Профилактика буллинга среди детей

25.08.2022

Профилактика школьного буллинга

К счастью, школьный буллинг случается далеко не в каждом учебном заведении. В каком коллективе вероятность травли минимальна, а среда безопасна для ребёнка?

Во-первых, взрослые должны чётко транслировать полное неприятие любых методов издевательств и возводить в почёт доброту и уважение.

Во-вторых, чёткие правила о здоровых межличностных отношений должны быть как изложены на бумаге, так и соблюдены всеми участниками учебного процесса. Для налаживания доброй атмосферы внутри коллектива хорошо использовать тимбилдинг, тренинги и другие подобные задания.

В-третьих, при возникновении любых конфликтов к ним должны подключаться взрослые, но с не позицией назидания, а разъяснения. Надо объяснять детям, что, почему и как происходит при разрешении спорных ситуаций. Учите детей сотрудничеству, а не соперничеству.

В-четвертых, не акцентируйте внимание на разграничение детей по любым признакам, в том числе по успехам в учебе. “Скажем нет!” делению детей на “хороших” и “плохих”.

Для профилактики травли педагогам и родителям будет полезно знать некоторые особенности буллинга. Например, чаще всего преследование, связанное с борьбой за статус, начинается в начале учебного года или происходит из-за изменения коллектива. Информированность и воспитание, уважение и эмпатия, подкреплённые верными действиями руководством взрослых, должны помочь побороть такое страшное явление, как детский буллинг. 

Выбор правильной стратегии для устранения травли во многом зависит от подготовленности преподавателя. В идеале педагогу лучше пройти актуальный курс по этому направлению.

О буллинге

28.03.2023

Кто участвует в школьном буллинге

В травле замешаны не только ученики. Нередки случаи, когда участниками становятся взрослые: учителя и родители.

Какие роли занимают участники гонений?

  • жертва — пострадавшая сторона, подвергшаяся агрессии;

  • буллер — агрессор, атакующий жертву;

  • последователи — активная поддержка агрессора, подключаются к участию в травле;

  • сторонники — одобряют буллинг, но не принимают конкретных действий;

  • наблюдатели — равнодушные и пассивные участники процесса, которые не препятствуют травле, соблюдая нейтралитет;

  • защитник — помогает жертве противостоять агрессии;

  • потенциальный защитник — вариант наблюдателя, который знает о буллинге и сочувствует жертве, но не оказывает открытой помощи.Роли насильников и жертв не всегда твёрдо зафиксированы. Например, агрессор со временем может сместиться, а равнодушные наблюдатели стать активными последователями, превратив защитников в жертв.

    Жертва

    Агрессор всегда выбирает объектом травли не совсем простого человека. Именно поэтому у большинства жертв буллинга есть схожие особенности, например:

    • тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность;

    • отсутствие друзей, замкнутость;

    • физические и умственные отличия (очки, заикание, ОВЗ, вундеркинды);

    • нестандартная внешность и стиль общения;

    • непривычный внешний вид (неопрятность, дорогая одежда, свой, непохожий на других стиль);

    • хвастливость (социальным статусом, достижениями родителей);

    • наличие / отсутствие гаджетов и других важных атрибутов “крутости”;

    • высокая чувствительность к мнению окружающих;

    • импульсивность;

    • отсутствие успехов в учёбе / особые отношения с педагогами (“любимчик”);

    • чрезмерная опека родителями;

    • другая национальность.Из-за психологических особенностей жертвы травли часто не рассказывают о событиях в школе. Однако взрослый может понять, что с ребёнком происходит что-то не то, если обратит внимание на следующие признаки:

      • изменения в характере и поведении — частое плохое настроение, скрытность, молчаливость, подавленность, потеря интереса к ранее любимым занятиям;

      • изменения в здоровье — нарушение сна, ночные крики, энурез, заикание, нервный тик и т.п.;

      • частые травмы: синяки, ссадины, ожоги и др.;

      • нежелание ходить в школу под разными предлогами, чаще всего по причине плохого самочувствия;Хочу такой сайт

      • боязнь ходить в школу и из школы в одиночестве - дети могут просить их провожать на занятия и забирать домой;

      • снижение успеваемости;

      • частые просьбы выдать денег на карманные расходы, воровство;

      • крайнее проявление — суицидальные намерения.

      Все эти признаки не всегда говорят о буллинге, однако в любом случае регулярное повторение такого поведения — яркий повод обратить внимание на ребёнка, понаблюдать, провести разговор и обратиться к психологу в случае необходимости.

Кто такой буллер

20.04.2023

Кто такой буллер

Насильник, агрессор, зачинщик травли — её организатор и лидер. Не каждый ребёнок способен быть буллером, потому что для этого необходимо:

  • наличие физической силы;

  • импульсивность, быстрый переход к ярости;

  • завышенная самооценка;

  • желание подчинять своей воле других людей - для завоевания авторитета, проверки личных качеств, привлечение внимания противоположного пола и т.п.;

  • отсутствие жалости к жертве;

  • высокомерие, привычка делить людей на “своих” и чужих”.

Преследователи и наблюдатели

21.04.2023

Как правило, такое поведение возникает из-за нездорового семейного климата. Например, забитый ребёнок из авторитарной семьи может искать так самоутверждение, чтобы выплеснуть злость, а недолюбленный ребёнок станет обижать более слабых ровесников, наблюдая за их реакциями.

Преследователи

Последователи насильника, подключаются к активным действиям и служат его группой поддержки. Для таких детей характерны:

  • восприимчивость к мнению других / зависимость от мнения лидера-агрессора

  • желание получить “своё место под солнцем”;

  • несамостоятельность, низкий уровень инициативности, спокойное отношение к необходимости подчиняться и следовать указаниям другого;

  • эгоцентризм, неумение ставить себя на место другого

  • часто — трусливость, понимание, что есть перспектива переложить ответственность на другого.

Ещё одна категория детей — сторонники буллинга. Они отличаются от последователей молчаливой поддержкой происходящего. Эта группа не вступает в активные действия против жертвы, но молча одобряет происходящее.

Наблюдатели

Зрители, которые не выбирают ни сторону нападения, ни сторону защиты. Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые, на глазах которых происходит травля: педагоги, сотрудники школы. Молчаливые очевидцы также испытывают полную гамму эмоций, вплоть до страха и беспомощности, но при этом выбирают нейтралитет. 

Для наблюдателей свойственны:

  • нахождение под сильным влиянием буллера и его последователей;

  • страх, беспомощность, стыд;

  • чувство облегчения, что происходящее не касается их самих;

  • страх последствий из-за противостояния агрессору;

  • отсутствие эмпатии / внутренняя борьба между добром и злом;

  • нежелание принимать ни одну из сторон, потому что это выводит из душевного равновесия.

Позицию наблюдателя могут занимать бывшие жертвы или дети из неблагополучных семей, которых травят дома или в другом коллективе. Поэтому они не сострадают потерпевшим от буллинга.

Взрослые-наблюдатели чувствуют негодование, возмущение, неуверенность в правильности своих действий, боязнь сделать ещё хуже. Незнание, как надо поступать в подобных ситуациях, приводит к невозможности активных действий. Иногда такие взрослые могут поддерживать агрессоров из-за желания занять назидательную позицию, “наказать” жертву чужими руками.

Возможно, наблюдатели в глубине души хотели бы присоединиться к защите объекта травли, но не выбирают этот путь, потому что боятся оказаться на “слабой” стороне. Если ситуация меняется, они могут стать последователями или занять сторону защиты.

Можно подумать, что вред от этой категории самый минимальный. Это действительно так, но только в отношении физического буллинга. Психологическая же травма от равнодушия и бездействия наблюдателей может привести к самым серьёзным негативным последствиям.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».