РП Читательская грамотность 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Функциональная грамотность»
модуль «Читательская грамотность»
для обучающихся 8 класса

Богданович 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта, основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ Коменская СОШ.
Рабочая программа в 8 классе МАОУ Коменская СОШ составлена в
соответствии:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 г №10-ФЗ,
от 24.03.2021 г. №51-ФЗ, от 05.04.2021 г. №85-ФЗ, от 20.04.2021 г. №95-ФЗ, от
30.04.2021 г. №114-ФЗ, от 11.06.2021 г. №170-ФЗ, от 02.07.2021 г. №310-ФЗ,
от 02.07.2021 г. №351-Ф3).
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30 июня 2020 года №16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с
изменениями на 24 марта 2021 года);
 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2000 №1897 (далее ФГОС ООО);
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

2

образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
 Устава МАОУ Коменская СОШ;
 Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
Коменская СОШ на 2020-2025 годы.
 Учебного плана МАОУ Коменская СОШ на 2023 - 2024 учебный год.
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована
на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с
учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических,
интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и
возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется
на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей
обучающихся.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам
освоения учащимися основной образовательной программы общего образования
в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся
универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и
работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном
стандарте в качестве приоритетной цели называется «...формирование
читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте:
 извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие
суждения;

3

 найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
 основываясь на тексте, делать простые выводы;
2.





умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в
контексте собственных знаний читателя»;
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в
тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру,
язык).

Цель:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий
существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование
интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за
счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала
чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие
умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и
интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в
различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с
использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с
помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей,
родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как
личностнозначимой ценности.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 8 классе
4

отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Направление программы - общеинтеллектуальное.
Особенности возрастной группы обучающихся. Программа разработана
для обучающихся 8-го класса. В возрасте 14-15 лет происходят интенсивные и
кардинальные изменения в организации деятельности данной возрастной
группы.
Характерными новообразованиями подросткового возраста есть
стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность
склонностей и различных интересов. Содержание программы ориентировано на
развитие личности ученика, воспитание культурного, грамотного человека.
Предусматривает формирование таких жизненно важных коммуникативных
умений, как умение решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, требующие полного и критического понимания текста. Доминирующей
идеей курса является развитие умения создавать условия, актуализирующие
потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом
изменившихся реалий существования текста как социокультурного и
образовательного феномена.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности: яркой
особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение
знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся, их социализации.
Программа реализует идею дифференцированного подхода. Это выражается в
выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание
программы. Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование современных образовательных технологий:
 проблемно-диалоговая технология
 технология развития критического мышления
 метод проектов
 технологии уровневой дифференциации
 информационно-коммуникационные технологии
 здоровьесберегающие технологии
 метод наблюдения.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Предметные результаты

5

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения
на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с
текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
 основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм,
уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования
русского языка;
 основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание);
 осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи;
 развитого морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора;
 нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
 целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством
учителя).

6

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности. Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотвебтствующий
содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
на предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они

7

















тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных
видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Учебно-тематический план.

№
Наименование разделов, тем
п/п
1 Вводное занятие.
Работа с текстом: поиск информации и
2
понимание прочитанного.
Работа с текстом: преобразование и
2
интерпретация информации.
3 Работа с текстом: оценка информации.
4 Итоговое занятие.
Всего

8

Всего
часов
1

Количество часов
Теория
Практика
1

12

5

7

13

6

7

7
1
34

2

5
1
20

14

9

Содержание программы.
 Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации.
 Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.
 Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой
ситуации?
 Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы).
 Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа.
 Поиск ошибок в предложенном тексте.
 Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
 Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
 Итоговый контроль
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания,
письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных
учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений,
опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования
творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела и
оценивается «зачет/незачет».

10

Календарно-тематическое планирование.
Даты
проведения
план
факт

Разделы
программы

Темы занятий

Вводная
Вводная беседа. Что такое читательская грамотность.
часть
Работа с текстом:
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
поиск информации
и понимание
Типология текстов. Речевая ситуация.
прочитанного
Функционально-стилевая дифференциация текстов
(разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль).
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и
языковые средства.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации.

Кол-во
часов

Формы
проведения
занятий

1

Беседа

1

Практическое
занятие

1

Работа с текстом

1

Практическое
занятие

1

Лекционное
занятие

1

Практика

1

Практика
Лекционное
занятие
Лекционное
занятие

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.

1

Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте.

1

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

Работа в группах

1

Квест-игра

1

Работа в группах

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака.

11

Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации

Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации.
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

1
1

Вопросы по содержанию текста.

1

Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

1

Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей,
не показанных в тексте напрямую.
Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

1
1
1

Практическое
занятие
Практика
Работа по
группам
Индивидуальная
работа
Беседа
Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа
Индивидуальное
практическое
занятие
Индивидуальное
практическое
занятие

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста
в таблицу.

1

Преобразование таблицы в связный текст, информации,
полученной из схемы, в текстовую задачу

1

Составление схем с опорой на прочитанный текст.

1

Работа в группах

Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников.
Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с
учётом цели их дальнейшего использования, небольшие
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Создание небольших письменных текстов по предложенной
теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции к выполненному действию.

1

Работа в группах

1

Работа в группах

1

Индивидуальная
практическая
работа

1

Работа в группах

12

Работа с текстом:
оценка
информации

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры
текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его
аргументация.

1

Дискуссия

1

Беседа

1

Круглый стол

Достоверность и недостоверность информации в тексте.

1

Работа в группах

Недостающая или избыточная информация.

1

Практическая
работа

1

Круглый стол

1

Дискуссия

1

Практическая
работа

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Итоговое занятие.
Ит

13

Информационно-методическое обеспечение.
Пособие для учащихся:
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И, Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
«Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий». Выпуск 1. Часть
1-2 - М: Просвещение, 2020 г.

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.

Пособия для учителя
Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое
сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова,
И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В.
Ускова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования», 2018.
Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык.
Сборник задач по формированию читательской грамотности - М:
Просвещение, 2019
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2 - е изд. М.: Просвещение, 2018
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. - 2 - е
изд. дораб. -М.: Просвещение, 2019
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная
программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность
выпускников школ.\\Социологические исследования
Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский
язык издательский дом “Первое сентября”
Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению //
Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28
марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред ИВ. Усачевой. М., 2016.
Логвина И. А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические
подсказки для учителей и родителей. - Тли.: Арго, 2017
Логвина И. А. К вопросу о формировании навыков функционального
чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и
взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и
докладов.
14

11. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения».

Тольятти, 2018.
12. Поварнин С.В. Как читать книги. http://www.reader.boom.m/povarnin/read.htm
13. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и
письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей
и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов
и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
 Мультимедийные обучающие программы.
 Тренажёрные компьютерные программы.
Экранно-звуковые пособия
 CD/DVD - проигрыватель.
 Компьютер с программным обеспечением.
 Экспозиционный экран.
 Мультимедийный проектор.
 Электронно-цифровое приложение к рабочей программе по внеурочной
деятельности «Читательская грамотность» 8 класс.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».