МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович МАОУ Коменская СОШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (АООП) заключается в: создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе; приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий; усвоение правил техники безопасности; овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер; знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами; обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола); формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.). Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании. Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы. Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение. Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий. Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда). В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовнонравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально- типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно-поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого. На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо: при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали; выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие; осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения; трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям. Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения. Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется: при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи; затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий; объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.). Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материальнотехнической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним. Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам: расширение представлений о трудовой деятельности людей; развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты); совершенствование пространственных представлений; улучшение ручной моторики; развитие действий контроля; совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану); вербализация плана деятельности; умение работать в парах и группах сменного состава; совершенствование диалогических умений; формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.). Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника. Место предмета в учебном плане В учебном плане предмет «Технология» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях, а последующие три года по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Таким образом, в 1 классе календарно-тематическое планирование рассчитано на 33 часа. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Технология» может корректироваться в рамках предметной области «Технология» с учётом психофизических особенностей обучающихся1. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015 г.).. 1 Методические указания к организации обучения по разделам Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека происходит посредством бесед, анализа окружающих предметов, выделения их составных частей и обсуждения их назначения. Познание разнообразия предметов рукотворного мира на первом этапе проходит на предметах, окружающих ребенка в быту: посуда, мебель, игрушки, одежда, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. На уроках, исходя из темы, необходимо уделять время для ознакомления с профессиями людей связанными с изготовлением предметов обихода и быта. Обязательны краткие беседы с обучающимися о сфере деятельности родителей и их профессиях, обсуждение, в чем заключается их труд. Подобные беседы обязательно должны быть подготовлены заранее, т.е. родители и дети сориентированы в вопросах, которые будут заданы. Следует поощрять визуальные презентации профессиональной занятости родителей. Рассматриваются особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов формируется через рациональные способы конструирования изделия и расходования материалов, демонстрируемых детям педагогом (с соответствующими словесными комментариями). На занятиях педагогу необходимо показывать и формировать первоначальные способы анализа задания, слушать и слышать инструкцию. Учитывая особенности восприятия обучающихся с ЗПР, инструкции следует делать краткими, четкими, понятными. В инструкциях недопустимы сложные обороты и многоступенчатость. В формулировках инструкций глагол лучше ставить на последнее место, так как школьники с ЗПР, как и дети с умственной отсталостью, часто его воспринимают как разрешение к действию. Если поставить глагол в начало инструкции, то последующие слова дети могут уже не слушать и выполнять инструкцию так как поняли сами, что может привести к искажению планируемого результата. Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы формируются в ходе выполнения практических заданий. (Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени). Навыки контроля и корректировки хода работы формируются очень постепенно путем обучения сравниванию результата продукта собственной деятельности с эталонным образцом и последующей корректировке обнаруженных недочетов. В начале учебного года, пока первоначальные умения только формируются, в занятия не рекомендуется включать работу в парах и группах сменного состава. Подобная организация урока возможна не ранее, чем во втором полугодии. Однако в последующем групповая работа совершенно необходима. Так осуществляется формирование культуры межличностных отношений в совместной деятельности, происходит обучение правильной коммуникации и правилам безопасной работы. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение) сводится к подбору цвета узора, украшающего изделие. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты начинают создаваться также не ранее, чем во второй половине года. Но в начале, на этапе формирования первоначальных навыков проектной деятельности, конечно же ведущую роль в организации, контроле действий осуществляет учитель. Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды) происходит на каждом занятии. Учитель обращает внимание детей на эти характеристики предметов, дает возможность самостоятельного сравнения по заданным признакам. Необходимо следить, чтобы обучающиеся, описывая предметы, обращали внимание на перечисленные свойства, а обозначающие их слова появлялись в активном словаре. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. В первом классе происходит знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека). Дети обучаются приемам их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью). Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, сминание, складывание, скатывание), лишь затем включаются задания, предполагающие использование инструментов. Изобразительно– иллюстративный материал может быть представлен в виде фотографий, рисунков, графических предметно-операционных планов, которые должны характеризоваться четкостью, легкостью понимания, быть эстетичными и привлекающими внимание обучающихся, мотивировать на выполнение задания. Благодаря этому формируются и автоматизируются такие операции как сравнение (образца с изделием, с выделением критериев сравнения), анализ (определение составных частей и деталей, выделение существенных признаков предмета: форма, цвет, размер, материал, свойства). Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань) предпочтительно формировать в игровой деятельности, с опорой на практические действия, направленные на подтверждение изученных свойств и качеств материала. Последнее производится путем исследования элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов (хрупкость, прочность, промокаемость, изменение формы и т.п.). Дается понятие и обозначается сфера применения таких материалов как бумага, ткань, пластилин. Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей) осуществляется преимущественно репродуктивным путем (по подражанию заданному учителем). Вместе с тем допустимо использование поисковых действий (поэкспериментировать как лучше расположить шаблон на листе). В 1 классе сначала происходит обучение выбору материалов для изготовления изделия по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Когда способы усвоены, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материала по какому-либо параметру (например, выбор цвета или формы будущего изделия). На уроке путем практического взаимодействия постигается общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Причем знакомство с каждой составляющей происходит рекомендательно очень подробно на отдельных занятиях. В 1 классе осваиваются наименования и способы выполнения основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу); выделение деталей (отрывание, резание ножницами); формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.); сборка изделия (клеевое соединение); отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема) происходит на уровне механического запоминания: узнавание с последующим называнием. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий так же носит ознакомительный характер. Дети должны отличать целое изделие от его деталей. Осваивается клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий осуществляется по образцу, рисунку. Практика работы на компьютере. Работа с компьютером носит также практикоознакомительный характер. Осуществляется знакомство с функциями разных частей компьютера. Осваивается включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. В обязательном порядке изучаются правила работы, соблюдения безопасности, формируется бережное отношение к техническим устройствам. Содержательно обучающиеся осваивают работу с рисунками (преобразование, удаление). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования. Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно, как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (изучение темы, окончание четверти и т.п.). В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам. Личностные результаты на конец обучения: формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью; формирование уважительного отношения к трудовым достижениям; овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности; формирование и развитие мотивов трудовой деятельности; способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства. Метапредметные результаты Регулятивные УУД позволяют: определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя; понимать смысл инструкции учителя; определять план выполнения заданий под руководством учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Познавательные УУД позволяют: ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве; сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и определять различие; с помощью учителя различать новое от уже известного; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. Коммуникативные УУД позволяют: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии; принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах; контролировать свои действия при совместной работе; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий). Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг перечисленным направлениям. становления которой оценивается по ниже Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: – осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей; – пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами. Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях: –использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели; – получать и уточнять информацию от партнера, учителя; – осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется: – в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях; –в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт; – в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи. Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарногигиенические требования и т.д.); формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание предмета «Технология» представлено видами работ с различными материалами: пластилином, природным материалом, бумагой и картоном, тканью. В соответствии с АООП учебный предмет «Технология» может быть представлен ниже перечисленными разделами. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Знакомство с рукотворным миром как результатом труда человека. Познание разнообразия предметов рукотворного мира. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства русского народа. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Навыки организации рабочего места в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Освоение элементарных общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с инструментами и приспособлениями для обработки бумаги, картона, пластилина (ножницы, линейка, карандаш, клей, кисть, стека), приемами их рационального и безопасного использования (резанье, вырезание, разметка, проведение линий, деление пластилина на части, нанесение клея на поверхность кистью). Общее понятие о материалах, их происхождении (бумага, ткань). Изучение способов подготовки материалов к работе, экономное расходование материалов (эргономическое расположение на поверхности парты инструментов и материалов, расположение шаблонов на листе, разметка деталей. Общее представление о технологическом процессе: определение замысла изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу). Выделение деталей (отрывание, резание ножницами). Формообразование деталей (сминание, сгибание, складывание и др.). Сборка изделия (клеевое соединение). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, аппликация). Усвоение условных графических изображений (рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема). Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании. Целое изделие и его детали. Клеевой способ сборки целостного изделия. Конструирование и моделирование изделий по образцу, рисунку. Практика работы на компьютере. Работа с компьютером. Функции разных частей компьютера. Включение и выключение компьютера, пользование клавиатурой, мышкой. Правила работы, соблюдения безопасности. Работа с рисунками (преобразование, удаление). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел Примерные темы уроков Примерное содержание уроков 1 четверть 1 Общекультурные и Давайте познакомимся. Я и Красота окружающего мира. общетрудовые мир вокруг. Труд и человек Мир природы. Предметный компетенции. Основы (экскурсия). культуры труда самообслуживание (6 часов). и Рукотворный мир, мир как результат труда человека. созданный Изобретения человека. мира человеком. природы и Преобразование человеком. Ресурсы Трудовая деятельность в природы, используемые жизни человека. Основы человеком. Отличие изделий культуры труда. природы и человека. Роль Природа в художественно- трудовой деятельности. Виды деятельности человека. практической деятельности человека. Природа среда. и техническая Термин «профессия». Виды профессий. Профессии родителей и близких. Рабочее место ученика. предметов Украшение быта. Узоры Дом и семья. природы Самообслуживание. – источник украшения быта человека. Отличие природы от предметов, сделанных человеком. Приспособления для изменения материалов свойств и Машины. предметов. Техника. специальной Виды техники. Трудовые обязанности дома. Самообслуживание. Способы уборки дома, вытирания пыли. 2 Технология ручной Природный обработки материалов. (шишки, Элементы графической перышки, грамоты (2 часа). горох). материал Материалы и инструменты в ветки, трава, листья, руках человека. крупа, Происхождение материалов, созданных природой. Материалы, с которыми предстоит работать на уроке технологии. Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) изученных материалов: по видам, физическим и технологическим свойствам, конструктивным особенностям используемых инструментов. Использование разных материалов в декоративно-прикладном творчестве. поделок Изготовление из природного материала, создание украшений путем выкладывания узоров крупой по шаблону. 2 четверть 3 Технология ручной Пластилин. Лепка Пластилин: его назначение и обработки материалов. предметов шаровидной способ изготовления. Свойства Элементы графической формы. Лепка предметов пластилина. грамоты(7 часов). Инструменты и вытянутой формы. Лепка приспособления для работы с предметов конусовидной пластилином. Организация формы. рабочего места. Бумага как материал. Лепка предметов по образцу, составление композиций из предметов. Использование Способы получения пластилина как бумаги. Свойства бумаги. соединительного материала. Использование бумаги человеком. работы Приемы с бумагой (сминание, сгибание, разрывание). бумаги (промокаемость). бумаги человеком. Правила безопасности при работе с инструментами. Организация места при линиям. в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Инструменты для работы с бумагой. разрывании бумаги по прямым Упражнения Свойства Использование Упражнения в сгибании и Изготовление материала или фишек для настольных игр. рабочего Работа с шаблоном, работе с счетного бумагой. Резанье бумаги разметка по шаблону. ножницами. Клеящие Упражнения в резании материалы. ножницами по размеченным Аппликация. Шаблон. контурам, вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону. Составление узора в полосе по образцу, разметка «на глаз». Упражнения в резании ножницами по размеченным контурам, вырезание квадратов из прямоугольников. Составление узора в квадрате по образцу. 3 четверть 4 Технология ручной Технические сведения: Санитарно-гигиенические обработки материалов. свойства бумаги. правила; правила безопасной Элементы графической работы с клеем и режущими грамоты(7 часов). Бумага. Приемы разметки квадрата, круга, треугольника на глаз, по шаблону. инструментами. Приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу Приемы вырезания от центра к краям, разрывание геометрических фигур. и разрезание по сгибу, обводка Способы по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, получения ткани и ниток. Текстиль. Процесс изготовления одежды (замысел, выбор симметричное смазывание вырезание, клеем и материала, выкройка, наклеивание, примерка, отделка). Профессии, использование материала. связанные с обработкой ткани. видеопутешествие Фурнитура. пуговицы. Составление узоров в полосе, квадрате, круге. Способы получения ткани и Видеоурок, швейную рациональное на фабрику. ниток. Изготовление игрушек из ниток, Тесьма, изготовление бесшовных простых элементов одежды для куклы из квадратных лоскутков по образцу (платочек, юбка, кофта). Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Информация о фурнитуре. Способы украшения одежды Область применения пуговиц, тесьмы, замков, крючков. Изготовление по образцу из квадратных лоскутков, тесьмы и пуговиц приклеиванием панно. 5 Конструирование и Технологический процесс. Общее моделирование(3часа). План. представление технологическом о процессе. План как один из главных компонентов деятельности созидательной («Для чего нужен план?»). Экскурсия на производство виртуальная. реальная или 4 четверть 6 Конструирование и Технологические С помощью моделирование(5 операции ручной учителя моделирование часов). обработки материалов. несложных изделий с разными Изделие и его конструктивными конструкция. Конструирование особенностями по образцу и и рисунку; моделирование несложных объектов. общения. Способы определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; планирование последовательности практических действий для реализации замысла; составление словесного или картинного плана для достижения определенного результата на знакомом материале (как сделать рисунок, как сделать аппликацию, как сделать куклу из ниток). Составление изделия из нескольких деталей. Разделение понятий эскиз, процесс, результат, операция. Формирование навыка выбирать необходимые материалы инструменты и действия для получения заданного результата. Составление картинного плана последовательности действий. Условные обозначения. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. Криволинейное вырезание. Плоскостная аппликация. Предметное симметричное вырезание. Распределение задач в группе. Умение работать в команде. коллективное панно по общему замыслу с распределением изготовления элементов разным членам или группам («аквариум», «ваза с цветами» и т.п.). 7 Практика работы на Информация. компьютере(3 часа). хранения Способы Способы Компьютер и его устройство. информации. Правила безопасной работы передачи с компьютером. Интернет. информации. Общение. Способы поиска информации в Способы общения. интернете. Важные номера. Работа в телефонные компьютерном классе либо с Правила интерактивной доской, движения. имеющимися гаджетами. Компьютер. Создание рисунчатого письма путем продавливания на пластичном (пластилин, материале глина, картон, фольга). Способы передачи информации, способы получения важной информации. Знаковая форма передачи информации. Важные телефонные номера. Дорожные знаки – способ передачи информации о правилах движения. дорожного Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Экскурсия «Дорожные знаки» или практическая работа по изготовлению дорожных знаков, памяток по важным номерам безопасности). (уголок Изобретатель компьютера. Область применения компьютера. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п / п 1 Количество часов Контрол Практич Тема урока Вс ьные еские его работы работы Мир вокруг нас (природный 1 0 0 Дата изуче ния Электронные цифровые образовательные ресурсы https://infourok.ru/ 2 3 4 5 6 7 и рукотворны й) Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде) Природа и творчество. Природные материалы Сбор листьев и способы их засушивани я Семена разных растений. Составлени е композиций из семян Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструиро вание объемных изделий из них Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструиро вание объемных 1 0 0 https://infourok.ru/ 1 0 0 https://infourok.ru/ 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 8 9 10 11 12 13 14 изделий из них Способы соединения природных материалов Понятие «композици я». Центровая композиция . Точечное наклеивани е листьев «Орнамент» . Разновидно сти композиций , Композиция в полосе Материалы для лепки (пластилин, пластическ ие массы) Изделие. Основа и детали изделия.По нятие «технологи я» Формообраз ование деталей изделия из пластилина Объемная композиция . Групповая творческая работа – проект 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 1 0 0 http://fcior.edu.ru/download/26 786/izgotovlenie-snezhinki-izbumagi.html 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 15 16 17 18 19 20 («Аквариум », «Морские обитатели») Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги Картон. Его основные свойства. Виды картона Сгибание и складывани е бумаги. (Cоставлен ие композиций из несложной сложенной детали) Сгибание и складывани е бумаги (Основные формы оригами и их преобразова ние) Складывани е бумажной детали гармошкой Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкци я. Правила 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 21 22 23 24 25 26 27 28 пользовани я Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной линиям Резаная аппликация Шаблон – приспособл ение для разметки деталей. Разметка по шаблону Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги Преобразов ание правильных форм в неправильн ые Составлени е композиций из деталей разных форм Изготовлен ие деталей по шаблону из тонкого картона Общее представлен 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://stranamasterov.ru/node/ 1156276?tid=451 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ ие о тканях и нитках Швейные иглы и приспособл ения. Назначение. 29 Правила обращения. Строчка прямого стежка Вышивка – способ отделки изделий. 30 Мережка (осыпание края заготовки из ткани) Строчка прямого 31 стежка, ее варианты – перевивы Отделка швейного изделия (салфетки, 32 закладки) строчками прямого стежка Резервный 33 урок ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ 33 0 0 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Шипилова Н. В.,Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Роговцева Н. И., Богданова Н. В.,Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения, используемым на уроках по предмету «Технология» относятся мультимедийный проектор с экраном, принтер, цифровая видеокамера, при наличии – интерактивные доски. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Технология». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достичь следующих результатов: умение распознавать различные виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, глина, пластилин, клейстер, клей), сравнение, называние свойств и названий материалов; составление по образцу и аналогии многодетальных конструкций посредством неподвижного соединения деталей клеем, пластилином; умение различать и использовать названия и назначение инструментов и приспособлений, правил работы ими (ножницы, линейка, карандаш, шаблон, кисть, клей, стека); умение воспроизвести технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; умение выполнить разметку: сгибанием, по шаблону; умение правильно держать инструмент в процессе работы; следить за сохранением правильной рабочей позы; умение осуществить сборку изделия (умение выполнять сборочные операции, наносить клей на детали, приклеивать элементы и детали, соединять детали пластилином).