РП Биология и мир 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ "Управление образования городского округа Богданович"
МАОУ Коменская СОШ

Рабочая программа
по предмету

«Биология и мир»

для 7 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Заложных Татьяна Антоновна,
учитель

с. Коменки, 2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом и основной образовательной
программой основного общего образования МАОУ Коменской СОШ ГО
Богданович.
Общая характеристика учебного предмета
Содержательной основой школьного курса биологии является
биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит
существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой
природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль
биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на
ступени основного общего образования направлен на формирование у
учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для
формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе
изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами
научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от
учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор
содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии
с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
• формирование
первоначальных
систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной,
эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о
наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация,
наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная
изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни;
• овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки
для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описание биологических
объектов и
процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых
биологических приборов и инструментов;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения

культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
• формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости
сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
• овладение приёмами работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста,
табличных данных, схем, фотографий и др.);
• создание основы для формирования интереса к дальнейшему
расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии
как профильного предмета на ступени среднего полного образования,
а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности.
Построение
учебного
содержания
курса
осуществляется
последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействие
научного,
гуманистического,
аксиологического,
культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную
и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал
и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность.
Преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и
сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.
д.
В
курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о
разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в
природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных,
изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние
факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Место предмета в учебном плане
Биология и мир в основной школе изучается в 7 классе. Число учебных
часов 7 классе – 34 часа (1 ч в неделю).

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения программы
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Биология:
1) формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для развития современных естественно-научных представлений о картине
мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений
о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности
оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов
риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в
решении проблем необходимости рационального природопользования
защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии
и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в
решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология и мир» направлено на развитие
у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание
условий
для
формирования
интеллектуальных,
гражданских,
коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют
научными методами решения различных теоретических и практических задач,
умениями
формулировать
гипотезы,
конструировать,
проводить

эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты,
сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология и мир» способствует формированию у
обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование,
проводить
исследования,
анализировать
полученные
результаты,
представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология и мир» в части формирования у
обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
(наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование),
освоения
практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др.
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Биология
наука о жизни.
Классификация биологических наук. Основные достижения
современной биологии. Основные уровни организации живой природы.
Многообразие представителей растительного мира
Разнообразие растительного мира. Первые растения на Земле. Науки,
изучающие растительность и растения.
Физиология растений.
Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной
клетки. Клеточное строение листа. Морфологические особенности
изучаемого растения. Семена растений, какие они. Разнообразие корней.
Какими бывают побеги. Особенности жизнедеятельности растений. Питание
растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений.
Альгология – наука о водорослях.
Общие признаки водорослей. Одноклеточные и многоклеточные
водоросли. Отделы водорослей. Видовое разнообразие водорослей.
Биологические науки: бриология, птеридология.
Общие признаки Отдела мохоообразные и Отдела
папоротникообразные. Типичные представители мхов, плаунов, хвощей и
папоротников в Свердловской области. Редкие и охраняемые виды Красной
книги России и Свердловской области.
Биологические и экологические особенности голосеменных
растений Урала.
Жизненный цикл развития сосны обыкновенной. Видовое разнообразие
голосеменных растений. Экологические особенности голосеменных растений
Урала.
Биологические и экологические особенности покрытосеменных
растений Урала.
Основные признаки классов Двудольные и Однодольные, семейства,
типичные представители. Редкие и исчезающие виды растений Красной
книги Свердловской области.

Семейства класса Однодольные.
Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые,
Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.
Семейства класса Двудольные.
Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые,
Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.
Охрана растительного мира.
Растительные сообщества и их разнообразие по видовому составу.
Структура растительного сообщества. Влияние растительного сообщества на
окружающую среду. Особо охраняемые природные объекты.
Итоговое занятие.
Итоговое тестирование по пройденному материалу.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел

Введение
Физиология растений
Многообразие и охрана животного мира

Количество часов
1
13
20

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Дата
проведения
1
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Биология
наука о жизни.
Физиология растений
2
Характеристика Царства Растения
3
Изучение строения растительной клетки. Немембранные
органоиды
4
Изучение строения растительной клетки. Мембранные органоиды
5
Ткани растений
6
Лабораторная работа «Изучение строения тканей растений под
микроскопом»
7
Части растения: стебель. Видоизменения
8
Части растения: корень. Видоизменения
9
Части растения: листья. Жилкование листьев.
10 Цветы и соцветия
11 Плоды и семена
12 Минеральное питание растений
13 Фотосинтез
14 Дыхание растений
15 Вегетативное размножение растений
Систематические группы растений
16 Альгология. Размножение водорослей. Значение водорослей.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Особенности строения мхов. Размножение мхов. Значение мхов.
Жизненный цикл хвощей, плаунов и папоротников
Жизненный цикл голосеменных растений
Представители голосеменных растений
Жизненный цикл покрытосеменных растений
Охрана голосеменных растений
Классификация покрытосеменных растений
Классы покрытосеменных растений
Отряды однодольных растений
Отряды однодольных растений
Отряды однодольных растений
Отряды двудольных растений
Отряды двудольных растений
Отряды двудольных растений
Красная книга Свердловской области
Природные зоны
Охрана растительного мира
Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».