знание обобщающих признаков для выделения классов животных (насекомые,
птицы, рыбы, звери);
 зимующие и перелетные птицы;
 знание правил безопасного поведения, обозначенных в учебнике;
 знания о материальных изученных объектах.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении
планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения учебным
предметом «Окружающий мир» фактически не бывает изолированной. Трудности же
освоения учебных предметов, относящихся к разным предметным областям, могут служить
основанием повторного обследования обучающегося в ПМПК для уточнения его
образовательных потребностей.

1

В соответствии с требованиями СанПин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».