МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Коменская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» модуль «Читательская грамотность» для обучающихся 8 класса Богданович 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Коменская СОШ. Рабочая программа в 8 классе МАОУ Коменская СОШ составлена в соответствии: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 г №10-ФЗ, от 24.03.2021 г. №51-ФЗ, от 05.04.2021 г. №85-ФЗ, от 20.04.2021 г. №95-ФЗ, от 30.04.2021 г. №114-ФЗ, от 11.06.2021 г. №170-ФЗ, от 02.07.2021 г. №310-ФЗ, от 02.07.2021 г. №351-Ф3). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года); Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2000 №1897 (далее ФГОС ООО); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 2 образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Устава МАОУ Коменская СОШ; Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Коменская СОШ на 2020-2025 годы. Учебного плана МАОУ Коменская СОШ на 2023 - 2024 учебный год. Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве приоритетной цели называется «...формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1. умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; 3 найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, делать простые выводы; 2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Цель: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностнозначимой ценности. Место учебного курса По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 8 классе 4 отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Направление программы - общеинтеллектуальное. Особенности возрастной группы обучающихся. Программа разработана для обучающихся 8-го класса. В возрасте 14-15 лет происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации деятельности данной возрастной группы. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и различных интересов. Содержание программы ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного, грамотного человека. Предусматривает формирование таких жизненно важных коммуникативных умений, как умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Доминирующей идеей курса является развитие умения создавать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности: яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся, их социализации. Программа реализует идею дифференцированного подхода. Это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы. Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий: проблемно-диалоговая технология технология развития критического мышления метод проектов технологии уровневой дифференциации информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии метод наблюдения. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности. Предметные результаты 5 Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 6 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотвебтствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они 7 тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Учебно-тематический план. № Наименование разделов, тем п/п 1 Вводное занятие. Работа с текстом: поиск информации и 2 понимание прочитанного. Работа с текстом: преобразование и 2 интерпретация информации. 3 Работа с текстом: оценка информации. 4 Итоговое занятие. Всего 8 Всего часов 1 Количество часов Теория Практика 1 12 5 7 13 6 7 7 1 34 2 5 1 20 14 9 Содержание программы. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Итоговый контроль Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела и оценивается «зачет/незачет». 10 Календарно-тематическое планирование. Даты проведения план факт Разделы программы Темы занятий Вводная Вводная беседа. Что такое читательская грамотность. часть Работа с текстом: Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. поиск информации и понимание Типология текстов. Речевая ситуация. прочитанного Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Кол-во часов Формы проведения занятий 1 Беседа 1 Практическое занятие 1 Работа с текстом 1 Практическое занятие 1 Лекционное занятие 1 Практика 1 Практика Лекционное занятие Лекционное занятие Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. 1 Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 1 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. 1 Работа в группах 1 Квест-игра 1 Работа в группах Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. 11 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). 1 1 Вопросы по содержанию текста. 1 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. 1 Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 1 1 1 Практическое занятие Практика Работа по группам Индивидуальная работа Беседа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальное практическое занятие Индивидуальное практическое занятие Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. 1 Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу 1 Составление схем с опорой на прочитанный текст. 1 Работа в группах Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. 1 Работа в группах 1 Работа в группах 1 Индивидуальная практическая работа 1 Работа в группах 12 Работа с текстом: оценка информации Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. 1 Дискуссия 1 Беседа 1 Круглый стол Достоверность и недостоверность информации в тексте. 1 Работа в группах Недостающая или избыточная информация. 1 Практическая работа 1 Круглый стол 1 Дискуссия 1 Практическая работа Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Итоговое занятие. Ит 13 Информационно-методическое обеспечение. Пособие для учащихся: 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И, Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. «Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий». Выпуск 1. Часть 1-2 - М: Просвещение, 2020 г. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Пособия для учителя Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности - М: Просвещение, 2019 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2 - е изд. М.: Просвещение, 2018 Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. - 2 - е изд. дораб. -М.: Просвещение, 2019 Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред ИВ. Усачевой. М., 2016. Логвина И. А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей. - Тли.: Арго, 2017 Логвина И. А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. 14 11. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 12. Поварнин С.В. Как читать книги. http://www.reader.boom.m/povarnin/read.htm 13. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. Информационно-коммуникативные средства Мультимедийные обучающие программы. Тренажёрные компьютерные программы. Экранно-звуковые пособия CD/DVD - проигрыватель. Компьютер с программным обеспечением. Экспозиционный экран. Мультимедийный проектор. Электронно-цифровое приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» 8 класс. 15