Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Орлята России» для 3-4 классов (2 года обучения) на 2023-2024 учебный год Составила: Русанюк Людмила Анатольевна, учитель начальных классов 1. Содержание учебного курса внеурочной деятельности Программа «Орлята России» направлена на формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально - ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1-4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, КТД, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Программа состоит из треков, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов программы. На изучение программы «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах начальной школы. Программа рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа, 2-4 классы на 34 учебных часа. 3 - 4 класс Трек «Орлёнок – Лидер» – 5занятий. Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт-копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий . Ценности, значимые качества трека: познание . Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий . Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни . Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: семья, Родина . Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». 2. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование положительной мотивации по отношению к учебно-познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; Познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео – коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути еѐ достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; Регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики, формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели. Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами 3. Тематическое планирование 3-4 класс №. п/п Темы 1 Вводный «Орлятский урок» КолФорма во занятий часов 1 Занятие беседа ЭОР/ЦОР https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ «Орленок – Лидер» - 5 часов 2 «Я могу быть лидером!» 1 Игра https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 3 «В команде 1 Тренинг https://orlyatarussia.ru/ рождается лидер» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 4 «КЛАССный 1 Праздник https://orlyatarussia.ru/ выходной» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 5 КТД «Вместе мы 1 КТД https://orlyatarussia.ru/ сможем всѐ!» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 6 «Мы дружный 1 Веселые https://orlyatarussia.ru/ класс!» старты https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ «Орленок – Эрудит» 4 https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 7 «Я эрудит, а это 1 Игра https://orlyatarussia.ru/ значит…» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 8 «Твори! 1 Квест – игра https://orlyatarussia.ru/ Выдумывай! https://орлятароссии.рдш.рф/ Пробуй!» https://orlyatarussia.ru/library/ 9 КТД «Играй, 1 КТД https://orlyatarussia.ru/ учись и узнавай» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 10 «На старте 1 Подвижные https://orlyatarussia.ru/ новых открытий» игры https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ «Орленок – Мастер» - 5 часов 11 «Россия мастеровая» 1 Проект 16 «Спешить на помощь безвозмездно!» 17 КТД «Создай хорошее настроение» 18 «С заботой о старших» 1 Занятие Проект 21 «Движение – жизнь!» 1 Соревнования 22 «Мы гордимся нашими спортсменами» 23 «Сто затей для всех друзей» 1 Круглый стол 1 Игра- квест 12 13 14 15 https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ «В гости к 1 Экскурсия https://orlyatarussia.ru/ мастерам» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ КТД «Мастер 1 КТД https://orlyatarussia.ru/ своего дела» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ «Мастер – это 1 Интерактивная https://orlyatarussia.ru/ звучит гордо!» игра https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ «Путь в 1 Виртуальная https://orlyatarussia.ru/ мастерство» экскурсия https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ «Орленок – Доброволец» - 5 часов https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 КТД https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 Интерактивная https://orlyatarussia.ru/ игра https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 19 КТД «Подари 1 КТД https://orlyatarussia.ru/ улыбку миру!» https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 20 «Доброволец – 1 Праздник https://orlyatarussia.ru/ это доброе https://орлятароссии.рдш.рф/ сердце» https://orlyatarussia.ru/library/ «Орленок – Спортсмен» - 5 часов https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 24 КТД «Спортивное» 1 КТД 26 «ЭКОЛОГиЯ» 1 Игра – путешествие 27 «Мой след на планете» 1 Беседа 28 КТД «Знаю, умею, действую» 1 КТД https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 25 Спортивная игра Веселые https://orlyatarussia.ru/ «Книга старты https://орлятароссии.рдш.рф/ рекордов» https://orlyatarussia.ru/library/ «Орленок – Эколог» - 5 часов https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 29 Экологический 1 Квест – игра квест «Ключи природы» 30 Игра по 1 Игра по станциям станциям «Путешестви е в природу» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» - 4 часа 31 «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» 32 Кодекс «Орлѐнка – хранителя» 1 Игра – путешествие https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 Беседа 33 КТД «История становится ближе» 34 КТД «Мы хранители памяти» 1 https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/ https://орлятароссии.рдш.рф/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 34 часа КТД пешеходная прогулка КТД экскурсия.