РП ИЗО 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Коменская СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1 дополнительный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

составлена

на

основе

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения
предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей
в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной
записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Предмет

«Изобразительное

искусство»

направлен

на

формирование

навыков

преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на
коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и
мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) заключается:
 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и
культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;
 в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения
знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;
 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям
творческих профессий.
В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его духовно-нравственном развитии;
 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать
«красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях
искусства;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться
впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую
лексику;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного

искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
элементы мультипликации и пр.);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так
и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним
собственное эмоционально-оценочное отношение;
 овладение

практическими

умениями

самовыражения

средствами

изобразительного

искусства.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
 получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;
 формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от
«некрасивого»;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться
впечатлениями;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (овладение приемами работы красками, карандашами), а также
в специфических формах художественной деятельности (украшение, декоративноприкладное творчество);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства
(умение видеть и анализировать изображенное );
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так
и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним
собственное эмоционально-оценочное отношение.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования
младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество
художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная
деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности
мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое
планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных

представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность
позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что
поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
 способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
 формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие;
 содействует развитию

у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения

сравнивать, обобщать;
 учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
 способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительнодвигательной

координации

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
 формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки
рисования с натуры, декоративного рисования;
 знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое
отношение к ним;
 развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной
деятельности.
В АООП НОО обучающихся с ЗПР выделены разделы:
Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное
искусство).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем,
ритм).
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? («Земля – наш общий дом»,
«Родина моя – Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство дарит людям
красоту».
Опыт художественно-творческой деятельности.

Таким

образом,

запланированное

содержание

учебной

программы

полностью

соответствует таковому в ООП НОО и опирается на предметную линию учебников «Школа
России». Однако без адаптации к возможностям обучающихся с ЗПР освоить им его невозможно,
учитывает многочисленные особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР,
которые и определяют их особые образовательные потребности. Материал учебников в
соответствии с

предлагаемыми рабочими программами используется

выборочно, но

предполагает более тщательную проработку.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с
другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации
деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют
формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек,
вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной
компетенции. Вместе с тем учителю следует очень вдумчиво подходить к подбору содержания,
поскольку познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на
эмоциональное восприятие произведений искусства.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает
предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и
потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы обучения
изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к
учащимся.

Таким

образом

обеспечивается

разносторонняя

коррекция

недостатков

предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития, совершенствуется
восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления
действий, осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР
(уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки информации;
затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности, отсутствие
интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение
последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана), сниженный темп
деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых мыслительных операций,
функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций),
учителю в 1 классе следует соблюдать ряд специальных рекомендаций.
Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы
обучающихся:

 более тщательно, пошагово анализировать образцы;
 проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта
в целом;
 организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
 постоянно

контролировать

и

оказывать

стимулирующую,

организующую

и

при

необходимости обучающую помощь;
 соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных,
речевых, двигательных возможностей, а также способностей к рисованию;
 выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
 создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая
альтернативные (наиболее легкие) задания.
Особенностью

преподавания

основ

изобразительной

деятельности

является

первоначальное обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы,
ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления
знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал должен предполагать
возможность повторения на последующих двух или трёх уроках.
В процессе обучения в 1 классе учитель, используя разнообразный игровой и графический
материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания,
восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их
положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание
уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук,
зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом
необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом
(фломастером), кистью в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать
движение в нужной точке.
Занятия рекомендуется проводить в игровой, занимательной форме, всемерно
способствуя формированию положительного отношения к рисованию. Для этого необходимо
иметь соответствующие дидактические пособия. Игры и упражнения на каждом уроке должны
заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением необходимых (возможно,
простейших) рисунков – различных линий (прямых, дугообразных), предметов круглой,
овальной,

квадратной

формы,

раскрашиванием

объектов,

рисованием

несложных

геометрических узоров в полосе и т.п. В первом полугодии следует поощрять игры с цветом.
Во втором полугодии, когда дети приобретут некоторые изобразительные умения, можно
переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо
знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами, а

также поощрять тематическое рисование (наиболее простой для изображения момент
прочитанной сказки).
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой
работы

пальцев,

кисти

рук,

формирования

зрительно-двигательной

координации,

речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных
связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие
восприятия, зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных
представлений и ориентации.
Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через
формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, в пространстве и на
плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка
(устанавливать логическую последовательность осуществления изображения, определять
приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за
своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной
целью, оценивать качество изображения).
Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через
развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза,
сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и включения произвольности
внимания.
Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через
расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение представлений об
окружающей предметной и социальной действительности.
Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование
адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи
учителя, формирование успешности, мотивационной заинтересованности).
В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма,
величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует
усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и их
свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика».
Занятия

по

предмету

«Изобразительное

искусство»

изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.

облегчают

применение

Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей
обязательной части. На его реализацию отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях.
В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во
втором – 40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Предмет «Изобразительное искусство» имеет значение для формирования сферы
жизненной компетенции обучающегося с ЗПР, мониторинг становления которой проводится по
ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
– организовать себя на рабочем месте (расположение предметов для рисования и пр.);
– обратиться за помощью к учителю при не усвоении материала урока или его фрагмента,
сформулировать запрос о специальной помощи;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение

навыками

коммуникации

и

принятыми

ритуалами

социального

взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и
уточнять информацию от собеседника;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;
– в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:
– в понимании роли изобразительного искусства в трансляции культурного наследия;
– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются:
– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;

– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
В ходе реализации учебного предмета «Изобразительное искусство» достигаются
личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты.

Оценка

результатов

может

осуществляться как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение
темы, окончание четверти и т.п.). Итоговая оценка результатов происходит по завершении
периода начального образования.
Личностные результаты:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
 сформированность

эстетических

чувств,

художественно-творческого

мышления,

наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения;
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных

ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и
окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо
окружающим);
 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,

объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;

 проявлять

интерес

к

отдельным

видам

предметно-практической,

творческой,

изобразительной деятельности;
 определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания,

рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
 знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;
 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать

выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Сформированные

регулятивные

универсальные

учебные

действия

проявляются

возможностью:


проговаривать последовательность действий на уроке;



работать по предложенному учителем плану;



отличать верно выполненное задание от неверного;



совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности

класса на уроке;


определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под

руководством учителя;


понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;



определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;



учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате

действий на основе работы;


с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания

способов;


учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному

учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;
 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия

проявляются

возможностью:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
 ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных
источников;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
 сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т. д.);
 ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы,

для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;
 отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
 сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
 понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
 анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;



обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 пользоваться языком изобразительного искусства;
 слушать и понимать высказывания собеседников;
 согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
 отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить,
извиняться;
 принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
 контролировать свои действия при совместной работе;
 осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим
жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения,
выстраивать цепочку своих практических действий).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

 развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать
красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к
произведениям искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, дизайна и др.);
 умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном)
эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное
эмоционально-оценочное отношение;
 овладение

практическими

умениями

самовыражения

средствами

изобразительного

искусства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Виды художественной деятельности». Особенности художественного творчества:
художника и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу в художественных
произведениях. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового искусства.
«Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки, кисти,
краски. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение
деревьев, птиц, животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой языка
живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи. Истоки декоративно­прикладного искусства. Орнаменты в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь,
вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т.д.
Практическое овладение основами цветоведения, изучение основных и составных цветов,
тёплых и холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (тонкие,
толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно)
как средства передачи эмоционального состояния природы, человека, животного.
Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира и
передача их на плоскости.
«Значимые темы искусства» (Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и
природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в

изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.
Восприятие

и эмоциональная

оценка

шедевров русского и зарубежного искусства,

изображающих природу.
«Опыт

художественно-практической

деятельности».

Выбор

и

применение

выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения
в творческой работе с помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и выразительных
средств

произведений

изобразительного

искусства,

выражение

своего

отношения

произведению.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

Тема урока

Все дети любят рисовать: рассматриваем
детские рисунки и рисуем радостное солнце

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/7/1/ Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/

2

Изображения вокруг нас: рассматриваем
изображения в детских книгах

https://resh.edu.ru/subject/7/1/ Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/

3

Мастер изображения учит видеть: создаем
групповую работу «Сказочный лес»

https://resh.edu.ru/subject/7/1/ Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/

4

Короткое и длинное: рисуем животных с
различными пропорциями

https://resh.edu.ru/subject/7/1/ Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/

5

6

Изображать можно в объеме: лепим
зверушек

Изображать можно линией: рисуем ветви
деревьев, травы

https://resh.edu.ru/subject/7/1/ Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/

к

7

Разноцветные краски. Рисуем цветные
коврики (коврик-осень / зима или коврикночь / утро)

https://resh.edu.ru/subject/7/1/Открытый
урок https://urok.1sept.ru/ Инфоурок
https://infourok.ru/ Открытая сеть

работников образования
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

8

Изображать можно и то, что невидимо:
создаем радостные и грустные рисунки

9

Художники и зрители: рассматриваем
картины художников и говорим о своих
впечатлениях

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

10

Мир полон украшений: рассматриваем
украшения на иллюстрациях к сказкам

11

Цветы: создаем коллективную работу «Ваза
с цветами»

12

Изображать можно пятном: дорисовываем
зверушек от пятна или тени

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

13

Узоры на крыльях: рисуем бабочек и
создаем коллективную работу – панно
«Бабочки»

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

14

Красивые рыбы: выполняем рисунок рыб в
технике монотипия

15

Украшения птиц создаем сказочную птицу
из цветной бумаги

16

Узоры, которые создали люди: рисуем
цветок или птицу для орнамента

17

Нарядные узоры на глиняных игрушках:
украшаем узорами фигурки из бумаги

18

Как украшает себя человек: рисуем героев
сказок с подходящими украшениями

19

Постройки в нашей жизни: рассматриваем и
обсуждаем

20

Дома бывают разными: рисуем домики для
героев книг

21

Домики, которые построила природа:
рассматриваем, как они устроены

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

22

Мастер Украшения помогает сделать
праздник: создаем веселые игрушки из
цветной бумаги

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

23

Снаружи и внутри: создаем домик для
маленьких человечков

24

Строим город: рисуем и строим город из
пластилина и бумаги

25

Все имеет свое строение: создаем
изображения животных из разных форм

26

Строим вещи: создаем из цветной бумаги
веселую сумку-пакет

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

Город, в котором мы живем:
фотографируем постройки и создаем панно
«Прогулка по городу»
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу: рассматриваем и
обсуждаем

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

Праздник птиц: создаем декоративные
изображения птиц из цветной бумаги

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

Разноцветные жуки и бабочки: создаем
аппликацию из цветной бумаги жука,
бабочки или стрекозы
Азбука компьютерной графики: знакомство
с программами Paint или Paint net. Создание
и обсуждение фотографий

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

32

Времена года: создаем рисунки о каждом
времени года

33

Здравствуй, лето! Рисуем красками «Как я
буду проводить лето»

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

27

28

29

30

31

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/ https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты в 1 классе проявляются умениями:
 организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать
тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть, пользоваться баночкой для воды;
 выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

 обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
 ориентироваться на плоскости листа бумаги;
 закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление
штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
 составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов орнамента;
 изображать предметы окружающей действительности;
 понимать три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и
конструктивную;
 правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
 владение элементарными правилами смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый,
синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
 правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
 выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
 передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной
цвет предметов;
 применять элементы декоративного рисования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство, 1 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4
классы, пособие для учителя / Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред.
Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2020;
Шампарова Л. В. Изобразительное искусство. 1-4 класс: поурочные планы по учебнику
Л.А. Неменской– Волгоград: "Учитель", 2021 г;
Изобразительное искусство, 1 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/8a14c35e
https://resh.edu.ru/subject/7/1/
https://urok.1sept.ru/
https://infourok.ru/
https://nsportal.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».