Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Я-первоклассник» для 1 класса на 2023-2024 учебный год Составила Абышева Елена Викторовна, Педагог-психолог 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Я - первоклассник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы. Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптацию к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций, сплочение класса. Программа нацелена на организацию помощи по адаптации учащихся к школьному обучению и сплочению коллектива Курс внеурочной деятельности «Я - первоклассник» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности и рассчитан на 33 часа в 1 классе. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: - техники и приемы саморегуляции, - рисуночные методы, - метод направленного воображения, игры(подвижные, на сплочѐнность коллектива, на развитие организаторских способностей, дидактические, психо-эмоциональной разгрузки, на знакомство) Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Сформированность УУД. 1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме. 2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера. 3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей. 4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. По итогам реализации данной программы у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки: * эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество; * чувство единства, умение действовать согласованно; * устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность; * основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности); * положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ * адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других; 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Тренинговое занятие: «Мы все такие разные» 1 тренинг Диагностика: Показатели оценки детских рисунков на тему: "Что мне нравится в школе". Изучение развития логических операций Э.Ф. Замбацявичене Тренинговое занятие: «Планета сердец» 1 Исследование кратковременной памяти, уровня внимания и самоконтроля учащихся 1 6. Конкурсная программа «Миксер» 1 7. Анкета по оценке уровня школьной мотивации. 1 8. Исследование воображения, мотивации учащихся 1 9. Урок релаксации. Сказкотерапия. 1 Диагностика www.metodигра kopika.ru https://nsportal.ru/ 10. Исследование мышления 1 Диагностика www.metod- 1. 2. 3. 4. 5. 1 1 ЭОР/ЦОР www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ Диагностика www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ Занятие www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ Тренинг www.metodИгра kopika.ru https://nsportal.ru/ Диагностика www.metodигра kopika.ru https://nsportal.ru/ Игра www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ Анкета www.metodБеседа kopika.ru https://nsportal.ru/ Диагностика www.metodигра kopika.ru https://nsportal.ru/ игра 11. Мульттерапия на тему: «ВиниПух идет в гости» 1 Игра 12. Беседа на тему: «Друг за друга мы горой» 1 Анкета Беседа 13. Тренинговое занятие: «Умеем ли мы общатьсяц» 1 Тренинг 14. Беседа на тему: «Эмоции и здоровье» 1 Анкета Беседа 15. Воспитательное мероприятие «Развиваем память» 1 Игра 16. Развитие психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников: «В гостях у месяцев» Мульттерапия: «Барашек» 1 Тренинг 1 Анкета Беседа 18. Тренинговое занятие: «Вместе мы сила» 1 Тренинг 19. Ориентацoнный тест школьной адаптации Керна-Йирасека 1 Анкета Беседа 20. Тренинговое занятие: «Я и мои друзья» 1 Тренинг 21. Беседа на тему: «Вредные привычки» 1 Анкета Беседа 22. Воспитательное мероприятие «Солнышко доброты» 1 Игра 23. Воспитательное мероприятие: «Хорошо учиться в школе» 1 Праздник 24. Беседа на тему «Кто такой одноклассник!?» 1 Анкета Беседа 25. Мульттерапия «Маша и медведь» 1 Игра 26. Тренинговое занятие на тему: «Острова счастья» 1 Тренинг 27. Тренинговое занятие на тему: «Зажги звезду» 1 Тренинг занятие 28. Воспитательное мероприятие 1 Игра 17. kopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ www.metod- «Подарок другу» 29. Игра путешествие «Звездное небо» 1 30. Рисунок на тему: «Я и мой класс» 1 31. Воспитательное мероприятие на тему: «Вместе весело шагать» Тренинговое занятие на тему: «Без друзей меня чуть чуть, а с друзьями много» Тренинговое занятие на тему: «Ковер мира» 1 32. 33. Всего: 1 1 33 kopika.ru https://nsportal.ru/ Игра – www.metodпутешествие kopika.ru https://nsportal.ru/ Рисование www.metodзанятие kopika.ru https://nsportal.ru/ Праздник www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/ Анкета www.metodБеседа kopika.ru https://nsportal.ru/ Игра www.metodkopika.ru https://nsportal.ru/