Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы муниципального автономного общеобразовательного учреждения Коменской средней общеобразовательной школы на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Индивидуальный учебный план основного общего образования МАОУ Коменской СОШ на 2024-2025 учебный год (далее - учебный план), реализующий АООП (вариант 1), для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-9 класса, разработан в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный ИУП представлены: 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет); Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с учетом: - особенностей психофизического развития обучающихся; - сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально- технические). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть ИУП, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (3 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному предмету в 4 классе. Предметная область: Язык и речевая практика. Предметная область включает три учебных предмета в начальных классах: Русский язык, чтение (литературное чтение) и Речевая практика. Русский язык выделяется 4 часа в 4 классе в неделю. Формирование навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико - ориентированных задач. Чтение (литературное чтение) - выделяется 4 часа в неделю в 4 классе. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Речевая практика 2 часа в неделю в 4 классе. Предметная область: Математика. Предметная область включает предмет «Математика». Выделяется 5 часов в неделю в 4 классе. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Предметная область: Естествознание. Предметная область включает предмет «Мир природы и человека» на изучение предмета выделяется в 4 классе - 1 час в неделю. Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Предметная область: Искусство Предметная область включает два предмета: «Музыка» 1 час в неделю, «Изобразительное искусство» 1 час в неделю в 4 классе. Формирование первоначальных представлений о цвете, инструментах, названии народных промыслов. Предметная область Физическая культура. Предметная область включает предмет «Физическая культура». Физическая культура - выделяется 3 часа в неделю в 4 классе. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности Предметная область: Технологии. Предметная область включает предмет «Ручной труд» в 4 классе, на которые выделяется 1 час. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. В часть, формируемую участниками образовательных отношений внесены предметы: 4 класс «Математика» - 1 час, «Русский язык» -1 час, Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Предметные Классы Количество часов в Всего области неделю Учебные предметы I1 I II III IV Обязательная часть 1. Язык и 1.1.Русский язык речевая 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика практика 2. Математика 2.1.Математика 3. 3.1. Мир природы и Естествознание человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительно е искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Математика 2 2 3 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 14 17 11 3 2 3 2 4 1 4 1 4 1 18 7 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 7 6 3 3 3 3 3 15 2 21 - 2 21 - 1 20 1 1 20 2 1 20 2 7 102 5 1 1 1 22 22 3 2 107 108 30 21 Максимально допустимая недельная 21 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая 6 область (коррекционные занятия и ритмика) Внеурочная деятельность: Занимательная грамматика 1 Умники и умницы 1 Орлята России 21 21 23 23 1 1 22 22 6 6 6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): дополнительный первый класс (I1)-IV классы Предметные Классы Количество часов в Всего области неделю Учебные предметы I1 I II III IV Обязательная часть 1. Язык и 1.1.Русский язык речевая 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика практика 2. Математика 2.1.Математика 3. 3.1. Мир природы и Естествознание человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Изобразительно е искусство 5. Физическая 5.1. Физическая культура культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Математика Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) Внеурочная деятельность: Занимательная грамматика Умники и умницы Орлята России 66 66 99 66 99 66 102 136 68 102 136 68 102 136 68 438 573 369 99 66 99 66 136 34 136 34 136 34 606 234 66 66 66 33 34 34 34 34 34 34 234 201 99 99 102 102 102 504 66 693 - 66 693 - 34 680 34 34 680 68 34 680 68 234 34 34 34 34 34 3426 170 693 693 714 748 782 3630 204 204 204 204 204 1020 33 33 34 34 34 34 34 34 34 102 34 34 34