РП Окружающий мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Коменская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При изучении программы по предмету «Окружающий мир» рекомендуется
использовать учебник А.В. Плешакова «Окружающий мир». Предмет решает задачи
формирования интереса к природному и социальному миру, совершенствования
познавательной деятельности за счет овладения мыслительными операциями сравнения,
обобщения, формирование умений связного высказывания, а также возможностей
совместной деятельности (в парах). Предмет играет важнейшую роль в формировании
сферы жизненной компетенции, поскольку изучаемая тематика так или иначе затрагивает
все ее составляющие. Однако особенности обучающихся с ЗПР требуют их постоянного
учета и во 2 классе. Обязательным является закрепление пройденного ранее. Поэтому темы
учебника изучаются в несколько измененной последовательности, с определенным
сокращением избыточно сложной для понимания информации (терминологии). В связи с
этим на протяжении всего учебного года нужны обе части учебника.
Следует отметить, что количество видов деятельности, предлагаемое в программе
для конкретных уроков иногда избыточно. Те виды деятельности, которые не были
реализованы на уроке, могут составлять содержание домашних заданий, которые должны
быть доступными для выполнения под контролем и с помощью родителей. Темы учебника,
которые не включены в программу, можно предложить родителям изучить с ребенком
самостоятельно в летние месяцы.
Указание на работу в тетради, приведенное почти для каждого урока, предполагает,
что будут использоваться рекомендованные для обучающихся с ЗПР рабочие тетради (т.н.
«Тетрадки-плюс»). Однако при их отсутствии не исключается применение других
вариантов методических разработок и обычной школьной тетради для записи новых слов
(обязательно под контролем учителя, желательно при наличии образца написания).
В программе уделяется очень большое место актуализации знаний, полученных в
первом дополнительном классе. В этом процессе также может использоваться «Тетрадкаплюс» (Е.Л. Инденбаум).
В ходе изучения предмета рекомендуется уделять большую роль демонстрации
реальных объектов и их изображений (в т.ч. презентаций в соответствии с СанПиН).
Важное значение имеет продолжение начавшегося в первом дополнительном классе
обучение использованию замещающих условных обозначений. Необходимо также
постоянно давать обучающимся задания, активизирующие процессы наглядно-образного, а
затем и словесного мышления.
При изучении предмета во 2 классе целесообразно оставлять значительную долю
занятий, мотивирующих детей к познанию окружающего мира: утренники, игры,

соревнования и т.п. Развитие сферы жизненной компетенции происходит также за счет
постоянной актуализации детского опыта, фиксации внимания на аспектах, уже
утративших значение для части детей с достаточно высоким уровнем развития (например,
день рождения, имена и отчества, домашний адрес, календарь, другие временнЫе понятия,
пространственные отношения и пр.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России проявляется в:
 знании государственных символов России,
 осознании своей малой Родины как части большой страны,
 знании своей национальной принадлежности,
 уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми
ученик должен взаимодействовать).
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов проявляется в:


понимании наличия своей и чужих стран.

 - интересе к «чужим» национальным праздникам.
интерес к познанию социального и природного мира проявляется в:
 позитивном отношении к урокам по предмету (не дестабилизирует обстановку, слушает
учителя),
 стремлении выполнять домашние задания по предмету,
освоение социальной позиции ученика проявляется в:
 трансляции домашнего задания родителям,
 переживании при получении нежелаемой (или неполучении желаемой) оценки,
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур проявляется в:
 формировании адекватных временных представлений,
 понимании смысла географической карты как модели мира, понимании наличия своей
и других (зарубежных) стран,
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:


различении красивого и некрасивого (иногда осознает, что красота не всегда яркая),


проявлении интереса к демонстрации красот природы и предметного мира,
предъявляемых в разных формах (демонстрация, слайд-презентация и т.п.)


умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире
и в людях.
 понимании наличия профессий, украшающих землю и жизнь.
 Умении различать эстетически привлекательные и непривлекательные объекты.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность,
уступать (при выполнении заданий в парах или в групповой работе),


умении оказать помощь соседу по парте, партнеру по взаимодействию


возможности соблюдать правила в деловых (ролевых) играх, т.е. вести себя в
соответствии с присвоенной ролью (заданной функцией).
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе
проявляется в:
 проявлении заботы о домашнем животном (любимце), комнатных растениях,
стремлении сохранять вещи в хорошем состоянии
 стремлении поддерживать порядок в живой и неживой природе,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям проявляется в:
 понимании того, что деньги платят за труд
 понимании, что люди устают от работы;
 знании названий профессий и их значения для людей.
- установка на здоровый образ жизни проявляется в:
 стремлении соблюдать личную гигиену, понимании связи заболеваний с образом жизни.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:


осознании потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста):




осознании затруднений (не понимаю, не успел):
осознании своего состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.).:



усвоении материала тем раздела «Правила безопасной жизни»,



соблюдении правил безопасного поведения в быту (по свидетельству родителей),

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляется в:


умении поливать комнатные растения,



умении определять температуру воздуха на термометре,



умении одеваться по погоде,

владение

навыками

коммуникации

взаимодействия проявляется в:

и

принятыми

ритуалами

социального



умении вежливо обратиться к учителю и однокласснику,



умении согласовывать свои действия с действиями одноклассника,



умении понимать смысл командного соревнования (например, в викторине),



умении использовать формулы речевого этикета в деловых (ролевых) играх,


способности объяснять
коммуникативного партнера.

что-либо,

выслушивать

объяснение

или



умении выполнять задания в парах и малых группах,



умении делиться своими впечатлениями, актуализировать имеющийся опыт.

мнение

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации проявляется в:


усвоении материала тем раздела «Человек и общество»,



соотнесении изучаемого материала на уроках с собственным опытом;



умении применить полученные знания в ориентировке на местности,



умении ориентироваться во времени на часах, в календаре,



формировании «эмоционального смещения» - возможности ожидать события и

вспоминать о них точно определяя их временную отнесенность в пределах года (о
путешествиях и других событиях, соотносимых с изучаемым материалом).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету
«Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления проявляется в:
понимании групповой инструкции к заданиям для самостоятельной работы
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
самостоятельности в подготовке проектов (по оценке родителей).
проявлениях поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее
неизвестного задания).
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

овладении умениями декодирования условных знаков (дорожные знаки, символы,
обозначающие погодные явления, другие условные знаки, предлагаемые педагогом или
подготовленные самостоятельно по заданию).
 Овладение умением самостоятельного построения наглядной модели (в соответствии с
изучаемым материалом)

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать. в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
 Овладение умением записывать результаты измерения температуры воздуха.
 Овладение умением транслировать взрослому содержание информации, которую
следует найти, присутствуя (принимая участие. в ее поиске).
 Овладение умением рассказывать подготовленный материал перед классом.
 Овладение

умением

сопровождать

рассказ

видеопрезентацией

или

другой

наглядностью.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
 Овладение умением отвечать на вопросы по информационному тексту.
 Овладение умением находить в прочитанном тексте ответы на поставленные
вопросы
 Овладение умением пересказа информационного текста.
овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 Овладение умением выделять существенные признаки.
 Овладение

умением

сравнивать

различные

объекты

и

явления

природы

и

формулировать вывод (с помощью педагога).
 Овладение умением называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу
или обобщать объекты.

 Овладение умением вербализовать причинно-следственную связь между явлениями
природы, природными изменениями.
 Овладение умением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и
абстрактного характера в соответствии с изучаемым материалом.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
в:
 готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
 адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных
задач, договариваться о распределении функций.
Предметные результаты
По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих знаний,
представлений и умений.
 знание Российской государственной символики (флаг, герб, гимн);
 знание

своей

национальной

принадлежности,

названия

национальностей,

проживающих в России;
 названия природных явлений: листопад, снегопад, ледостав, половодье;
 умение определять температуру по термометру;
 знание сущности экологии;
 знание названий профессий, в том числе профессий близких людей;
 умение выделять и называть части растений;
 основы классификации растений (дикорастущие, декоративные, комнатные);

 правила безопасности для разных ситуаций;
 знание названий представителей классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные);
 знание сезонных изменений в жизни природы и человека;
 основы экономических представлений (деньги);
 представления об учреждениях культуры (музеи);
 знание некоторых видов транспорта;
 знание названий природных материалов.
Примеры контрольно-оценочных материалов и критериев оценки предметных
результатов.
А) Выбор правильного и неправильного отношения к миру и природе (работа в парах,
фразы на карточках).
Конфетку съел – фантик бросил на землю.
Конфетку съел – фантик бросил в урну.
Увидел красивый цветок на клумбе, сорвал и подарил маме.
Посадил цветы на клумбе около дома или на балконе.
Пошли на пикник около речки, покушали, мусор закопали в песок.
Пошли на пикник около речки, покушали, мусор забрали с собой.
Соревновались, кто меткий – стреляли из рогатки по воробьям и голубям.
Принесли пшена и покормили птичек.
Развели в лесу костер – испечь картошку.
Надели перчатки и собрали в мусорный пакет пластиковые бутылки и жестяные банки с
полянки.
Б) Угадывание транспорта по описанию (на карточке).
Городской наземный транспорт, ездит по рельсам.
Городской наземный транспорт, ездит, куда попросит пассажир.
Водный пассажирский транспорт, на нем катаются для развлечения.
Железнодорожный пассажирский транспорт, на нем ездят недалеко от города.
Воздушный пассажирский транспорт с крутящимся винтом наверху.
В) Прочитать и подобрать карточку с нужным ответом.
Чтобы растению держаться на земле и получать из нее полезные вещества и воду нужен:
Чтобы дышать, питаться и очищать воздух растениям нужны:
Чтобы вырастали новые растения нужны:
Чтобы было на чём держаться ветвям, листьям, плодам нужен:
Г) Исключить лишний предмет:

ель, сосна, береза, кипарис
одуванчик, осока, смородина, земляника
астры, бархатцы, космеи, ландыши
огурец, помидор, картофель, тыква
тополь, яблоня, груша, слива
акация, сирень, рябина, малина
д) Ответить на вопросы:
Почему наступает зима?
Что такое снег и лед, откуда они берутся?
Какая зимой температура воздуха? Сравнение календаря температуры в осенний и зимний
месяц.
Что меняется зимой в жизни городского и сельского жителя?
Какие зимние забавы известны?
Что происходит зимой с животными?
Куда улетают птицы?
Как надо зимой помогать природе?
Как мы можем узнать, чистый или грязный воздух в месте нашего проживания?
Что меняется в уходе за комнатными растениями?
Текущий контроль:
А) оценка качества работы на уроке.
Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):
Активность:
5 – внимательно слушает учителя и одноклассников, участвует в процессе опроса,
стремится высказаться по обсуждаемой теме, при работе в паре и группе высказывает свое
мнение, настаивает на нем.
4 - иногда самостоятельно участвует в процессе опроса, высказывается (например,
рассказывает о чем-то из своего опыта), активен в парной и подгрупповой работе.
3 – в процессе опроса участвует только по побуждению учителя, малоактивен в парной и
подгрупповой работе.
2 – пытается избежать ответов на вопросы учителя, совершенно пассивен в парной и
подгрупповой работе.
Адекватность ответов:
5 – отвечает в плане заданного, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает
поставленные задачи адекватным способом.

4 – отвечает в плане заданного, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания,
решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные
проявления удалось скорректировать.
3 – сначала отвечает не в плане заданного, но это удается скорректировать. Поведение в
парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания.
2 – при опросе дает случайные, необдуманные, малоадекватные ответы, коррекция не
удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания
партнерами по взаимодействию.
Правильность ответов:
5 – отвечает правильно или нужно небольшое уточнение.
4 – с ответом затрудняется, но небольшая помощь способствует его получению.
3 – ответ изначально неправилен, с существенной помощью удается получить правильный
ответ.
2 – ответ неправилен (отсутствует), помощь в виде наводящих вопросов не принимает.
Вербальное оформление ответов:
5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными
недочетами.
4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание.
3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ,
копирование ответа предшественника.
2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова.
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов - «удовлетворительно».
8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
«Отлично» – отвечает правильно, в плане заданного, недочеты в построении фразы не
препятствуют пониманию.
«Хорошо» – корригируемые смысловые неточности в содержании ответа, могут быть
трудности вербального оформления высказывания.
«Удовлетворительно» – с помощью удается получить правильный ответ с различными
смысловыми и вербальными недочетами.

«Неудовлетворительно» – ответ получить не удается. В парной и подгрупповой работе
препятствует выполнению заданий.
Б) оценка выполнения домашних заданий.
Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):
Наличие выполненного домашнего задания:
5 – задание выполнено полностью;
3 – задание выполнено частично (не весь объем);
1 – минимальное выполнение задания;
0 – задание не выполнялось.
Правильность выполнения домашнего задания 1:
5 – выполнено правильно или с минимальными недочетами.
4 – есть отдельные ошибки, но преобладает правильное выполнение.
3 – ошибок много (3 и более) либо объем выполненного минимален.
0 – задание не выполнялось.
Способность

к

ориентировке

в

домашнем

задании

(характеризует

самостоятельность выполнения или как минимум, вовлеченность в процесс
выполнения).
5 – знает, что написано (нарисовано, наклеено) в его тетради, может воспроизвести смысл
задания

(без

учета

стилистического

и

лексико-грамматического

оформления

высказывания).
3 – с трудом вспоминает, что сделано, смысл задания воспроизводит весьма неточно.
1 – «не помнит» суть выполненного задания
0 – задание не выполнялось.
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
14- 15 баллов – «отлично».
10-13 баллов – «хорошо».
1-9 баллов - «удовлетворительно».
0 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
«Отлично» – домашнее задание выполнено достаточно правильно, и можно предполагать,
что с деятельным участием ребенка (или самостоятельно).
«Хорошо» – не весь объем задания, сомнения в деятельном участии ребенка в процессе
выполнения или же ошибки.
Предлагается не учитывать в оценке аккуратность выполнения, низкое качество рисунков. Неправильное
написание слов считается ошибкой.
1

«Удовлетворительно» – сам факт выполнения задания или попытки этого.
«Неудовлетворительно» – задание не выполнялось.
В) Проверка усвоенных знаний самостоятельной работой (задания на карточках,
работа в рабочей тетради или же в ученической тетради).
5 – задание выполняется с минимальными недочетами.
4 – задания выполняются с небольшим количеством ошибок.
3 – задания выполняются с ошибками, но не менее 33 % задания выполнено.
2 – задание не выполняется или выполнено на 30 % и менее.
Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим. Нежелательно ставить
урок по предмету на понедельник или, тем более, два дня подряд.
Экспертная оценка педагогом может осуществляться также по параметрам:
поведения в общественных местах и на экскурсиях,
применения выученных сведений в реальной жизни.
Рубежный контроль (по завершению темы, раздела). Выполнение заданий тестового типа
(выбор правильного ответа) приведенные в учебнике и рабочей тетради с заданными там
же критериями оценки.
Пример итоговой работы за год:
1.Подчеркни живые природные объекты (дерево, тропинка, мухомор, песок, вода, листья,
ветер, гравий, трава, кузнечик, дрова)
2.Соедини название месяца с соответствующим ему природным явлением
Название месяца

Природное явление

Декабрь

Оголившиеся деревья, увядшая трава

Апрель

Сенокос, частые грозы

Июль

Животные просыпаются после спячки

Октябрь

Мороз, снег, замерзшие реки

3. Закончи предложение
Я знаю драгоценный камень__________________ (гранит, мрамор, изумруд, золото).
4.Подчеркни культурные растения (одуванчик, ромашка, капуста, гладиолус, сыроежка).
5.Соедини стрелками подходящие слова:
Зверь рыба птица насекомое пресмыкающееся. земноводное

Щука комар свинья лягушка змея
6. Подчеркни названия внутренних органов человека (глаза, печень, пальцы, сердце, легкие)
7. Как назвать общим названием
Пылесос, электроплита, холодильник, микроволновая печь________________(посуда,
мебель, бытовая техника, интерьер)
8. Где хранятся экспонаты (подчеркни): театр, музей, аэропорт, цирк, вокзал).
9.Загранпаспорт нужен, чтобы поехать в (Москву, Сочи, Китай, Санкт-Петербург, Лондон).
10. Выбери и подчеркни названия опасного поведения (бежать по тропинке, играть со
спичками, прыгать с высоты в незнакомый водоем, кататься на велосипеде, разговаривать
на улице с соседом).
Оценка: 8-10 баллов (отлично)
6-7 баллов (хорошо)
4-5 баллов (удовлетворительно)
0-3 балла – неудовлетворительно.
Итоговая оценка. Оценка «отлично» ставится при соответствии перечисленным выше
требованиям текущего контроля и выполненным зачетным заданиям.
Оценка «хорошо» ставится при наличии негрубых недочетов по выделенным параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по
всем выделенным разделам
Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых знаний по большинству
разделов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной формой усвоения знаний является урок (фронтальная форма работы).
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Сезонные изменения в
природе. Ледоход, половодье. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность,
осадки, ветер).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные
объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Водоёмы, их
разнообразие (океан, море, река, озеро).
Воздух и вода. Минералы, известняк, песок, глина, древесина.
Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Красная книга
России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Польза домашних животных. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от

природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Комнатные и декоративные растения.
Человек. Общее представление о строении тела человека. Внутренние органы (мозг, сердце,
легкие, желудок, кишечник), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за
зубами, профилактика некоторых заболеваний. Правильное питание.
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому
мнению. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и
сверстниками.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Рукотворный предметный
мир. Транспорт. Экономика. Культура и образование. Учреждения культуры.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), Главный город родного
края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.
Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (по выбору): название, расположение на
политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме
в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с
незнакомыми людьми.
Основная форма организации учебных занятий по предмету «Окружающий мир» – урок.
Большинство уроков носит комбинированный характер, сочетая актуализацию ранее
полученных знаний с изучением нового материала. Некоторые уроки предполагают только
знакомство с новым материалом. В конце каждого раздела и четверти организуются уроки
проверки и оценки знаний, умений и навыков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел

Тема (часы)

Примерное содержание уроков и основные виды
деятельности обучающихся.
1 четверть (16 ч.)

1

Человек
общество
(4 часа)

и Родная
страна (3 ч.)

Российская символика: герб, флаг, гимн
Содержание: Актуализация знаний учащихся о
Российском гербе и флаге, названии страны, столицы.
Знакомство с гимном.
Виды деятельности. Опрос учащихся. Демонстрация.
Выбор флага и герба из серии представленных.
Практическая работа: раскрашивание флага. Рассказ
учителя о гербе и флаге. Чтение стихов о России.
Работа с учебником. Прослушивание гимна. Чтение
учителем слов гимна. Объяснение слов: держава,
достоянье. Повторение значения слов отечество,
отчизна.

Работа

в

рабочей

тетради.

Проверка

выполнения. Работа в парах: собери герб и флаг РФ
(паззлы). Прослушивание песен о Родине (по выбору
учителя). Подведение итогов.
Мой родной край.
Содержание: Моя малая Родина. на карте России.
Название родного края. Герб. Гимн (или песня,
посвященная ему). Главный город родного края:
возраст, основные сведения (на доступном уровне).
Место

проживания

ребенка.

Домашний

адрес.

Расположение на карте России (без объяснений).

Виды

деятельности.

Беседа,

рассказ

учителя,

демонстрация герба, видов малой Родины, (в формах
по выбору учителя), прослушивание гимна (при
наличии) или песни, посвященной родному краю,
чтение учителем слов гимна (песни), словарная работа
по необходимости, сравнение столиц страны и
родного края (на наглядном уровне), первичное
закрепление,

написание

домашнего

адреса.

Подведение итогов.
Братские народы России.
Содержание: Народы России по выбору учителя,
предпочтительней

те,

с

которыми

дети

взаимодействуют (не более 2). Актуализация детских
знаний с прошлого года. Основные сведения: внешний
вид, национальный костюм, национальный язык,
национальные

праздники,

жилища,

виды

деятельности.
Виды деятельности: беседа с детьми (знают ли свою
национальность с подчеркиванием того, что это не
имеет значения для совместной деятельности), рассказ
учителя о братских народах в месте проживания
ребенка, демонстрация (предпочтительней слайдпрезентация

о

сопоставлении
относится

с

рассматриваемом

народе

культурой

к

ребенок).

народа

Закрепление

в

которой
сведений,

полученных на предыдущем уроке (в формах по
выбору учителя). Работа с учебником «Семья народов
России», рабочей тетрадью. В классе, где есть дети
разных национальностей коммуникативная игра типа
«Ручеек» (по выбору учителя). Подведение итогов.
Город и

Город и село

село (1 ч.)

Содержание: актуализация детских знаний, сходство
и различия между городом и селом (с подчеркиванием
разницы в труде людей, но трудолюбия как основной

ценности, достоинств города и достоинств села на
уровне, доступном детям),
Виды деятельности: беседа, работа с учебником
(«Город и село»), работа с рабочей тетрадью, работа в
парах,

при

необходимости

презентации,

возможна

просмотр

творческая

слайд-

деятельность

(зарисовка по заданию учителя). Подведение итогов.
Человек

и

природа

Что нас

Экскурсия.

(12 часов)

окружает (1

Содержание: Задание 1. Посмотри, что в школьном

ч.)

дворе относится к природе, а что создано руками
человека? Задание 2. Поищи объекты, которые
сочетают творения природы и человека. Задание 3.
Посмотри, человек может украсить природу? Задание
4. Найди красивые и некрасивые творения природы и
человека (за пределами школьного двора).

Наше

Наше отношение к миру

отношение к Содержание: человек, портящий и украшающий
миру ( 2ч.)

окружающий мир, профессии, украшающие мир
(садовник,

цветовод,

ландшафтный

дизайнер),

экология, хорошее и плохое отношение к природе.
Виды деятельности. Беседа о впечатлениях об
экскурсии. Работа с учебником («Наше отношение к
миру»). Работа с рабочей тетрадью. Чтение стихов о
хорошем и плохом отношении к миру природы.
Уточнение отличий природного и рукотворного мира.
Работа с учебником «Природа и рукотворный мир».
Первичное закрепление. Словарная работа: дизайн,
ландшафт. Выполнение заданий, активизирующих
мыслительную

деятельность

природных

и

рукотворных

примеров,

выбор

представленных,
отношения

к

представленных,

(дифференциация
объектов:

объектов

выбор
природе

из

хорошего
из

заполнение

подбор
наглядно

и

перечня
таблицы

плохого
вербально
и

т.п.).

Возможно выполнение творческого задания (плакат
экологического содержания) с использованием форм
подгрупповой работы. Подведение итогов.
Урок закрепления знаний.
Содержание: страна, место проживания, природа,
рукотворный мир, экология, хорошее и плохое
отношение к природе.
Виды деятельности. Выполнение теста в конце
первого раздела учебника. Остальные по выбору
учителя: возможна выставка творческих работ с их
обсуждением, чтение наизусть стихов экологического
содержания, опрос, словарный диктант и пр.
Живая

и Живая и неживая природа.

неживая

Содержание: примеры объектов живой и неживой

природа

(2 природы, их взаимосвязь, земля (почва), солнце (свет

ч.)

и тепло), вода, воздух.
Виды деятельности Работа с учебником «Живая и
неживая природа», дидактическая игра «Живоенеживое», беседа: «Без чего не может существовать
живое».

(солнце,

небо

(воздух),

земля,

вода).

Угадывание загадок об этих объектах. Работа в
рабочей

тетради.

Выполнение

заданий,

активизирующих мыслительную деятельность (выбор
лишнего объекта, дифференциация и обобщение
объектов). Подготовка к исследовательской работе
(посадка семян фасоли, размещение их на свету и в
темноте) Подведение итогов.
Живое не живет без неживого.
Содержание: земля (почва), солнце (свет и тепло),
вода, воздух.
Работа с учебником: параграф «Связи между неживой
и живой природой»: Рассматривание картинок. Работа
с

рабочей

тетрадью.

активизирующих

Выполнение

мыслительную

заданий,

деятельность

(вставка в текст пропущенных слов). Практическая
(исследовательская

работа):

наблюдение

за

прорастанием семени фасоли в темном месте и на
свету – внешний вид ростка. Подведение итогов.
Явления

Содержание: Осень. Осенние месяцы. Явления

природы (1 природы: дождь, листопад, линька, спячка. Сезонные
ч.)

изменения осенью. Труд людей в связи с сезонными
изменениями.
Виды деятельности Беседа. Опрос. Практическая
работа: зарисовка сезонных изменений лиственного
дерева в сопоставлении с хвойным. Работа с
учебником. Работа в рабочей тетради. Выполнение
заданий,
деятельность

активизирующих

мыслительную

(декодирование

схематических

изображений сезонов года, классификация природных
явлений по сезонам года, установление причинноследственных

связей

типа

причина:

«облака

перестают испаряться, потому, что стало меньше
солнца» – следствие: «пасмурно, дожди», угадывание
осенних месяцев по их описанию, выбор названий
природных явлений из текста). Словарная работа:
линька, спячка, листопад, иней, моросит, увядший).
Демонстрация линьки (иллюстрации).
итогов.

Подведение

Погода
ч.).

(2 Календарь погоды.
Содержание: Условные обозначения и слова для
характеристики погоды (ясно, пасмурно, переменно,
ветер, дождь). Погодные явления. Описания хорошей
и плохой погоды.
Виды

деятельности

Актуализация

имеющихся

знаний. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради.
Выполнение
мыслительную

заданий,
деятельность

активизирующих
:

декодирование

условных обозначений (ясно, пасмурно, снег, дождь,
ветер), кодирование погоды в календаре погоды,
кодирование по инструкции в соотнесении с днем
недели типа «на этой неделе было 3 ясных дня, потом
2 пасмурных, потом шел дождь, а на следующий день
была переменная облачность – какая погода была в
четверг (после практического заполнения полоски с
днями недели по этой инструкции), Синонимичные
обозначения: времена года=сезоны и т.п.). Задания
рекомендуется выполнять в парах.

Температура.
Содержание: определение температуры спиртовым
термометром. Соотнесение значений температуры
воздуха с ее субъективным ощущением (тепло, жарко,
прохладно и т.п.). Соотнесение температуры воздуха
и необходимой одежды.
Виды

деятельности.

Практическая

работа

–

измерение температуры спиртовым термометром.
Демонстрация

различий

между

спиртовым

и

медицинским термометром, уличным и комнатным
термометром.

Обозначение

температуры

по

телевизору, на сотовом телефоне и т.п. Словарная
работа: Работа в тетради. Выполнение заданий,
активизирующих

мыслительную

деятельность:

подбор пропущенных слов (изображений) к фразам
типа: часы показывают______, а термометр_________,
подбор обобщающих названий. Решение проблемных
заданий типа «что надеть при такой-то погоде».
Подведение итогов.
Обобщающ

Виды деятельности. Запись температуры воздуха на

ий урок по улице за прошедшие с предыдущего урока дни.
пройденным

Беседа: обсуждение ощущений от температуры в

темам. ( 1 ч.) каждый из дней. Практическая работа - пометки в
индивидуальном календаре погоды. Дидактическая
игра

«Одень куклу» (соотнесение температуры

воздуха на термометре и необходимой одежды для
бумажной куклы (работа в парах). Выполнение теста
по пройденному материалу
Природные

Что внутри Земли?

кладовые (2 Содержание: Минералы, известняк, песок, глина,
ч.)

мрамор, гранит. Драгоценные камни.
Виды деятельности. Рассказ учителя. Демонстрация
реальных образцов. Дидактическая игра-закрепление:
угадывание с закрытыми глазами и называние. Слайдпрезентация: здания из камня, известняка, поделки из

глины

(посуда,

игрушки),

употребление

песка:

строительство (бетонные панели), песочные часы,
оконные стекла. Работа с учебником. Ответы на
вопросы

по

названий

в

прочитанному.
тетради.

Запись

Соединение

изученных
изображений

объектов на карточках и табличек с названиями
материалов из которых они изготовлены (возможна
работа в парах и подгруппах). Словарная работа.
Отгадывание загадок. Словарная работа. Отгадывание
кроссворда
Проект

Виды

«Красота

изображенном на фотографиях (объектах) по плану.

неживой

Что это такое?

природы

деятельности:

Устный

рассказ

об

и У этого объекта есть собственное имя? Какое?

рукотворног

Где этот объект находится?

о мира из Что ты о нём знаешь?
природных

Чем он тебе нравится?

материалов (
1 ч.)
2 четверть (14 ч.)
Воздух (1 ч.) Содержание: Воздух. Практические действия по
определению наличия воздуха. Движение воздушных
масс: ветер. Взаимодействие теплого и холодного
воздуха. Загрязнение воздуха.
Виды деятельности: опрос для актуализации знаний,
практическая работа - как мы можем обнаружить
воздух вокруг нас (помахать веером, быстро проехать
на велосипеде, надуть шарик, подуть в жидкость через
трубочку от коктейля, опустить стакан в воду вверх
дном, пустую бутылочку в емкость с водой и т.п.).
Просмотр

слайд-презентации:

«Они

загрязняют

воздух»: дым из печных труб, дым из труб
предприятий, выхлоп автомобильных газов, курящие
люди, дымящаяся свалка бытовых отходов. Работа с
учебником: рассматриваем фотографию и схему в

статье «Про воздух». Читаем ключевой абзац этого
параграфа. Первичное закрепление. зачем воздух
нужен человеку и животным? Как охраняют воздух от
загрязнения? Работа в рабочей тетради. Работа в
парах: кодирование и декодирование символических
изображений загрязнения воздуха. Творческая работа:
изготовление

плаката

«За

чистый

воздух»

(подгрупповая работа).
Вода ( 2 ч.)

Содержание: Вода в жизни человека и живого мира.
Очистка и загрязнение воды. Почему надо беречь
воду. Виды водоемов.
Виды

деятельности:

Актуализация

знаний.

Повторение пройденного ранее. Просмотр слайдпрезентация: «Они загрязняют воду»: труба

с

заводскими сточными водами, танкер, перевозящий
нефть, домашний скот в водоеме. Грязные в
результате нахождения в воде дети и птицы. Работа с
учебником. Работа в рабочей тетради. Разбор схемы
поступления

и

очистки

воды.

Практическая

(исследовательская работа). Растворение в воде
краски. Фильтрование воды загрязненной землей.
Живая

Содержание: Растения. Различные классификации

природа.

растений (с опорой на учебник). Виды деревьев

Растения (4 (хвойные и лиственные). Овощи, фрукты, ягоды
ч.)

Строение растений. Назначение растений. Растения в
жизни человека и животных. Редкие растения.
Красная книга растений.
Что мы помним о растениях
Виды деятельности. Актуализация знаний. Опрос.
Дидактические игры.
Повторение пройденного в 1 классе (урок-повторение:
опрос для актуализации знаний): Демонстрация
изображений деревьев и кустарников через проектор
(обучающиеся

поднимают

карточки

соответствующего цвета). Игра в кругу: овощи-

приседаем, фрукты-поднимаем руки, ягоды – ничего
не делаем. Работа в парах: Прочитать и подобрать
карточку с нужным ответом.
Чтобы держаться на земле и получать из нее полезные
вещества и воду нужен: Чтобы дышать, питаться и
очищать воздух нужны: Чтобы вырастали новые
растения нужны: Чтобы было на чём держаться
ветвям, листьям, плодам нужен: Изучение нового
материала. Работа с учебником «Какие бывают
растения». Первичное закрепление: Чем отличаются
травы, деревья, кустарники? Найдите их на рисунке.
Работа в рабочей тетради. Практическая работа
правильно полить растение и взрыхлить почву. .
Дикорастущ
ие

Виды

деятельности:

Прослушивание

новой

и информации. Работа с учебником. Классификация

культурные

рисунков из параграфа «Дикорастущие и культурные

растения

растения».

(1 ч.)

Работа в тетради: запись определений дикорастущих и
культурных растений. Демонстрация прядильных
растений: лён, хлопок. Игра «Снежный ком» на
материале

дикорастущих,

а

затем

культурных

растений в командах не более 6 человек (ученик
называет нужное растение, второй повторяет и
добавляет свое и т.д.).
Выполнение

заданий,

мыслительную

деятельность:

активизирующих
классификация

растений по группам, различия между деревом,
кустарником, травянистым растением, кодирование
дикорастущих и культурных растений символами.
Угадывание растений по описанию.
Комнатные
растения
цветы (1 ч.)

Виды

деятельности:

Актуализация

знаний.

и Прослушивание новой информации. Демонстрация и
определение комнатных растений, садовых цветов.,
Работа с учебником. Работа в тетради. Ответы на
вопросы

по

прочитанному.

Опрос

по

ранее

пройденному.

Работа

определениям.

в

парах:

Практическая

угадывание

работа:

по

анализ

и

зарисовка строения комнатного цветка. Угадывание
загадок

о

растениях:

Демонстрация

цветов.

Практическая работа: вытереть пыль с листьев
комнатных цветов. Поставить садовый цветок без
воды.

Выполнение

заданий,

активизирующих

мыслительную деятельность: на исключение лишнего
объекта (ель, сосна, береза, кипарис), на обобщение
(одуванчик,

осока,

смородина,

земляника),

на

определение (груша, яблоко, мандарин – плодовые
(или

фрукты),

декоративные

астры,

бархатцы,

(цветы).

космеи

Дидактическая

–

игра

«Садовник» (позволяет запомнить названия садовых
цветов,

детям

даются

их

изображения

для

предупреждения механического запоминания).
Красная

Виды деятельности: Работа с учебником, работа в

книга

рабочей тетради, выполнение тестовых заданий, слайд

растений (1 –презентация.
ч.).
Обобщение
и
закрепление
полученных
знаний
Живая

Содержание: Классификации животных: насекомые,

природа.

рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.

Животные

Основные признаки этих групп. Домашние животные.

(4 ч.)

Сезонные изменения в жизни животных в связи с
наступлением зимы. Дикие и домашние животные.
Красная книга животных. Зоопарк. Забота человека о
животных.

Домашние

животные

и

домашние

любимцы. Значение домашних животных для жизни
человека. Знаменитые собаки.

Виды

деятельности:

знаний.

Актуализация

Прослушивание

новой

имеющихся
информации.

Демонстрации изображений. Опрос. Дидактические
игры: угадывание животных по описаниям, с опорой
на

обобщенные

(например,

схематические

коллективная

игра

изображения
Рыба,

Птица,

Насекомое, Зверь - обучающиеся поднимают карточки
соответствующего цвета или со схематическим
изображением на изображения через проектор, а затем
- на названия животных, произносимые учителем).
Работа с учебником. Работа в рабочей тетради.
Выполнение

заданий,

активизирующих

мыслительную деятельность: угадывание загадок,
классификации,

решение

проблемных

задач,

угадывание зимних месяцев по описанию с указанием
на

изменения

в жизни животных, соединение

изображений домашних животных и их функций в
жизни

человека

и

т.п.

Практические

работы:

рассматривание шерсти животных (например, кошки).
Изготовление

кормушки

для

птиц.

Кормление

домашнего любимца. Наблюдение за животными.
Словарная работа. Составление рассказов-описаний
по

плану.

Составление

событийных

рассказов.

Выполнение тестовых заданий. Возможны творческие
работы (по выбору учителя).
В

природе Содержание: Лес, луг – понятия. Взаимосвязь

все

изменений в цепях питания (без употребления

взаимосвяза

термина). Последствия вмешательства человека в

но (2 ч)

живую природу. Рассказ В. Бианки «Сова» как
иллюстрация взаимосвязей.
Виды деятельности: Прослушивание информации.
Опрос. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради.
Построение наглядных моделей, иллюстрирующих
природные

взаимосвязи

(из

2-3

элементов).

Декодирование наглядных моделей. Установление

причинно-следственных

связей

с

пошаговым

заполнением таблицы «причина-следствие».
Урок

Контрольные задания: Беседа: что значит беречь

обобщения и природу? Сажать новые растения и ухаживать за
систематиза

ними. Помогать птицам зимой. Убирать мусор с

ции знаний территории. Не рвать цветы, не ломать ветки, не
по

разделу рубить сучья. Ответственно относиться к домашним

Человек

и питомцам. Схематически изобразить перечисленные

природа

(1 правила (по аналогии с учебником). Работа в тетради:

ч.)

Построение и декодирование моделей взаимосвязи
(работа по вариантам): Для 1 варианта: Воробьи
клевали посевы – воробьев не стало – посевы съели
насекомые. Для 2 варианта В лесу истребили волков –
стало много зайцев-зайцы грызли деревья- лес стал
погибать. Проверочная работа: сопоставление с
правильной моделью, поиск и исправление ошибок.
Выполнение тестов.
3 четверть (22 ч.)

3

Правила

Строение тела Содержание: части тела человека: Голова: лицо

безопасн

человека и его (глаза, рот, нос, лоб, подбородок, щеки, брови)

ой жизни

чистота (2 ч.)

(13 ч.)

волосы, уши, шея. Туловище (грудь, спина, бока,
живот). Конечности (руки, ноги). Руки: плечи, локти,
кисти, ладонь, пальцы, ногти. Ноги: бедра, колени,
ступни, пятки, подошва, пальцы. Правила гигиены
тела. Предметы личной гиены (полотенце, расческа,
носовой платок). Правила ухода за одеждой.
Виды

деятельности:

Актуализация

имеющихся

знаний. Опрос: функции разных частей тела, правила
гигиены тела. Повторить названия пальцев на руках.
Прослушивание

литературных

произведений

(Мойдодыр). Работа в рабочей тетради. Словарная
работа. Дидактические игры: называние частей тела
или выбор таблички с названием: м.б. командное
соревнование, дети называют/подбирают таблички по

очереди.

Практические

задания:

показать

соответствующую часть тела, правильно вымыть
руки, вычистить ногти, подстричь ногти, причесаться.
Творческое

задание:

нарисовать

человека,

не

пропустив ни одну часть тела (дома).
Внутренние

Содержание: головной мозг, сердце, легкие, желудок,

органы

печень, кишечник, их функции в жизнедеятельности

человека (2 ч.)

организма. Вредности для этих органов. Функции
головного мозга (по м-лу тетрадки-плюс 1 класса),
полезные и вредные мозгу занятия. Уход за зубами.
Виды

деятельности:

Актуализация

имеющихся

знаний. Работа с учебником. Работа в рабочей тетради.
Опрос: части тела человека. Первичное закрепление:
отличие внешнего и внутреннего строения (видно-не
видно), функции внутренних органов, вред для
внутренних

органов.

правильно

вычистить

Практическое
зубы.

задание:

Установление

соответствия внутренних органов и их функций.
Выполнение

заданий,

мыслительную

деятельность:

активизирующих
подбор

образных

названий для внутренних органов (сердце-мотор и
т.п.).
Бережем

свой Содержание:

организм (2 ч.)

определением

Режим

дня

времени

на

(в

соотнесении

часах).

с

Правильное

питание. Название приемов пищи в течение дня
(завтрак, обед, ужин). Продукты животного и
растительного происхождения. Витамины. Вредные
продукты. Связь образа жизни и здоровья. Понятие о
воле. Роль воли в соблюдении здорового образа
жизни.
Виды
знаний

деятельности:
о

продуктах.

Актуализация

происхождении
Определение

имеющихся

продуктов,

времени на

вредных
часах со

стрелками в соотнесении с режимными моментами.
Повторение

времени

суток,

понятия

«сутки».

Прослушивание

литературных

произведений

о

правильном и неправильном образе жизни. Работа с
учебником. Работа в рабочей тетради. Словарная
работа.

Выполнение

заданий,

активизирующих

мыслительную деятельность: определение причин и
следствий – какой орган пострадает: . Ответы на
вопросы: Что такое распорядок? (порядок – когда все
ожидаемо и предсказуемо). Зачем режим дня нужен
мозгу? Что может быть, если мозг переутомится? И
т.п. Формулировка правил правильного питания
(выбор из двух альтернатив). Творческое задание:
составление правильного режима дня (дома).
Берегись

Содержание: Светофор. Пешеходные знаки. Правила

автомобиля (1 перехода улицы. Правила безопасности при езде в
ч.)

автомобиле.
Виды

деятельности:

Актуализация

имеющихся

знаний о дорогах, цветах светофора, пешеходных
переходов.

Получение

новой

информации:

автомобильные знаки. Работа с учебником. Работа в
рабочей тетради. Словарная работа. Выполнение
заданий,

активизирующих

мыслительную

деятельность: восстановление соответствия частей
высказываний. Ответы на вопросы: на какой дороге
нельзя нарисовать «зебру»? Надо ли пристегивать
ремень безопасности на гравийной и грунтовой
дороге? Почему? Почему нельзя играть на дороге и на
проезжей части? Почему не надо играть или стоять
сзади

припаркованной

машины?

Декодирование

дорожных знаков. Словарная работа. Практическое
задание: понаблюдай, соблюдают ли люди правила
дорожного движения. Творческое задание: нарисуй 2
ситуации, когда дорогу можно переходить и 2 – когда
нельзя (с опорой на образец).
Домашние

Содержание:

Режущие

и

колющие

предметы.

опасности (2 ч.) Электричество. Бытовая химия. Бытовая техника.

Лекарства. Огонь и кипяток. Опасное расположение
предметов (ножи острием вверх и т.п.) Высота.
Последствия опасного поведения. Правила поведения
при начинающемся пожаре. Телефоны экстренных
служб.
Виды

деятельности:

Актуализация

имеющихся

знаний о правилах безопасности, колющих и режущих
предметах и пр. Получение новой информации. Работа
с

учебником.

Работа

в

рабочей

тетради.

Формулировка правил безопасности. Практическое
задание: поиск дома предметов, работающих от сети и
на

батарейках.

Прослушивание

литературных

произведений (С. Маршак. Пожар). Выполнение
заданий,

активизирующих

деятельность:

мыслительную

установление

последовательности

событий (работа в парах). Установление причинноследственных

связей

(работа

в

подгруппах).

Декодирование запрещающих знаков. Творческое
задание: придумывание запрещающих знаков для
других опасностей. Решение проблемных ситуаций
(работа в подгруппах). Заучивание номеров служб
спасения, правил поведения при начинающемся
пожаре.
Опасности
улице (3 ч.).

на Я потерялся.
Виды деятельности. Актуализация изученного ранее:
домашний адрес. Работа с учебником: параграф «Как
избежать беды». Чтение по цепочке ситуация 1
«Потерялась». Беседа по тексту. Что девочка сделала
неправильно?

К

кому

надо

обращаться?

Как

правильно обратиться? (элементы деловой игры)
Практическое задание: узнать и записать в рабочей
тетради

сотовые

Проверка
родителей.

знания

телефоны
номеров

родителей
сотовых

(дома).

телефонов

Содержание. Опасные незнакомцы. Определение
знакомых и незнакомых людей. Другие опасности на
улице (стройка, чердак, подвал, большая высота).
Опасности февраля-марта: сосульки и снег с крыш,
гололед, нехватка витаминов и т.п.
Виды

деятельности.:

Работа

с

учебником.

Рассматривание картинок в одноименном параграфе.
Словарная работа: визит. Чтение по цепочке ситуации
«Мамина подруга». Беседа по тексту. Правильно ли
поступил мальчик? Ответы на вопросы учебника. Как
правильно отказаться (элементы деловой игры).
Выполнение

заданий,

мыслительную

деятельность

причинно-следственных

активизирующих

связей

(установление
между

опасным

поведением и его последствиями). Вывод о правилах
безопасного поведения на улице (работа в парах,
подгруппах).

Творческое

задание:

придумать

символические обозначения, запрещающие опасное
поведение. Нарисовать плакат, запрещающий опасное
поведение.

Выполнение

дифференциация

тестовых

желательного

и

заданий:

запрещенного

поведения.
Урок
обобщения

Выполнение тестовых заданий. Проверка знания
и домашнего адреса (Визитная карточка), сотовых

систематизаци
и

знаний

телефонов родителей.

по

разделу (1 ч.)
4

Человек

Наша дружная Наша дружная семья.

и

семья (3 ч.)

Содержание: Состав семьи, родственные отношения

общество

(бабушки, дедушки, дяди, тети). Фамилии, имена

(9 ч.)

отчества родителей. Отношения в семье. Занятия и
профессии

родителей.

Гендерные

роли

(без

использования термина). Занятия в семье. Культура
общения в семье. Взаимопомощь членов семьи.

Оказание посильной помощи взрослым. Семейные
традиции.
Виды

деятельности.

Актуализация

имеющихся

знаний. Дидактическая игра «Назови отчество».
Схематическое изображение членов семьи. Получение
новой информации (бабушки, дедушки, дяди, тети).
Работа с рабочей тетрадью. Декодирование наглядных
моделей, изображающих членов семьи. Рассказ о
членах своей семьи с опорой на схему. Работа с
учебником:

параграф

рассматривание

«Наша

картинок.

дружная

Чтение

семья»

литературных

произведений (С. Михалков А что у вас?). Рассказы
детей о семейных традициях. Словарная работа.
Выполнение
мыслительную

заданий,
деятельность:

передающих

смысл

правильного

и

активизирующих
определение

пословиц,

фраз,

дифференциация

неправильного

поведения.

Практическое задание. Узнай профессии и занятия
членов своей семьи. Творческое задание. Нарисуй
свою семью так, чтобы было понятно, кто чем
занимается. .
Проект

Презентация детьми своих родословных (строятся с

«Родословная»

опорой на изученную ранее схематическую модель)

или после тем до бабушек и дедушек. Если в семье есть ветераны
«Образование и войны, труда, люди, имеющие награды, заслуги перед
культура

«Я страной или регионом (конкретным местом) своего

был в…..»(1 ч.)

проживания, детей просят рассказать об этом (на
доступном уровне).

Культура

и Содержание:

Культура.

Учреждения

культуры:

образование (4 музей, театр, цирк, библиотека, выставочный зал,
ч.)

концертный зал. Профессии людей, работающих в
учреждениях культуры. Виды театров. Музеи и их
работники. Кунсткамера, Эрмитаж, Исторический
музей. Музеи в родном крае. Цирк. Правила поведения

в учреждениях культуры. Школа. Правила поведения
в школе.
Виды деятельности. Работа с учебником параграф
«Культура и образование». Рассматривание картинок
в учебнике. Работа в рабочей тетради. Словарная
работа:

музей,

театр,

цирк,

выставочный

зал,

концертный зал, библиотека, экспонат, экскурсовод,
эквилибрист.
смотритель,

актер,

капельдинер,

публика,

афиша,

костюмер,

гастроли,

драма,

комедия, балет. Запись новых слов в тетрадь.
Выполнение

заданий,

активизирующих

мыслительную деятельность. Соотнесение названия и
функций учреждения культуры. угадывание названия
профессии к ее определению, Чтение литературных
произведений (С. Михалков. Цирк, С. Маршак Цирк,
А. Барто В театре). Беседа о произведениях.
Формулирование правил поведения в учреждениях
культуры. Соотнесение названий и изображений
учреждений

культуры.

Творческое

задание:

написание отзыва (по схеме в рабочей тетради).
Подготовка письменной информации о своей школе
(по опорным словам и неоконченным предложениям в
рабочей

тетради).

формулировок

Первичное

правил

закрепление

поведения

в

школе.

Практическое задание: правильно поздороваться с
тремя учителями. Возможна творческая работа (по
выбору учителя).Выполнение тестовых заданий по
пройденным

темам:

установление

родственных

отношений, объяснение пословицы (подбор фразы),
объяснение смысла слов и т.п..
Урок
обобщения

Проект

«Я был

в….» Рассказ

о посещенном

и учреждении культуры по плану: Что это? Для чего это

систематизаци

учреждение нужно? Что нового ты узнал? Что тебе

и знаний (1 ч.).

понравилось?
4 четверть (16 ч.)

Человек

Из чего что

Содержание:

Рукотворный

мир.

Изготовление

и

сделано (3 ч.)

глиняной посуды. Изготовление книги. Изготовление

общество

свитера. Домашние животные, от которых можно

(12 ч.)

получить шерсть.

Вязание.

Веретено. Фабрика.

Прялка. Стройка. Машины на стройке: экскаватор,
бульдозер, автопогрузчик, башенный кран. Рабочая
одежда. Каска. Производственные цепочки (без
термина).
Виды деятельности: Беседа для актуализации ранее
полученных знаний. Получение новой информации.
Работа с учебником. Рассматривание картинок.
Обсуждение последовательности. Опрос: Что такое
глина? Где берут глину? И т.п. Словарная работа:
карьер, экскаватор, гончар, гончарный круг, роспись,
обжиг, керамика. Работа в рабочей тетради. Слайдпрезентация – демонстрация гончарных изделий и
других изделий из глины (фигурки, свистульки).
Практическая работа: сравнение керамической и
стеклянной посуды. Ответы на проблемные вопросы
(можно ли заменить глину пластилином, почему
гончарные изделия круглые и т.п.) Угадывание
загадок (о книге). Словарная работа: автор, формат,
корректор,

шрифт,

обложка,

иллюстрация,

оглавление. Практическая работа: сравнение взрослой
и детской книги. Словарная работа: отара, пряжа,
прялка,

веретено,

Практическая
рассматривание

вязание,

спицы,

(исследовательская)
вязаных

вещей,

клубок.
работа:

необходимость

распустить вязаную вещь для определения способа ее
изготовления Построение наглядной модели «Как
получились варежки». Выполнение тестовых заданий.
Работа

–

это Содержание: Профессии. Труд. Образование как путь

главное (1 ч.)

получения

профессии.

Почему

взрослым (устают от работы).

надо

помогать

Виды

деятельности:

Актуализация

знаний

о

профессиях. Получение новой информации. Работа с
учебником: параграф «Все профессии важны»: анализ
изображений

профессий

на

фотографиях.

Игра

«Назови профессию». Узнай профессию по ее
описанию. Выполнение заданий, активизирующих
мыслительную деятельность: соотнесение профессий
с описанием тяжести труда. Пословицы о труде.
Исследовательская работа: за что взрослые в семье
любят свою работу и почему они от нее устают.
Деньги (1 ч.)

Содержание:

Деньги-плата

за

труд.

Денежные

купюры.
Виды деятельности: Беседа: актуализация детского
опыта. Получение новой информации: Денежные
купюры:

демонстрация,

рассказ

учителя.

Ранжирование купюр по номиналу. Проблемные
ситуации (как потратить деньги, которые дали
родители). Практическое задание: сходить в магазин.
Ролевая игра «магазин» (подгрупповая). Словарная
работа: ценник, касса, кредитная карта, кошелёк.
Проект «Труд

Презентация проектов.

людей в моем
родном крае (1
ч.)
Транспорт (2

Содержание:

Классификации

транспорта

ч.)

соответствии с учебником). Функции транспорта.
Профессии людей, работающих на

(в

транспорте.

Правила безопасности и этичного поведения (без
термина) на транспорте. Телефоны экстренных служб.
Виды

деятельности:

Актуализация

имеющихся

знаний. Получение новой информации. Работа с
учебником: параграф «Какой бывает транспорт».
Задания,

активизирующие

мыслительную

деятельность: угадывание транспорта по признакам.

Идентификация транспорта по названиям. Работа в
рабочей тетради. Выполнение тестовых заданий типа
8-летний Вова хныкал и папа посадил его на первое
сиденье. Человек какой профессии остановил их и
почему.

Путешествия (4 Содержание:
ч.)

Стороны

горизонта

(определение,

название). Компас. Ориентирование на местности.
Холм, гора, равнина. Карта. Виды карт (физическая,
политическая) (без терминологии). Глобус. Материки
и океаны. Москва и Санкт-Петербург, в т.ч. в Великой
Отечественной войне. Метрополитен. Путешествие за
границу. Загранпаспорт.
Виды деятельности: Получение новой информации.
Первичное закрепление. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Практические работы: ориентация
по Солнцу, вырезание и раскрашивание модели из
учебника. Определение местонахождения Москвы по
отношению к месту проживания. Прокладывание
маршрута

на

компьютера.

близкое

расстояние

Экскурсия

для

с

помощью

изучения

земной

поверхности в месте проживания. Просмотр слайдпрезентаций о Москве и Санкт-Петербурге. Проект
«достопримечательности

моего

родного

края».

Словарная работа. Творческое задание: изготовление
плаката.
6

Человек

Скоро лето (3

Содержание: Весенние и летние месяцы. Правила

и

ч)

поведения в лесу. Водоемы и их отличия. Правила

природа

поведения на воде. Спасательные средства. Обитатели

(4ч.)

луга (насекомые), полевые цветы. Ядовитые растения.
Опасные насекомые (пчелы, осы, таежные клещи).
Радуга и ее цвета. Природные приметы погоды.
Виды

деятельности.

Актуализация

имеющихся

знаний. Получение новой информации. Работа с

учебником. Работа с рабочей тетрадью. Первичное
закрепление. Выполнение заданий для активизации
мыслительной

деятельности:

последовательности,
признаков,

выделение

сравнение,

следственных

установление
существенных

установление

связей.

Практическое

причиннозадание:

раскрашивание радуги. Наблюдение за прилетом
птиц.

Наблюдение

за

реализацией

примет.

Выполнение заданий теста.
Урок

Викторина (в командах) «Я знаю мир». Выполнение

обобщения и

итогового теста. Задание на лето: вместе со взрослыми

систематизаци

прочитать

и знаний по

рассмотреть картинки, ответить на вопросы по

разделу.(1 ч.)

текстам и выполнить ранее не пройденные тесты.

пропущенные

параграфы

учебника,

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

Контрол
ьные
работы

Практиче
ские
работы

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

1

Наша Родина Россия,
Российская
Федерация

1

0

0

http://pedsovet.su/

2

Москва столица России.
Герб Москвы

1

0

0

http://pedsovet.su/

3

Достопримечате
льности
Москвы:
Большой театр,
МГУ,
Московский
цирк, Театр
кукол имени
С.В. Образцова

1

0

0

http://pedsovet.su/

4

Страницы
истории: как
Москва
строилась

1

0

0

http://pedsovet.su/

5

СанктПетербург северная
столица.
Достопримечате
льности города

1

0

0

http://nsportal.ru

6

Народы России.
Народы Севера:
традиции,
обычаи,
праздники

1

0

0

http://nsportal.ru/

7

Народы
Поволжья и
других
территорий РФ:
традиции,
обычаи,
праздники

1

0

0

http://nsportal.ru/

8

Родной край, его
природные
достопримечате
льности

1

0

0

http://nsportal.ru/

9

Значимые
события истории
родного края.
Исторические
памятники,
старинные
постройки

1

0

0

http://nsportal.ru/

10

Наш регион,
какой он?

1

0

0

http://nsportal.ru/

Культура
родного края
Родной край, его
культурные
достопримечате
льности
11

Мир профессий
жителей нашего
региона

1

0

0

12

Зачем человек
трудится?
Ценность труда
и трудолюбия

1

0

0

13

Родословная.
Родословное
древо, история
семьи.
Предшествующи
е поколения

1

0

0

14

Семейные
ценности и
традиции. Труд,
досуг, занятия
членов семьи

1

0

0

15

Правила
культурного
поведения в
общественных
местах:
кинотеатре,
театре, торговом
центре, музее

1

0

0

16

Главные правила
взаимоотношени
й членов
общества:
доброта,
справедливость,
честность,
уважение к
чужому мнению

1

0

0

17

Древние
кремлевские
города: Нижний

1

0

0

http://nsportal.ru/

http://nsportal.ru/

http://nsportal.ru/

ps://www.uchportal
.ru

ps://www.uchportal
.ru

Новгород,
Псков,
Смоленск

18

Взаимоотношен
ия членов семьи:
отношение к
детям и
старшему
поколению

1

0

0

http://nsportal.ru/

19

Человек и
общество.
Проверочная
работа.

1

0

0

http://nsportal.ru/

20

Как человек
познает
окружающую
природу?
Особенности
разных методов
познания
окружающего
мира

1

0

0

http://nsportal.ru/

21

Звездное небо:
звезды и
созвездия.
Солнечная
система:
планеты
(название,
расположение от
Солнца, краткая
характеристика)

1

0

0

http://nsportal.ru/

22

Земля – живая
планета
Солнечной
системы

1

0

0

http://nsportal.ru/

23

Почему на Земле
есть жизнь?
Условия жизни
на Земле

1

0

0

24

Модели Земли.
Практическая
работа

1

0

1

ps://www.uchportal
.ru

ps://www.uchportal
.ru

25

Ориентирование
на местности.
Практическая
работа

1

0

1

26

Ориентирование
на местности с
использованием
компаса.
Практическая
работа

1

0

1

http://nsportal.ru/

27

Многообразие
растений по
месту обитания,
внешнему виду.
Сравнение
растений разных
климатических
условий

1

0

0

http://nsportal.ru/

28

Деревья,
кустарники,
травы родного
края (узнавание,
называние,
краткое
описание)

1

0

0

http://nsportal.ru/

29

Деревья
лиственные и
хвойные.
Сравнение
лиственных и
хвойных
деревьев: общее
и различия

1

0

0

http://nsportal.ru/

30

Кустарники
нашего края:
узнавание,
название,
краткое
описание

1

0

0

http://nsportal.ru/

31

Травы нашего
края:
многообразие.
Внешний вид,
условия жизни

1

0

0

http://nsportal.ru/

ps://www.uchportal
.ru

(называние,
краткое
описание)

32

Зависимость
жизни растений
от состояния
неживой
природы. Жизнь
растений осенью
и зимой

33

Зависимость
жизни растений
от состояния
неживой
природы. Жизнь
растений весной
и летом

34

Растения
дикорастущие и
культурные:
общее и
различия

35

Многообразие
животных
родного края и
разных
территорий
России

36

Мир животных:
насекомые.
Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

37

Мир животных:
рыбы.
Особенности
внешнего вида,
условия жизни,
передвижения,
питания:

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

узнавание,
называние,
описание

38

Мир животных:
птицы.
Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

39

Мир животных:
земноводные.
Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

40

Мир животных:
пресмыкающиес
я. Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание (общая
характеристика
признаков)

41

Мир животных:
звери
(млекопитающи
е). Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

1

42

Животные и их
потомство

1

1

1

1

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirody-

0

0

0

Размножение
животных.
Стадии развития
насекомого,
земноводных

poznavatelnyematerialy-ob.html.

43

Связи в природе:
зависимость
изменений в
живой природе
от изменений в
неживой
природе

1

0

0

44

Годовой ход
изменений в
жизни
животных.
Жизнь
животных
осенью и зимой

1

0

0

45

Годовой ход
изменений в
жизни
животных.
Жизнь
животных
весной и летом

1

0

0

46

Красная книга
России. Ее
значение в
сохранении и
охране редких
растений и
животных

1

0

0

47

Отдельные
представители
растений
Красной книги
России (включая
представителей
растительного
мира региона):
узнавание,
называние и
описание

1

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

48

Отдельные
представители
животных
Красной книги
России (включая
представителей
животного мира
региона):
узнавание,
называние и
описание

1

0

0

http://nsportal.ru

49

Заповедники:
значение для
охраны природы

1

0

0

http://nsportal.ru

50

Какие задачи
решают
сотрудники
заповедника.
Правила
поведения на
территории
заповедника

1

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

51

Заповедники
Севера России
(Остров
Врангеля,
Большой
Арктический
заповедник)

1

0

0

http://nsportal.ru

52

Заповедники
Юга России
(Кавказский
заповедник)

1

0

0

http://nsportal.ru

53

Заповедники
Сибири
(Байкальский
заповедник,
СаяноШушенский
заповедник)

1

0

0

54

Дикорастущие и
культурные
растения
родного края

1

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

55

Человек и
природа.
Проверочная
работа.

56

Здоровый образ
жизни. Режим
дня:
чередование сна,
учебных
занятий,
двигательной
активности

1

57

Рациональное
питание:
количество
приемов пищи и
рацион питания.
Витамины и
здоровье
ребенка

58

Физическая
культура. Игры
на воздухе как
условие
сохранения и
укрепления
здоровья

59

Закаливание.
Значение
закаливания для
укрепления
здоровья.
Средства и
правила
проведения
закаливающих
процедур

1

60

Правила
безопасности в
школе: маршрут
до школы,
поведение на
занятиях,
переменах, при

1

1

0

0

http://nsportal.ru

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

1

0

0

http://nsportal.ru

1

0

0

http://nsportal.ru

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

0

0

http://nsportal.ru

приеме пищи; на
пришкольной
территории

61

Правила
безопасного
поведения в
быту.
Безопасное
пользование
электроприбора
ми, газовой
плитой.
Безопасность
при разогреве
пищи. Номера
телефонов
экстренной
помощи

1

0

0

http://nsportal.ru

62

Безопасное
поведение на
прогулках:
правила
поведения на
игровых
площадках; езда
на велосипедах
(санках,
самокатах) и
качелях

1

0

0

http://nsportal.ru

63

Правила
безопасного
поведения
пассажира
наземного
транспорта

1

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

64

Знаки
безопасности на
общественном
транспорте

1

0

0

65

Правила
безопасного
поведения
пассажира
метро. Знаки

1

0

0

безопасности в
метро

66

Правила
поведения при
пользовании
компьютером:
посадка, время
пользования,
обязательность
отдыха и другие

1

0

0

http://smallgames.w
s/11730-mirprirodypoznavatelnyematerialy-ob.html.

67

Безопасное
пользование
Интернетом

1

0

0

http://nsportal.ru

68

Контрольная
работа по итогам
обучения во 2
классе

1

1

0

68

1

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Плешаков А.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программы,
учебники, рабочие тетради хрестоматии и т.п.)
Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 – 4 классы, М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Плешаков А.А., Александрова В.П.,
Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 2 класс. Плешаков
А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных
классов. Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя.
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) об
окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Окружающий
мир», 1-4 класс, авт. А.А. Плешаков.

Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов:
https://detskieradosti.ru- Детские электронные презентации и клипы:
https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka- Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр"
Электронное приложение к учебнику«Окружающий мир», 2 класс (Диск
СD) РЭШ https://resh.edu.ru,
ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/43/2/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».