ВД Опыты без взрывов 8 класс 2023-2024уг

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образования городского округа Богданович»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коменская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности

«Опыты без взрывов»
для 8 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Заложных Татьяна Антоновна,
Учитель химии и биологии

1. Содержание учебного предмета
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является
неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ,
поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая
символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие
выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом
использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.
Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ
окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением,
познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их
превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с
веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На
примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для
естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Данный курс поможет сформировать навыки самостоятельной работы с
цифровыми датчиками, проведения измерений и обработки полученных измерений.
Развить познавательный интерес и метапредметные компетенции обучающихся через
практическую деятельность; расширить, углубить и обобщить знания об экологической
культуре, сформировать устойчивый интерес обучающихся к предмету химии.
Итоговое занятие проходит в виде круглого стола, где заслушиваются доклады
учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме
реферата или отчѐта по исследовательской работе.
Программа рассчитана на 1 год обучения, всего – 34 часа
Введение
Вводное занятие. Цели и назначение кружка. Знакомство с учащимися и обсуждение
плана работы кружка. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека.
Методы изучения окружающего мира. Основной метод исследования – химический
эксперимент. Проникновение химии во все области жизни человека.
Знакомство с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила
безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания
первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Знакомство с раздаточным оборудованием
для практических и лабораторных работ. Основные навыки работы с химическими
реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению.
Приготовление растворов в химической лаборатории и быту
Роль растворов в жизни человека. Ознакомление учащихся с процессом растворения
веществ.
Виды растворов. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.
Приготовление растворов и использование их в жизни. Понятия: массовая доля
растворенного вещества, масса раствора, масса растворенного вещества.
Гидросфера. Вода, которую мы пьем
Повторить понятие гидросферы, познакомить с химическим составом воды, и ее
пригодностью для питья и общего потребления, свойство воды как растворителя.
Определить жесткость воды и приготовить раствор определенной концентрации.
Химия на кухне
Уникальное вещество-вода. Строение молекулы воды, ее аномальные свойства. Водарастворитель. Вода-основа живого. Содержание воды в живых организмах. Круговорот
воды в природе. Глобальный гидрологический цикл воды. Проблема очистки сточных вод.
Экономия водных ресурсов. Современные способы исследования водопроводной воды.

Продукты питания. Продуктовая этикетка. Пищевые добавки и их значение. Нитраты в
пищи человека. Возможные загрязнители пищи. Влияние на организм человека белков,
жиров и углеводов. Технология приготовления пищи. Правила варки мяса, овощей,
консервирования и хранения пищевых продуктов. Витамины. Как правильно подобрать и
принимать витамины. Диета: за и против. Здоровое питание.
Консерванты. Роль консервантов в хранении продуктов питания.
Витамины. Витамины А, В, С, Д, Е; их биологическое значение для организма человека.
Бытовая химия на кухне и в ванной
Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры
предосторожности. Синтетические моющие средства, их разнообразие.
Синтетические моющие средства, отбеливатели и антисептики. Основные компоненты
СМС, их роль при стирке изделий из различных видов тканей. Что означают ярлыки на
изделиях.
Химчистка на дому. Средства для химчистки. Удаление пятен.
Смеси и способы их разделения
Чистые вещества и смеси. Виды смесей. Понятия «чистое вещество», «смесь». Смеси
и индивидуальные вещества. Однородные и неоднородные смеси.
Отстаивание. Фильтрование. Возгонка. Принципы разделения смесей и очистки
веществ. Отстаивание, фильтрование как методы очистки воды от нерастворимых частиц.
Применение коагулянтов для увеличения скорости оседания частиц, взвешенных в воде.
Возгонка как метод разделения твердых смесей.
Выпаривание. Перегонка. Однородные и неоднородные смеси. Растворы как
однородные смеси. Выделение растворенного вещества из раствора выпариванием.
Очистка воды перегонкой. Дистиллированная вода. Концентрированные и разбавленные
растворы. Массовая доля растворенного вещества. Приготовление раствора из навески.
Растворение
как
физико-химический
процесс.
Гидраты.
Кристаллогидраты.
Кристаллизация солей при постепенном испарении воды из раствора.
Кристаллизация. Высаливание. Растворимость. Кривые растворимости. Насыщенные,
ненасыщенные и пересыщенные растворы. Кристаллизация соли при охлаждении
насыщенного раствора. Кристаллизация соли при добавлении различных высаливающих
агентов. Концентрирование растворов методом высаливания.
Экстракция. Выбор растворителя для проведения экстракции. Экстракция веществ из
твердых смесей. Экстракция веществ из растворов. Разделение несмешивающихся
жидкостей с помощью делительной воронки. Применение экстракции.
Адсорбция и десорбция. Примеры адсорбции из повседневной жизни. Адсорбенты.
Адсорбция веществ из газообразной среды. Адсорбция веществ из раствора.
Избирательность адсорбции. Обратимость адсорбции. Десорбция. Применение адсорбции
и десорбции.
Хроматография. Хроматография как метод разделения однородных смесей. Сорбенты.
Хроматограмма. Молярная концентрация эквивалентов. Способы выполнения
хроматографии: колоночная, тонкослойная (на закрепленном и незакрепленном слое
сорбента), бумажная. Восходящая и круговая хроматография. Хроматографическое
разделение неокрашенных ионов. Проявление хроматограммы. Возможности
хроматографии по идентификации и количественному определению разделяемых
компонентов из раствора.
Разделение пигментов, извлеченных из зеленых листьев растений. Экстракция
пигментов из зеленого листа растения. Различные способы хроматографического
разделения пигментов, извлеченных из зеленого листа растения.
Ремонт в квартире
Виды строительных материалов (натуральные и синтетические). Средства для
склеивания различных материалов. Косметический ремонт стен и потолков.

Краски: многообразие и состав. Виды красок для отделки стен и потолков. Меры
безопасности при работе с ними.
Работа над исследовательским проектом
Требования к защите проекта. Выбор темы исследования. Формулировка цели и задач
исследования. Выдвижение гипотезы. Обзор информационных источников. Постановка
эксперимента. Выводы и заключение. Оформление отчета. Публичное выступление и
защита исследовательской работы (проекта).
2. Планируемые результаты освоения
учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к

конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
Метапредметные результаты
Метапредметные
результаты,
включают
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
 Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:

 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);

 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,
«химическая реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно-молекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и
водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их
атомов;
 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы
Д.И. Менделеева;
 раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
 характеризовать
зависимость
физических
свойств веществ от
типа
кристаллической решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами
химических связей;
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень
окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол,
этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота,
олеиновая кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями,
галогенами.
 Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические
реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
 прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в
его состав;
 составлять
уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
3. Тематическое планирование
Тема

Колво
часов

Форма
занятия

ЭОР/ЦОР

1

Вводное занятие

1

Практическая
работа

https://на-отлично.рф/

2

Знакомство с кабинетом
химии и изучение техники
безопасности.
Знакомство с лабораторным
оборудованием

1

Лекция

https://на-отлично.рф/

1

Играпутешествие

https://www.kristallikov.net/

4

Роль растворов в жизни
человека

1

Практическая
работа

https://www.alto-lab.ru/

5

Виды растворов

1

Практическая
работа

https://tavika.ru/

6

Вычисление массы воды и
вещества, необходимых для
приготовления растворов в
быту
Приготовление раствора с
заданным значением
массовой доли растворенного

1

Практическая
работа

https://www.alto-lab.ru/

1

Практическая
работа

https://tavika.ru/

3

7

8

9

10

11

12

13

14

15
16

17
18

19
20

21

вещества
Уникальное вещество-вода.
Свойство воды, как
растворителя. Способы
очистки воды
Уникальное вещество-вода.
Сравнение водопроводной
воды и технической по
запаху, цвету, прозрачности,
кислотности, наличию осадка
после отстаивания,
пригодность для
использования.
Определение жесткости воды

1

Эксперимент

https://на-отлично.рф/

1

Практическая
работа

https://tavika.ru/

1

Практическая
работа

https://kuksova-irina.ru/

Продукты питания.
Продуктовая этикетка и
пищевые добавки
Изучение состава продуктов
питания (по этикеткам),
расшифровка кода пищевых
добавок и значения
Испытание натурального
меда. Определение
кислотности творога, наличие
воды.
Консерванты. Приготовление
9% раствора уксусной
кислоты из 70% раствора
эссенции
Витамины. Определение
витамина С в цитрусовых
Кислоты. Пищевые кислоты:
уксусная, лимонная,
щавелевая. Правила ТБ при
работе с кислотами.
Кислоты. Непищевые: борная
,ацетилсалициловая, угольная
Щѐлочи. Правила обращения
со щелочами

1

Игравикторина

https://infourok.ru/

1

Практическая
работа

https://infourok.ru/

1

Практическая
работа

https://tavika.ru/

1

Занятие
Диалог

https://на-отлично.рф/

1

Проект

https://kuksova-irina.ru/

1

Практическая
работа

https://infourok.ru/

1

Занятие

https://infourok.ru/

1

Практическая
работа

Техника выведения пятен.
Пятновыводители.
Моющие средства,
стиральные порошки,
чистящие средства.
Определение среды раствора
разных чистящих средств.
Чистые вещества и смеси
веществ. Виды смесей

1

Занятие

https://на-отлично.рф/

1

Играпутешествие

https://kuksova-irina.ru/

1

Занятие

https://tavika.ru/

https://infourok.ru/

Отстаивание, фильтрование и
возгонка
Выпаривание. Перегонка

1

Занятие

1

Круглый стол

https://tavika.ru/

24

Кристаллизация.
Высаливание

1

Практическая
работа

https://tavika.ru/

26

Экстракция

1

Практическая
работа

https://www.alto-lab.ru/

27

Адсорбция и десорбция

1

Беседа
Диалог

https://на-отлично.рф/

28

Хроматография

1

Практическая
работа

https://www.kristallikov.net/

29

Разделение пигментов,
извлеченных из зеленых
листьев растений
Виды строительных
материалов. Стекло и
керамика. Металлы в
искусстве.
Краски: многообразие и
состав

1

Практическая
работа

https://tavika.ru/

1

Игра

1

Практическая
работа

https://www.alto-lab.ru/

Приготовление красителей из
различных растений
Работа над
исследовательским проектом.

1

Круглый стол

https://на-отлично.рф/

1

Защита
проекта

https://на-отлично.рф/

22
23

30

31

32
3334

https://infourok.ru/

https://kuksova-irina.ru/

Беседа

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».