РП МУЗЫКА 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Коменская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он
способствует

эстетическому

и

духовно-нравственному

воспитанию,

коррекции

эмоционального неблагополучия, социализации обучающихся с ЗПР.
Примерная

рабочая

программа

составлена

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО)обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа
отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного
содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей

целью

изучения

предмета

«Музыка»

является

формирование

общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству,
формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования
своих эмоциональных состояний.
Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность
для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания,
не выраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных
умений,

препятствующих

целенаправленному

прослушиванию

музыкальных

произведений, несформированностью возможностей эмоциональной рефлексии.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:


расширять

общий

кругозор,

способствующий

совершенствованию

учебно-

познавательной деятельности;


формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных
эстетических суждений;



совершенствовать

возможности

саморегуляции

во

время

прослушивания

музыкальных произведений и исполнительской деятельности;


способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных образов,
развивающих возможности символического опосредствования чувств.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:


учить восприятию музыки, музыкального звучания природы и предметов, развивать
дифференцированность

слухового

восприятия,

формировать

мотивацию

к

прослушиванию музыкальных произведений, танцу, пению;


обогащать представления об окружающем за счет бесед о музыке, музыкальных
инструментах, людях искусства;



научить чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением;



дать понятие о мелодии, ритме, песне, танце, марше, научить выделять их;



познакомить с народными музыкальными инструментами;



воспитывать любовь к Родине, национальным обычаям, формировать чувство гордости
и патриотизма;



совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию звуков, формировать
способность вербального выражения чувств, обогащать словарь;



удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
коррекции

дефицитов

эмоционального

развития

и

формирования

навыков

саморегуляции и социально одобряемого поведения;


формировать умение понимать символическое выражение чувств музыкальными
средствами, познакомить со знаковым опосредствованием музыки с помощью нот;



обеспечить наглядно-действенный характер образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и

духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный
коррекционный потенциал. Дети с ЗПР, пришедшие в первый класс, как правило, не имеют
достаточных знаний о музыке, музыкальных инструментах и исполнителях, при отсутствии
опыта посещения дошкольной образовательной организации у них бывают недостаточно
сформированы навыки прослушивания музыки, движений под музыку и т.п.
Для обучающихся с ЗПР типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют
адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко
проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее
несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию
звучания различных музыкальных инструментов, определение характера музыкального
произведения. Бедный словарный запас и малый интерес к себе препятствует вербализации

чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения. Негрубая моторная
недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий. Поэтому уроки музыки
могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете специфических
образовательных потребностей обучающихся: подборе эмоционально привлекательного и
доступного по возрасту музыкального материала, наглядно-действенном характере
образования (обеспечения возможности познакомиться с реальными музыкальными
инструментами и их звучанием), постоянной смене видов деятельности на уроке,
поощрении любых проявлений детской активности, специального внимания к включению
новой лексики в активный словарь.
В первом классе не рекомендуется использование учебника. Особое значение следует
уделять соответствию изучаемого музыкального материала времени года, различным
праздникам, а также обеспечению эмоциональной привлекательности занятий.
В

ходе

обучения

в

первом

классе,

выполняющем

преимущественно

пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания о
мире музыки и ее символическом значении.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему
коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у
школьника возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке в
частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того,
учитель

музыки

должен

поддерживать

тесную

связь

с

другими

участниками

сопровождения (учителем по основным предметам1, психологом, логопедом). Они помогут
понять основные особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать индивидуальный подход к
детям.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом,
поскольку распевки на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и
артикуляции.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагается, что
детей обучает учитель-олигофренопедагог.
1

Взаимосвязь

учителя

музыки

и

педагога-психолога заключается

в учете

рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся,
соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и
поведения. Педагог-психолог может посоветовать учителю конкретные музыкальнодвигательные упражнения, которые будут полезны обучающимся.
Учителю музыки можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих
рекомендаций,

удовлетворяющих

специфические

образовательные

потребности

обучающихся по варианту 7.2.
Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять тот или
иной усвоенный материал на протяжении нескольких занятий.
На уроке следует ориентироваться на достигнутый уровень развития большинства
детей – от этого зависит и подбор музыкального материала, и его преподнесение на
доступном уровне.
Следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, включая в ход
урока двигательные паузы.
Необходимо обращать внимание на общее состояние ребенка, осуществляя при
необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также
в том, чтобы на уроках музыки в 1 классе учитель:
 постоянно побуждал детей высказываться;
 способствовал вовлеченности всех детей в ход занятия;
 пояснял пользу изучаемого материала и формировал мотивацию слушания музыки
за пределами урока.
Взаимодействие

всех

участников

коррекционно-педагогического

процесса,

активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной
компетенции, реализации целей программы духовно-нравственного развития, воспитания
и достижения планируемых результатов образования.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 33 часа (по 1 часу в
неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с АООП длительность уроков в первом
полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Музыка» может
корректироваться в рамках предметной области «Искусство» с учётом психофизических
особенностей обучающихся2.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП
НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка»
отражают:
 осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
 формирование уважительного отношения к культуре других народов;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;
 способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее
временной организации.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);
 сравнивать музыкальные произведения;
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ
Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015 г.)..
2

 обобщать-классифицировать музыкальные произведения.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить,
придумать и т.п.);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное
изображение по заданию и т.п.);
 осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.)
под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

проявляются возможностью:
 адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Музыка» имеет значение для формирования сферы жизненной
компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже
направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется
в умениях:
– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю –не понимаю);
– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление
успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на
творческие попытки одноклассников;
– в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно
реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.

Способность

к

осмыслению

и

дифференциации

картины

мира,

ее

пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и
культуры в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются в
стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.
Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с
реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.
Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в АООП:
– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как
гражданина России;
– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание
положительного отношения к своей национальной культуре;
– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе
организации праздников);
–

воспитание

эмоционально-положительного

отношения

к

прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека,
ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических
суждений;
3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе
активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных
произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека.
Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический
фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки. Народная и профессиональная музыка.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор – исполнитель –слушатель. Особенности музыкальной речи в
сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного
содержания произведений.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,
симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для
детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,
смешанный. Музыкальные инструменты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Раздел

Примерные темы

Примерное содержание занятий

занятий
1 четверть
1

Музыка
человека.

в

жизни Вводный урок

Знакомство с правилами
поведения на уроках музыки,
демонстрация музыкальных

(8 часов)

инструментов и их звучания.
Пение хором (по желанию детей).
Музыка вокруг нас.

Прослушивание и угадывание
музыкальных звуков природы:
пение птиц, шум морского
прибоя.
Шум города (для сельских детей
– бытовые шумы). Разница между
шумовыми и музыкальными
звуками. Звуки, которые живут в
вещах: хрустальные,
металлические (музыка ветра,
колокола), деревянные (ложки).
Часы. Бой кремлевских курантов.
Музыка, написанная людьми.
Народная и профессиональная
(написанная композитором)
музыка. Вокальные,
дыхательные, ритмические
упражнения.

Музыка осени.

Признаки осени. Прослушивание
музыки «Осенняя песня» П.И.
Чайковский (1 часть, ф-но).
Песня «Прощание скворушки».
Музыкальный фольклор. Русская
народная закличка «Осень,
осень». Исполнение с

Музыка

и

наше двигательными упражнениями.

настроение.
Музыкальные произведения с
разной эмоциональной
окрашенностью. Лексика,
выражающая эмоциональное

состояние. Угадывание
эмоциональной окраски мелодий.
Двигательное выражение эмоций
(в ритм музыке).
Народная

и

профессиональная

Русские народные музыкальные

музыка.

инструменты: свирель, гармонь,
дудочка, балалайка.
Распознавание звуков
инструментов. Сопоставление
звучания
народных инструментов со
звучанием профессиональных
инструментов.
Региональные музыкальные
традиции.
2 четверть

2

Музыка

в

жизни Песня

человека.

Признаки песни: слова и мелодия.
Прослушивание
народных,

(7часов)

образцов
современных

эстрадных,

детских

песен

(в

соответствии с возрастом детей).
Выделение общего и определение
различий. Совместное пение.
Танец

Демонстрация
видеозаписей

мелодий
танцев:

и
вальс,

народные танцы, современный
танец. Танцевально-двигательные
упражнения.
Марш

Маршевые

мелодии.

Военный

марш. Понятие о балете. Марши в
балете (Щелкунчик). Маршеводвигательные упражнения.

Отечественные

Беседа,

разучивание

попевок

народные

(«Сидит

ворон

музыкальные

закличек

(«Ой,

традиции.

мороз»). Фольклорные детские

на

дубу»),

Морозушко-

ансамбли (примеры). Народные
обычаи: колядки на Рождество.
Повторение

В

пройденного.

запланированным

Подготовка

соответствии

с

сценарием

к утренника.

новогоднему
утреннику.
3 четверть
3

Основные

Музыкальная

закономерности

как способ общения выразительности (мелодия, ритм,

музыкального

между

искусства.

эмоциональное

перечисленными

воздействие.

Обучение

людьми,

(10 часов)

речь Основные средства музыкальной
её темп и др.). Расширение словаря
терминами.

выделению

ритма

хлопками. Медленная и быстрая
музыка. Мажорные (бодрящие) и
минорные

(успокаивающие)

мелодии

(из

перечня

рекомендованных для возраста).
Разучивание песен.
Интонационно-образная природа
музыкального
Интонации
Музыка в цирке.

искусства.
музыкальные

и

речевые. Сходство и различия.
Интонация —

источник

музыкальной речи . Понимание
музыкальной интонации.
Интонационное
О чем может сказать музыкального
музыка.

богатство
мира

(музыкальное сопровождение к

кинофильмам)3: угроза, радость,
любовь. Активизация словарного
запаса, помощь в вербальном
(двигательном)

выражении

чувств. Передача смысла музыки
в движении.
Композитор –

События и музыка к ним. Музыка

исполнитель –

ко Дню защитника Отечества.

слушатель.

Закрепление пройденного ранее
(марш, песня). Песня для мамы.
Образ мамы в музыке. Волк и
семеро

козлят

фрагмента

(просмотр

фильма).

Распевки.

Разучивание песен. Двигательноритмические

упражнения

под

музыку.
Особенности

Музыка утра и музыка вечера

музыкальной речи в (колыбельные
сочинениях

песни).

Закрепление

композиторов,

представлений

о

её времени суток, временах года.

выразительный

Тема

весны

в

произведениях

смысл.

композиторов. Народные попевки
и заклички (доступные детям

Нотная
способ

запись

как произведения).

фиксации Первое

знакомство

детей

с

музыкальной речи.

нотами: демонстрация нотного

Закрепление

стана, его оформления, звукоряда,

пройденного.

клавиатуры

в

соотнесении

с

нотами (без заучивания).
4 четверть
4

3

Музыкальная
картина мира.

Детские хоровые и Общие
представления
инструментальные
музыкальной жизни страны.

В соответствии с рекомендациями СанПин.

о

(8 часов)

коллективы, ансамбли
песни
и
танца. Музыка
вокальная,
Различные
виды инструментальная;
сольная,
музыки.
хоровая, оркестровая (примеры и
названия без требований к
воспроизведению
кроме
Певческие
голоса: «хоровая»). Попевки и распевки.
детские,
женские, Встреча
весны.
Закличка
мужские.
Хоры: «Солнышко».
детский,
женский,
мужской,
Термины
«хор»
и
смешанный.
«хоровод»(семантическая
близость).
Детские
хоровые
Родина
Россия
в песни:
разучивание.
произведениях
Дифференциация
голоса
композиторов.
(мужской, женский, детский).
Великая Победа.
Песня «День Победы». Военные
Выдающиеся
марши.
Лирические
песни.
исполнительские
Подготовка концерта ко дню
коллективы (хоровые, Победы.
симфонические).
Музыкальные театры. Оркестр. Дирижер. Музыкальные
Конкурсы
и инструменты в оркестре. Парад на
фестивали
Красной площади.
музыкантов. Музыка Музыкальная жизнь большой
для детей: радио- и страны.
Просмотр
и
телепередачи,
прослушивание
видеоклипов.
видеофильмы,
Выработка
эмоциональной
звукозаписи
(CD, избирательности («нравится –не
DVD).
нравится», «понимаю – не
Закрепление
понимаю»).
изученного за год.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Материально-техническое обеспечение
Музыкальные

инструменты

(в

соответствии

с

возможностями

образовательной

организации);
технические

средства

аудиовидеомагнитофон;

обучения

(CD/DVD-проигрыватели;

телевизор;

мультимедиапроектор (или интерактивная доска);
фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;
видеотека с записями выступлений различных исполнителей;
слайды с необходимым визуальным сопровождением;
аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР в 1 классе
предметные результаты конкретизируются следующим образом:


адекватно ведет себя на уроках;



проявляется позитивное отношение к прослушиванию музыкальных произведений,
танцу, пению;



появляется

возможность

чувствовать

настроение,

выражаемое

музыкальным

произведением (по словесному отчету);


различает песню, танец, марш;



знает названия некоторых музыкальных инструментов;

 различает некоторые звучания (голоса, музыкальные инструменты и пр.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».