ВД Мир информатики, 2-4 кл, 2023-2024 у.г.

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности

«Мир информатики»
для 2-4 классов
на 2023-2024 учебный год

Учитель:
Новожилова Ольга Григорьевна,
первой квалификационной категории

1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Цель обучения: формирование первоначальных представлений о свойствах информации,
способах работы с ней, с использованием компьютера.
Задачи:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам
организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении
поставленных
задач;
- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и
коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной
безопасности личности и государства.
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и
информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации,
подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу
восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых
примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с
информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и
компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что
компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е.
закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной
информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют
разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы —
для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.
В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа,
на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не
очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже
постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о
рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во
втором классе. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о
действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса.
Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта.
Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом
понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия,
суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно
рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель»,
«управление» и иные абстрактные понятия" Такой методический прием позволяет младшему
школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах
процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе, об
информационных системах. Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика
должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития
понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с
точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей
управлять не только компьютером и своим временем, но и собой
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
•
преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему,
текста в числовое выражении, таблицы в текст или схему и т. д.);
•
описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства,
действия, функции, отношения;

•

создание текстовой, математической и графической модели объекта окружающего

мира;
•
создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на
электронном носителе;
•
сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например,
сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и
обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления
и др.);
•
обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте; осуществление
коммуникативного процесса по скайпу;
•
поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов,
поиск нужной информации в них.

2. Планируемые результаты освоения
учебного курса внеурочной деятельности
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план
конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых
отношений «учитель — ученик»:
- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции; социальные компетенции; личностные качества.
Метапредметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении
учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное
время — это освоение УУД: познавательных; регулятивных; коммуникативных;
- овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
Предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении
учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во
внеурочное время.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными
являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
•
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам
наблюдений, опытов, работы с информацией;
•
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения
опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
•
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е.
создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с
использованием текстового или графического редактора;
•
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и
графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном

процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели
текста, рисунка и др.);
•
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в
процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты
сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по
общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и
часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших
измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется
сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и
графических моделей;
•
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа
информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
•
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность
при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения,
небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая
простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические
выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное
обоснование высказанного суждения;
•
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных
компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой
информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.
Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том
числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам
(возрастанию и убыванию);
•
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение
инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное
установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи,
когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь
цели? »;
•
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и
интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки
собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я
делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
•
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных
проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой
личный вклад и общий результат деятельности.
3. Тематическое планирование

№п/п

Тема урока

2 класс
Кол-во
часов

Форма
занятия

ЭОР/ЦОР

http://schoolcollecti.on.edu.ru
http://schoolcollecti.on.edu.ru
http://schoolcollecti.on.edu.ru

Глава 1. Виды информации.
Человек и компьютер
1

§ 1. Человек и информация

1

Беседа

2

§ 2. Какая бывает информация

1

Диалог

3

§ 3. Источники информации

1

Игра

4

§ 4. Приемники информации

5-6

§ 5. Компьютер и его части

7-8

Повторение, работа со словарем и
тестирование

1

Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru

2

Диалог

http://schoolcollecti.on.edu.ru

2

Игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Круглый
стол

http://schoolcollecti.on.edu.ru

2

Игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

Глава 2. Кодирование информации
9

§ 6. Носители информации

10-11

§ 7. Кодирование информации

12

§ 8. Письменные источники
информации

1

Лекция

http://schoolcollecti.on.edu.ru

§ 9. Языки людей и языки
программирования
Работа со словарем (как
повторение)

1

Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru

13
14-15
16

Резерв

2
1

Игра –
http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru
Урок – игра
http://schoolcollecti.on.edu.ru

Глава 3. Информация и данные
17

§ 10. Текстовые данные

18

§11. Графические данные

19

§ 12. Числовая информация

20

§ 13. Десятичное кодирование

21

§ 14. Двоичное кодирование

22

§ 15. Числовые данные

23

Повторение, работа со словарем

1

Круглый
стол

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Лекция

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Игра –
http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru

1

Лекция

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Урок – игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Круглый
стол

http://schoolcollecti.on.edu.ru

Глава 4. Документ и способы его
создания
24

§ 16. Документ и его создание

25

§ 17. Электронный документ и
файл

1

Игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

26

§ 18. Поиск документа

1

Лекция

http://schoolcollecti.on.edu.ru

27

§ 19. Создание текстового
документа

1

28

§ 20. Создание графического
документа

1

29

§ 20. Создание графического
документа

1

30-31

§ 20. Создание графического
документа

2

32

Повторение, работа со словарем

33-34

Резерв

1
2

Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru

Игра –
http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru
Урок – игра
http://schoolcollecti.on.edu.ru
Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru
Игра –
http://schoolпутешествие collecti.on.edu.ru
Урок – игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

34 часа

3 класс (1 час в неделю)
№п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Форма
занятия

ЭОР/ЦОР

1

Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru

Глава 1. Информация, человек и
компьютер
I

§ 1. Человек и информация
§ 2. Источники и приемники
информации

1

Диалог

2

http://schoolcollecti.on.edu.ru

.3

§ 3. Носители информации

1

Игра

http://metodist.lit

4

§ 4. Компьютер

1

Беседа

http://metodist.lit

5-6

Работа со словарем, контрольная,
тестирование

2

Диалог

http://schoolcollecti.on.edu.ru

Глава 2. Действия с информацией
7

§ 5. Получение информации

1

Игра

http://metodist.lit

8

§ 6. Представление информации

1

http://metodist.lit

9

§ 7. Кодирование информации

1

Круглый
стол
Игра

10

§ 8. Кодирование и шифрование
данных

1

Лекция

http://schoolcollecti.on.edu.ru

11

§ 9. Хранение информации

1

Беседа

http://metodist.lit

2

Игра –
путешествие

http://schoolcollecti.on.edu.ru

http://metodist.lit

12-13

§ 10. Обработка информации

14-15

Работа со словарем

2

Лекция

http://metodist.lit

16

Резерв

1

Урок – игра

http://metodist.lit

Глава 3. Мир объектов
17-18

§11. Объект, его имя и свойства

2

Лекция

http://metodist.lit

18-19

§ 12. Функции объекта

2

Беседа

http://metodist.lit

1
20

§ 13. Отношения между объектами

Игра –
путешествие

http://schoolcollecti.on.edu.ru

21

§ 14. Характеристика объекта

1

Урок – игра

http://metodist.lit

22

§ 15. Документ и данные об
объекте

1

Беседа

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Игра –
путешествие

http://schoolcollecti.on.edu.ru

1

Урок – игра

http://metodist.lit

1

Игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

23 .

Повторение, работа со словарем

24

Резерв
Глава 4. Компьютер, системы и
сети

25

§ 16. Компьютер — это система

26

§ 17. Системные программы и
операционная система

1

Лекция

http://schoolcollecti.on.edu.ru

§ 17. Системные программы и
операционная система

1

Беседа

27

http://schoolcollecti.on.edu.ru

§ 18. Файловая система

1

28

Игра –
путешествие

http://schoolcollecti.on.edu.ru

29

§ 18. Файловая система

1

Урок – игра

http://metodist.lit

30-31

§ 19. Компьютерные сети

2

Беседа

http://metodist.lit

32

§ 20. Информационные системы

1

Игра –
путешествие

http://schoolcollecti.on.edu.ru

2

Круглый
стол
игра

http://schoolcollecti.on.edu.ru

33-34

Резерв
34 часа

4 класс (1 час в неделю)
№п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Форма
занятия

ЭОР/ЦОР

1

Лекция

http://metodist.lit

Глава 1. Повторение »
1

§ 1. Человек в мире информации

2

§ 2- Действия с данными

1

Беседа

http://metodist.lit

3

§ 3. Объект и его свойства

11

http://metodist.lit

4

§ 4. Отношения между объектами

1

Игра –
путешествие
Урок – игра

5

§ 5. Компьютер как система
Повторение, компьютерный
практикум
Работа со словарем

1

Беседа

http://metodist.lit

1

http://metodist.lit

1

Игра –
путешествие
Урок – игра

http://metodist.lit

6
7

http://metodist.lit

Г лава 2. Суждение,
умозаключение, понятие
8

§ 6. Мир понятий

1

Лекция

9

§ 7. Деление понятий

1

Беседа

§ 8. Обобщение понятий

1

Игра –
путешествие

http://metodist.lit

10

§ 9. Отношения между понятиями

1

Урок – игра

http://metodist.lit

11
12

§ 10. Понятия «истина» и «ложь»

1

Беседа

http://metodist.lit

§11. Суждение

1

13

Игра –
путешествие

14

§ 12. Умозаключение
Повторение, компьютерный
практикум

1

Урок – игра

http://metodist.lit

1

Беседа

http://metodist.lit

Работа со словарем

1

Лекция

http://metodist.lit

Беседа

http://metodist.lit

15
16

Глава 3. Мир моделей
1

Игра –
путешествие

17

§ 13. Модель объекта

18

§ 14. Текстовая и графическая
модели

1

Урок – игра

http://metodist.lit

19

§ 15. Алгоритм как модель
действий

1

Беседа

http://metodist.lit

20

§ 16. Формы записи алгоритмов.
Виды алгоритмов

1

Игра –
путешествие

http://metodist.lit

21

§ 17. Исполнитель алгоритма

1

Урок – игра

22

§ 18. Компьютер как исполнитель

1

Урок – игра

http://metodist.lit

23

Повторение, работа со словарем

1

Беседа

http://metodist.lit

24

Компьютерный практикум

1

Игра –
путешествие

http://metodist.lit

1

Урок – игра

http://metodist.lit

Глава 4. Управление
25

§ 19. Кто кем и зачем управляет

26

§ 20. Управляющий объект и
объект управления

1

Урок – игра

http://metodist.lit

27

§ 21. Цель управления

1

Беседа

http://metodist.lit

28

§ 22. Управляющее воздействие

1

http://metodist.lit

29

§ 23. Средство управления

1

Игра –
путешествие
Урок – игра

30

§ 24. Результат управления

1

Беседа

http://metodist.lit

31

§ 25. Современные средства
коммуникации

1

Игра –
путешествие

http://metodist.lit

Резерв

3

Беседа
Урок – игра

http://metodist.lit

32-34

34 часа

http://metodist.lit


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».