Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 1-4 классов (4 года обучения) на 2023-2024 учебный год Составили: Абышева Татьяна Федоровна, учитель начальных классов Русанюк Людмила Анатольевна, учитель начальных классов 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам». В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объѐма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объѐма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Курс включает 138 занятий: 1 занятие в неделю, в 1 классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. 3. Тематическое планирование 3 класс – 34 часа № п/п 1 Наименование разделов и тем Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 3 Кол-во ЭОР/ЦОР Форма занятия часов 1 Занятие http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 1 Игровые задания https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 1 4 Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 6 7 8 9 игры, ребусы, кроссворды https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Решаем задачки https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html Игра https://vk.com/wall211643927_792 1 Соревнования https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Занятие 1 игры, ребусы, кроссворды 1 Игра – путешествие https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html https://infourok.ru/sbor nik-zadanij-dlyatrenirovki-vnimaniyavospriyatiya-pamyatimyshleniya-ivoobrazheniya-v- nachalnoj-shkole5760006.html игры, ребусы, https://pedкроссворды kopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Занятие https://infourok.ru/sbor nik-zadanij-dlyatrenirovki-vnimaniyavospriyatiya-pamyatimyshleniya-ivoobrazheniya-vnachalnoj-shkole5760006.html Игровые задания https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html игры, ребусы, https://pedкроссворды kopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Решаем задачки http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf Игра https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 13 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 1 Соревнования 17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Занятие 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование 1 игры, ребусы, кроссворды 15 16 1 https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html https://vk.com/wall211643927_792 19 20 21 мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 Игра – путешествие 1 игры, ребусы, кроссворды 1 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 25 26 22 23 24 27 28 https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html Занятие https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Игровые задания http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 1 игры, ребусы, кроссворды 1 Решаем задачки https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Игра https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Соревнования https://vk.com/wall211643927_792 1 Занятие https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html Совершенствование воображения 1 игры, ребусы, https://multiurok.ru/fil https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html кроссворды es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Игра – путешествие https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Тренировка концентрации внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 игры, ребусы, кроссворды http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 1 Соревнования https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 1 решение https://pedдетьми поисковы kopilka.ru/nachalnajaх задач shkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html 33 Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 игры, ребусы, кроссворды https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 1 Игра – путешествие https://vk.com/wall211643927_792 29 30 31 32 Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 34 часа 4 класс – 34 часа № п/п 1 Наименование разделов и тем Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 2 Развитие концентрации внимания. Совершенствование Кол-во ЭОР/ЦОР Форма занятия часов 1 Занятие https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Игровые задания https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 игры, ребусы, кроссворды Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 решение https://multiurok.ru/fil детьми поисковы es/soviershienstvovanii х задач e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Игра https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Соревнования https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html 7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 Занятие http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 8 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 игры, ребусы, кроссворды https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 1 Игра – путешествие 10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие 1 3 4 5 6 9 https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html игры, ребусы, https://videouroki.net/r кроссворды azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html решение https://vk.com/wallдетьми поисковы 211643927_792 х задач 12 13 умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Соревнования 1 решение https://multiurok.ru/fil детьми поисковы es/soviershienstvovanii х задач e-myslitiel-nykhopieratsii.html https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 Игра https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html 15 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Соревнования http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 1 Занятие https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 1 Игра – путешествие https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html 18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 игры, ребусы, кроссворды https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Игра https://vk.com/wall211643927_792 1 решение https://multiurok.ru/fil детьми поисковы es/soviershienstvovanii х задач e-myslitiel-nykhopieratsii.html 16 17 20 21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. 1 22 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Соревнования https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html 23 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 Игра – путешествие http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 1 игры, ребусы, кроссворды https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 1 Игра https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html 26 Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 ребусы, кроссворды https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 27 Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие умения решать нестандартные задачи Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка концентрации внимания 1 Квест – игра https://vk.com/wall211643927_792 1 Игра https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Соревнования https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html 1 Занятие https://pedkopilka.ru/nachalnaja- 24 25 28 29 30 https://multiurok.ru/fil es/soviershienstvovanii e-myslitiel-nykhopieratsii.html Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 31 32 33 34 shkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи 1 ребусы, кроссворды http://rods6.ucoz.ru/20 17/Psixolog/diagnostik a_shkolnikovsbornik_testov.pdf 1 Соревнования https://multiurok.ru/fil es/zadaniia-na-razvitievnimaniia-myshleniiavospriia.html 1 Игра – путешествие https://pedkopilka.ru/nachalnajashkola/didakticheskiematerialy/zadanija-naintelektualnoe-razvitiemladshihshkolnikov.html Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года 1 игры, ребусы, кроссворды https://videouroki.net/r azrabotki/sbornikzadanii-na-razvitiiemyshlieniiamladshikh-shkolnikov-na-urokakhmatiem.html 34 часа