РП ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Коменская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

государственного

составлена

образовательного

на

основе

стандарта

Федерального

начального

общего

образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения
предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2
образовательных потребностей в приложении к изучению предмета
раскрывается

в

соответствующих

разделах

пояснительной

записки,

учитывается в содержании и в календарно-тематическом планировании.
Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование
навыков

преобразовательной

деятельности,

усвоение

социального

и

культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной
деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики,
коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в
соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой
(АООП) заключается в формировании художественного вкуса, графических
изобразительных умений, решение широкого круга конкретизированных
задач

в

каждом

разделе

учебного

предмета,

способствующих

как

эстетическому воспитанию, так и развитию системы произвольной регуляции
и коммуникативных умений.
При изучении программы по предмету «Изобразительное искусство»
рекомендуется использовать учебник Е.И. Коротеевой, Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник. ФГОС.
Изучение
познавательной

предмета

способствует

деятельности

школьников

коррекции
путем

недостатков

систематического и

целенаправленного развития у них правильного восприятия формы,

конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Однако по сравнению с предшествующими годами обучения задания
становятся более сложными. Занятия по декоративному рисованию должны,
как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они
формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисованию

с

натуры

обязательно

предшествует

наблюдение

изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров
отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего
изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего
места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор

соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения

рисованию с натуры в младших классах - научить детей рисовать, передавая в
рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также
конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно

выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с
натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение
для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию,
а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными)
линиями для проверки правильности рисунка. Развитие возможностей
речевого планирования достигается тем, что обучающиеся рассказывают, что
следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об искусстве также традиционно выделяются как важное
средство

нравственного

и

художественно-эстетического

воспитания

школьников. На занятиях используется рассматривание изделий народных
мастеров

(преимущественно

игрушек),

репродукций

художественных

произведений, а также разбор иллюстраций в детских книгах. Отдельные
уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или
в конце урока. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования,
следует уделять внимание работе по обогащению словаря и развитию речи

учащихся, формировать оценочную эмоциональную лексику (Прекрасно!
Восхитительно! Умилительный и т.п.).
Индивидуальные различия обучающихся учитываются при выборе
трудности

задания,

оценивании

достижений

в

соответствии

с

индивидуальным прогрессом. Коррекционно-развивающая направленность
предмета реализуется за счет совершенствования общей осведомленности,
развития пространственных представлений и способов их выражения,
улучшения цветовосприятия (оттеночные цвета), развития речи, а также
обучения способам эмоциональной выразительности путем использования
цвета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному
предмету

«Изобразительное

искусство»

оцениваются

по

следующим

направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:


стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках,

художественных промыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:


умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок

в учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному
имуществу);


проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция

заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения
требований);


соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку,

действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной
работы с инструментами);


подчинении дисциплинарным требованиям;

стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе,



социально

одобряемые

ответы

на

вопросы

об

отношении

к предметам художественного искусства;
Сформированность

навыков

продуктивной

межличностной

коммуникации проявляется в:
умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя



(обратиться с вопросом, просьбой);
описывать результат своей изобразительной деятельности, говорить об



испытываемых эмоциях, намерениях в отношении объектов художественного
творчества, наблюдаемых объектов;
способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение



коммуникативного

партнера

(ребенка

и

взрослого,

знакомого

и

малознакомого);
Сформированность

социально

одобряемого

(этичного)

поведения проявляется в:


использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;



умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать

согласие (стремление) помочь при выполнении коллективной работы.
уважительном отношении к результатам художественного творчества;



Сформированность

эстетических

потребностей,

ценностей

и

чувств проявляется в:


различении красивого и некрасивого,



проявлении интереса

к

демонстрации

произведений

скульптуры,

живописи, красот природы и предметного мир;


стремлении замечать

и

создавать

красоту

вокруг

себя

(украшать поделку, пр.)
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях проявляется в:


осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей

(плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);



умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи

педагога.


стремлении получить одобряемый результат своего изобразительного

творчества,
Овладение

основами художественной деятельности,

необходимой

в

разных жизненных сферах проявляется в умениях:


организовывать рабочее место



пользоваться инструментами и приспособлениями для изобразительной

деятельности в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному
предмету

«Изобразительное

обучающимися

универсальные

искусство»

включают

учебные

действия

осваиваемые

(познавательные,

регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.


с

учетом индивидуальных

возможностей

и

особых

образовательных потребностей обучающихся
ЗПР метапредметные результаты могут

с

быть

обозначены

следующим

образом.
Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия проявляются в умении:


ориентироваться в известных понятиях.



сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и

различие;


с помощью учителя отличать новое от уже известного;



анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их

существенных признаков;



обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
использовать элементарные знаково-символические средства для

организации своих познавательных процессов;



устанавливать причинно-следственные связи между событиями и

явлениями.
Сформированные

регулятивные

универсальные

учебные

действия проявляются в умении:
- определять цель выполнения заданий под руководством учителя;


выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с

опорой на образцы, рисунки, схемы;


самостоятельно

ориентироваться

в

задании,

где

ученику

предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения
задания;


самостоятельно планировать последовательность выполнения действий

по образцу;


контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после

ее завершения;


предлагать

конструкторско-технологические

приёмы

и

способы

выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности (на основе
пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из
числа освоенных, работая по плану, составленному с учителем, осуществлять
контроль

точности

выполнения

операций

(с

помощью

шаблонов,

инструментов);


выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные

требования к организации учебной деятельности;


исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с

образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия проявляются в умении:


отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в

диалоге на уроке;



соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;



принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;



договариваться с партнерами и приходить к общему решению;



слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий


слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и

поддерживать его;


адекватно использовать речевые средства для решения

коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность
следующих знаний, представлений и умений:


владение первоначальными представлениями о роли изобразительного

искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;


проявление эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,

дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного
эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;


овладение элементарными практическими умениями и навыками в

различных

видах

художественной

деятельности (изобразительного,

декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);


умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном,

так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, проявлять к ним
собственное эмоционально-оценочное отношение;


овладение практическими

умениями

самовыражения

средствами

изобразительного искусства.
- умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники
безопасной

работы

с

красками

(гуашь,

акварель), палитрой, фломастерами, карандашами, пластилином,

бумагой,

ножницами;


умение аргументированно высказывать суждение о воспринимаемых

произведениях искусства;


умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;



умение различать основные и составные, холодные и тёплые цвета.



умение экспериментировать,

исследовать

возможности

краски

в

процессе создания различных цветовых пятен.


умение наблюдать, изображать природные стихии



владение названиями оттенков цветов



умение работать

склеивать бумагу

крупными

разными

способами

кистями, сгибать,
(Конус,

цилиндр,

разрезать и
гармошка),

использовать различные техники (мозаика, аппликация)


умение использовать для изображения замысла различные материалы:

серпантин, конфетти, семена, нитки, траву.


умение использовать для изображения замысла природные мотивы:

узоры, формы.


умение отражать контрастные по характеру образы



умение анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения.


участие в групповой работе по созданию панно и коллажей.



умение

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных

направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;


умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой

геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;


умение

использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и

в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;


умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая

контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима
на карандаш;



умение

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и

треугольной

формы;

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по
форме и цвету);


умение

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок,

проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
- умение различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное

искусство)

и

участвовать

в

художественно-творческой

деятельности, используя различные художественные материалы и приемы
работы с ними для передачи собственного замысла;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать
их специфику;
- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные

состояния

и

свое

отношение

к

ним

средствами

художественного языка;
- умение узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
называть ведущие художественные музеи России
- умение воспринимать

произведения

изобразительного

искусства,

участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять
сюжеты и содержание знакомых произведений;
- умение видеть

проявления художественной культуры вокруг: музеи

искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме,
на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих
природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
- умение создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
- умение наблюдать,

сравнивать,

сопоставлять

и

анализировать

геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в
живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- умение использовать

декоративные

элементы,

геометрические,

растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в
собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры,

декоративно-прикладного

искусства,

художественного

конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- умение моделировать

новые

формы,

различные

ситуации,

путем

трансформации известного создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи
своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила
перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- умение передавать характер и намерения объекта (природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре,
выражая свое отношение к качествам данного объекта.
- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
- умение понимать

и

передавать

в

художественной

работе

разницу

представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое
эмоциональное отношение;
- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Примеры контрольно-оценочных мероприятий:
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-активность участия.
-умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-развернутость ответов, образность, аргументированность.

-самостоятельность.
-оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета,
орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой
все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами,
как использует выразительные художественные средства в выполнении
задания.
-Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления
работы.
-Аккуратность всей работы.
Текущий контроль:
А) оценка качества работы на уроке.
Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка):
Адекватность действий:
5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен,
решает поставленные задачи адекватным способом.
4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от
задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами,
но подобные проявления удалось скорректировать.
3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать.
Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению
задания.
2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и
подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по
взаимодействию.
Правильность действий:

5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая,
организующая) помощь
4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь
3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая
помощь
2 – задание не выполняет, помощь не принимает.
Вербальное оформление ответов:
5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с
минимальными недочетами.
4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие
понимание.
3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или
шаблонный ответ, копирование ответа предшественника.
2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу,
слова.
Качество выполнения работы.
5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические
преобразования, соответствующие общему замыслу
4 – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих
эстетических преобразований.
3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами
2 – работа не выполнена
Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей:
18-20 баллов – «отлично».
13-17 баллов – «хорошо».
10-12 баллов - «удовлетворительно».
8-9 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка может выставляться на основе качественной характеристики:
Оценка «5»
- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применять полученные
знания на практике;
- тщательно спланированы действия и рационально организовано рабочее
место;
- правильно выполнялись приемы художественной техники, самостоятельно и
творчески выполнялась работа;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении
его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет

подметить,

но

не

совсем

точно

передает

в

изображении

наиболее характерное.
- допущены незначительные недостатки в планировании и организации
рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы художественной техники;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена на10-15 %;
- работа выполнена с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
- имеют место недостатки в планировании и организации рабочего места;

- отдельные приемы художественной техники выполнялись неправильно
(восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве)
и требуют корректировку со стороны учителя;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- работа выполнена с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.
Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше
требованиям текущего и промежуточного контроля.
Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным
параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным
требованиям по всем выделенным разделам.
Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых навыков.
Пример итогового теста
1. Отметь три основные краски
а) Красный, зелёный, жёлтый б) красный, синий, жёлтый
в) зелёный, жёлтый, синий
2. Отметь трёх мастеров, которые помогают тебе в работе
а) Мастер Терпения, Мастер Воображения, Мастер Постройки
б) Мастер Изображения, Мастер Постройки, Мастер Воображения
в) Мастер Изображения, Мастер Постройки, Мастер Украшения
3. Отметь материалы, которые ты используешь на уроках ИЗО
а) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, ножницы,
б) гуашь, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, пастель, кисти.
в) гуашь, акварельные краски, бумагу, восковые мелки, пластилин, пастель.
4. Кто рисует автопортрет?
а) сам художник б) художник анималист в) скульптор

5. Кто рисует животных?
а) сам художник б) художник анималист в) скульптор
6. Отметь инструменты, которыми пользуется художник
а) кисти, акварель, карандаши, палочки
б) акварель, карандаши, палочки,
в) кисти, ножницы, палочки.
7. Что такое пейзаж?
а) изображение овощей, фруктов, отдельных предметов
б) изображение природы в) изображение людей
8. Отметь графические средства
а) линия б) штрих в) пятно г) рисунок
9. Что такое живопись?
а) рисунок акварелью, тушью, масляными красками
б) рисунок тушью, углём, карандашом, ручкой
Критерии оценивания
Оценка «отлично» ставится, если у ученика 9-10 правильных ответов
Оценка «хорошо» ставится, если у ученика 7-8 правильных ответов
Оценка

«удовлетворительно» ставится, если

у ученика 5-6 правильных

ответов
Оценка «неудовлетворительно», если у ученика менее 5 правильных ответов
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная форма организации учебных занятий по изобразительному
искусству – комбинированный урок.
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие

произведений

искусства. Образная

сущность

искусства:

художественный образ, его условность, передача общего через единичное.

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о
нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и
разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами
живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Объём — основа языка скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,
картон

и др.). Приёмы

работы

с

различными

материалами

для

создания выразительного образа.
Декоративно-прикладное искусство. Образ

человека

в

традиционной

культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в
изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной
культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Азбука искусства. Как говорит искусство? (8 часов)
Цвет. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Смешение цветов. Роль белой и
чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Линия. Многообразие линий. Линия,
штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи
объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании
композиции в живописи и рисунке.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов)
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении
природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России.
Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения. Жанр натюрморта.
Опыт художественно-творческой деятельности. (8 часов)
Освоение

основ

рисунка,

живописи,

прикладного искусства. Овладение

основами

скульптуры, декоративнохудожественной

грамоты:

композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Выбор и
применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в
творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной
и

коллективной

деятельности

материалов: коллажа,

различных

аппликации,

художественных

бумажной

техник

пластики,

и

гуаши,

акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров, пластилина,
подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
№
п/п

1

Тема урока

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Учусь быть зрителем и
художником: рассматриваем
детское творчество и
произведения декоративного
искусства

https://resh.edu.ru/subject
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

2

Природа и художник:
наблюдаем природу и
обсуждаем произведения
художников

3

Художник рисует красками:
смешиваем краски, рисуем
эмоции и настроение

4

Художник рисует мелками и
тушью: рисуем с натуры
простые предметы

5

С какими еще материалами
работает художник:
рассматриваем, обсуждаем,
пробуем применять материалы
для скульптуры

6

Гуашь, три основных цвета:
рисуем дворец холодного ветра
и дворец золотой осени

7

Волшебная белая: рисуем
композицию «Сад в тумане,
раннее утро»

8

Волшебная черная: рисуем
композицию «Буря в лесу»

9

Волшебные серые: рисуем
цветной туман

10

Пастель и восковые мелки:
рисуем осенний лес и листопад

11

Аппликация: создаем коврики
на тему «Осенний листопад»

https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/

12

Что может линия: рисуем
зимний лес

13

Линия на экране компьютера:
рисуем луговые травы, деревья

14

Что может пластилин: лепим
фигурку любимого животного

15

Бумага, ножницы, клей:
создаем макет игровой
площадки

16

Неожиданные материалы:
создаем изображение из
фантиков, пуговиц, ниток

17

Изображение, реальность,
фантазия: рисуем домашних и
фантастических животных

18

Украшение, реальность,
фантазия: рисуем кружево со
снежинками, паутинками,
звездочками

19

Постройка, реальность,
фантазия: обсуждаем домики,
которые построила природа

20

Конструируем природные
формы: создаем композицию
«Подводный мир»

https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

21

Конструируем сказочный
город: строим из бумаги домик,
улицу или площадь

22

Изображение природы в
различных состояниях: рисуем
природу разной по настроению

23

Изображение характера
животных: передаем характер и
настроение животных в
рисунке

24

Изображение характера
человека: рисуем доброго или
злого человека, героев сказок

25

Образ человека в скульптуре:
создаем разных по характеру
образов в объеме – легкий,
стремительный и тяжелый,
неповоротливый

26

Человек и его украшения:
создаем кокошник для доброй и
злой героинь из сказок

27

О чем говорят украшения:
рисуем украшения для злой и
доброй феи, злого колдуна,
доброго воина

28

Образ здания: рисуем дома для
разных сказочных героев

29

Теплые и холодные цвета:
рисуем костер или перо жарптицы на фоне ночного неба

https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

30

Тихие и звонкие цвета, ритм
линий создаем композицию
«Весенняя земля»

31

Характер линий: рисуем
весенние ветки – березы, дуба,
сосны

32

Характер линий: рисуем
весенние ветки – березы, дуба,
сосны

33

Ритм и движение пятен:
вырезаем из бумаги птичек и
создаем из них композиции

34

Пропорции выражают
характер: создаем скульптуры
птиц

https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/2/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство, 2 класс/ Коротеева Е.И.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному
искусству : 1–4 классы, пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л. А.
Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. :
Просвещение, 2020;

Шампарова Л. В. Изобразительное искусство. 1-4 класс: поурочные планы
по учебнику Л.А. Неменской– Волгоград: "Учитель", 2021 г;
• Изобразительное искусство, 2 класс/ Коротеева Е.И.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/8a14c35e
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».