Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Здоровейка» для 2 класса на 2023-2024 учебный год Составил: Алимпиева Алеся Евгеньевна, учитель начальных классов. 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности «Здоровейка» направлена на решение задач: сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребѐнок приходит в образовательное учреждение; воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью. .Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребѐнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. Программа «Здоровейка» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю. В ходе изучения основных разделов программы кружка «Здоровейка» ученики научатся: - составлять режим дня; - соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи; - управлять своими эмоциями; - выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия; - включать в свой рацион питания полезные продукты; - соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог; - соблюдать правила пользования общественным транспортом; - соблюдать правила пожарной безопасности; - соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе. Учитель при необходимости может изменять и дополнять содержание программы. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др. Основными формами подачи материала могут быть разными: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырѐх частей: 1 год «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. 2 год «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края. 3 год «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях. 4 год «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. 3. Тематическое планирование 2 год «Если хочешь быть здоров» № п/п Наименование разделов и дисциплин Кол-во Форма занятия час. I Введение «Вот мы и в школе». 4 КВН 1.1 Что мы знаем о ЗОЖ 1 викторина 1.2 По стране Здоровейке 1 1.3 В гостях у Мойдодыра 1 За круглым столом КВН 1.4 Я хозяин своего здоровья 1 Занятие – игра https://pedsovet.su II Питание и здоровье 5 2.1 1 Диагностика https://kopilkauroko v.ru/ 2.2 2.3 2.4 Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. Культура питания. Этикет. Спектакль «Я выбираю кашу» «Что даѐт нам море» 1 1 Занятие – игра Театр –занятие Игра-путешествие https://nsportal.ru 2.5 III Светофор здорового питания Моё здоровье в моих руках 1 7 викторина https://pedsovet.su 3.1 Сон и его значение для здоровья человека Закаливание в домашних условиях День здоровья 1 КВН https://pedsovet.su 1 Занятие – игра https://nsportal.ru/ 1 Школьная научно https://kopilkauroko 3.2 3.3 ЭОР/ЦОР https://kopilkauroko v.ru/ https://nsportal.ru https://nsportal.ru https://nsportal.ru/ «Будьте здоровы» – практическая конференция Занятие – игра Спортивные игры v.ru/ Соревнования за круглым столом https://multiurok.ru https://azbyka.ru https://kopilkauroko v.ru/ https://nsportal.ru 1 1 3.6 3.7 Иммунитет Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Спорт в жизни ребѐнка. Слагаемые здоровья IV Я в школе и дома 6 4.1 Я и мои одноклассники 1 Беседа, игра 4.2 Почему устают глаза? 1 4.3 Гигиена позвоночника. Сколиоз 1 Оздоровительные минутки Беседа, викторина 4.4 4.5 Шалости и травмы «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление Умники и умницы Чтоб забыть про докторов 1 1 круглый стол Веселые старты https://kopilkauroko v.ru/ https://azbyka.ru https://azbyka.ru 1 4 КВН https://multiurok.ru 5.1 С. Преображенский «Огородники» 1 Театр https://kopilkauroko v.ru/ 5.2 1 круглый стол https://nsportal.ru 1 Праздник 1 городской конкурс https://kopilkauroko v.ru/ https://azbyka.ru VI Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) День здоровья «Самый здоровый класс» «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Я и моё ближайшее окружение 6.1 6.2 Мир эмоций и чувств. Вредные привычки 1 1 6.3 6.4 «Веснянка» В мире интересного 1 1 VII «Вот и стали мы на год взрослей» Я и опасность. Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» Первая помощь при отравлении Наши успехи и достижения 4 3.4 3.5 4.6 V 5.3 5.4 7.1 7.2 7.3 7.4 1 1 https://nsportal.ru/ https://pedsovet.su 4 Беседа, викторина Игра – путешествие Спортивные игры Научнопрактическая конференция https://nsportal.ru https://kopilkauroko v.ru/ https://azbyka.ru https://multiurok.ru 1 1 Беседа, викторина Театр –занятие https://nsportal.ru https://kopilkauroko v.ru/ 1 1 Беседа, викторина диагностика https://azbyka.ru https://multiurok.ru 34 часа