МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович МАОУ Коменская СОШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При изучении программы по предмету «Технология» рекомендуется использовать учебник Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Шипиловой «Технология». Предмет решает задачи формирования организационных умений и обучения доступным приемам труда, совершенствования познавательной деятельности за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, формирование умений связного высказывания, а также возможностей самостоятельной и совместной деятельности. Предмет играет важнейшую роль в формировании сферы жизненной компетенции. Следует особое внимание уделить оказанию необходимых видов помощи (организующей, стимулирующей, обучающей) при выполнении заданий, так как на этом этапе обучения учащиеся осваивают умения ориентироваться в задании, анализировать объект, условия работы, предварительно планировать ход работы, контролировать свою деятельность. Но следует дозировать (постепенно уменьшать) помощь в ориентировке и планировании Следует отметить, что количество видов деятельности, предлагаемое в программе для конкретных уроков иногда избыточно. Те виды деятельности, которые не были реализованы на уроке, могут составлять содержание домашних заданий, которые должны быть доступными для выполнения под контролем и с помощью родителей. Очень важно, чтобы ребенок доделывал работу до конца, чтобы получить видимый результат и произвести анализ действий. Этого можно достичь, снизив объем, сложность выполняемой работы, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, подготавливать к общетехническому труду. Особое внимание следует уделять правилам безопасной работы и гигиены труда при выполнении практических работ. В ходе изучения предмета рекомендуется уделять большую роль демонстрации реальных объектов и их изображений (в т.ч. презентаций в соответствии с СанПиН).для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности дополняются макетами и рисунками. Важное значение имеет продолжение начавшегося в первом дополнительном классе обучения использованию замещающих условных обозначений. Необходимо также постоянно давать обучающимся задания, активизирующие процессы наглядно-образного, а затем и словесного мышления. Развитие сферы жизненной компетенции происходит за счет постоянной актуализации детского опыта, фиксации внимания на аспектах, уже утративших значение для части детей с достаточно высоким уровнем развития (например, день рождения, имена и отчества, домашний адрес, календарь, другие временные понятия, пространственные отношения и пр.). При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). Помощь в планировании работы осуществляется в беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляются учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующим направлениям: Осознание себя как гражданина России проявляется в: стремлении пополнить свои знания о различных профессиях, ремеслах и промыслах народов России Освоение социальной роли ученика проявляется в: умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу) ; проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований); соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами); подчинении дисциплинарным требованиям; стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам труда; Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с вопросом, просьбой); описывать результат своего труда, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в отношении выполняемой работы, объектов труда, наблюдаемых объектов; способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого); Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь при выполнении коллективной работы. уважительном отношении к трудовым достижениям; Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: различении красивого и некрасивого, проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи, красот природы и предметного мир; стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку пр.) Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога. стремлении получить одобряемый результат своего труда, Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: организовывать рабочее место пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами. Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении: ориентироваться в известных понятиях. сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; с помощью учителя отличать новое от уже известного; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. использовать элементарные знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении: - определять цель выполнения заданий под руководством учителя; выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; самостоятельно возможность ориентироваться выбора материалов в задании, и где способов ученику предоставляется выполнения задания; самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу; контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по плану, составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, чертёжных инструментов); выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии; принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; Предметные результаты По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.; навыки самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойств и названий; овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использования соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка); освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов (макраме, коллаж); знакомство со свойствами новых материалов (стеарин, тесто); уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся материалов; освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с помощью шаблонов; освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, комбинирования в одном изделии различных материалов; плетения, приемов создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения; владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности. работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем; различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания. В разделе «Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности»: называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка; называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе (гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость); различать натуральные ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые); осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными соединительными материалами (клей, нитки, пластилин); различать чертеж и эскиз; называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов; называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). читать простейшие чертежи (эскизы); выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); соединять детали прямой строчкой и её вариантами; выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец. В разделе «Конструирование и моделирование»: называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения деталей; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин). Примеры контрольно-оценочных мероприятий: Текущий контроль: А) оценка качества работы на уроке. Проводится по следующим параметрам (условная балльная оценка): Адекватность действий: 5 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе целенаправлен, решает поставленные задачи адекватным способом. 4 – выполняет задания, в парной и подгрупповой работе может уходить от задания, решать поставленную задачу недостаточно адекватными способами, но подобные проявления удалось скорректировать. 3 – затрудняется выполнить задание, но это удается скорректировать. Поведение в парной и подгрупповой работе не способствует выполнению задания. 2 – задание не выполняет, коррекция не удается. Поведение в парной и подгрупповой работе препятствует выполнению задания партнерами по взаимодействию. Правильность действий: 5 – выполняет задание правильно или нужна небольшая (стимулирующая, организующая) помощь 4 - выполняет задание правильно, но нужна небольшая обучающая помощь 3 – выполняет задание правильно, но нужна существенная обучающая помощь 2 – задание не выполняет, помощь не принимает. Вербальное оформление ответов: 5 – оформление ответа грамматически и стилистически правильное или с минимальными недочетами. 4 – недочеты в построении фразы или словоупотреблении, не затрудняющие понимание. 3 – Неточное словоупотребление, смысл фраз улавливается с трудом или шаблонный ответ, копирование ответа предшественника. 2 – ответ представляет собой отдельные, иногда не связанные по смыслу, слова. Качество выполнения работы. 5 – работа выполнена аккуратно, точно, внесены творческие эстетические преобразования, соответствующие общему замыслу 4 – работа выполнена аккуратно, с небольшими неточностями, без творческих эстетических преобразований. 3 – работа выполнена неаккуратно с большими недочетами 2 – работа не выполнена Итоговая оценка может быть установлена с учетом балльных показателей: 18-20 баллов – «отлично». 13-17 баллов – «хорошо». 10-12 баллов - «удовлетворительно». 8-9 баллов – «неудовлетворительно». Оценка может выставляться на основе качественной характеристики: Оценка «5» - тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; - изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «4» - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполняются приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %; - изделие изготовлено с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка «3» - имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - самостоятельность в работе была низкой; - норма времени недовыполнена на 15-20 %; - изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности. Текущий контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим. Рубежный контроль (по завершению раздела). Успешность выполнения заданий на обобщающих уроках, ориентировка в представляемых проектах. Проведение тестирования: Итоговый тест Теоретическая часть. Верный вариант обведи кружком или запиши ответ. Выбери инструменты при работе с бумагой: ножницы; игла; линейка; карандаш. Для чего нужен шаблон? Чтобы получить много одинаковых деталей; чтобы получить одну деталь. На какую сторону бумаги наносят клей? Лицевую; изнаночную. Какие виды разметки ты знаешь? По шаблону; сгибанием; сжиманием. Подчеркни те свойства, которые принадлежат бумаге Хорошо рвется; легко гладится; легко мнётся; режется; хорошо впитывает воду; влажная бумага становится прочной. Что нельзя делать при работе с ножницами? Держать ножницы острыми концами вниз; оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями; передавать их закрытыми кольцами вперед; пальцы левой руки держать близко к лезвию; хранить ножницы после работы в футляре. Технология – это: знания о технике; способы и приемы выполнения работы. Вставь пропущенное слово. Гончар – это мастер, делающий посуду из _____________________ Выбери и допиши правильный вариант. Бумага – это _______________. материал; инструмент; приспособление. Бумагу делают из _______________________________________. Способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов – это ________________________. Выбери инструменты для работы с пластилином: посуда с водой; стеки; подкладная доска; катушечные нитки. Практическая часть. По технологической карте изготовь поделку из бумаги «Зайчик». Ответы № вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Правильный ответ 1, 3, 4 1 2 1, 2 1, 3, 5 2, 4 2 Из глины материал Из древесины аппликация 2 Количество баллов 3 1 1 2 3 2 1 1 1 1 1 1 18 баллов 1 балл – за каждый правильный ответ. «5» - от 17 до18баллов; «4» - от 14 до 17 баллов; «3» - от 9 до 13 баллов; «2» - 13 и менее баллов. Критерии оценивания Оценка успешности выполнения заданий (в %) Менее 50 % Уровневая оценка Традиционная оценка учащихся 2 знаний класса низкий уровень неудовлетворительно От 50 до 70 % средний уровень удовлетворительно От 71 до 95 % выше среднего хорошо От 96 до 100 % высокий отлично Оценка «отлично» ставится при основном соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля. Оценка «хорошо» ставится при наличии различных недочетов по выделенным параметрам. Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным разделам. Оценка «неудовлетворительно» означает отсутствие необходимых знаний. Оценка за четверть и итоговая оценка не требует специальных мероприятий, поскольку уровень сформированности навыков оценивается на каждом уроке. При ее выставлении учитывается качество выполнения работ и средний балл. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основная форма организации учебных занятий по технологии – комбинированный урок. Общекультурные и общетрудовые компетенции. (8 часов) Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира: техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства разных народов России. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Мастера и их профессии. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (8 часов) Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование. (16 часов) Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Практика работы с компьютером (2 часа) Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера: ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере (Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств, клавиатура). Общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам. Бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD). № Раздел Примерные темы п/п Примерное содержание уроков уроков 1 четверть (8 часов) 1 Общекультурные и Здравствуй, Беседа «Ознакомление с учебником и его общетрудовые дорогой друг. Как анализ». Сравнение учебника с рабочей компетенции. работать Основы труда культуры учебником? и (1ч.) с тетрадью. Объяснение назначения учителем каждого (Использование при пособия. изготовлении самообслуживание изделий навигационной (8 ч). учебника, системы условных знаков). Ознакомление с критериями системы оценки изготовления изделия. Определение материалов и инструментов, необходимых для изготовления изделий в этом учебном году. Работа с учебником. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» пояснение порядка работы над изделием, проектом. Повторение и актуализация уже изученного материала (викторина, игра): организация рабочего места, правила техники безопасности, различные материалы, технологические операции. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда Рукотворный мир Игра «Четвертый лишний» как результат группировка и исключение предметов по труда человека. общему признаку. Беседа «Человек - «Выращивание творец и лука» (1ч.) Анализ информации о земледелии, его значении в созидатель». жизни Составление рассказа «садовод» и человека. о профессиях «овощевод» на основе наблюдений и собственного опыта, с опорами на картинки. Изучение нового: Объяснение особенностей посадки и ухода за растениями, условия для роста. Практическая Выполнение деятельность: по инструкции учителя посадки луковицы. Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда. Трудовая деятельность Беседа: «Деятельность человека на в земле». Изучение нового: объяснение жизни человека. учителем понятия проект и проектная «Уход за задача, порядка выполнения проекта, комнатными наблюдений растениями» (1ч.) Практическая работа: наблюдение и анализ за изменений луковице, наблюдений. предметами. в посаженной оформление листка Изучение нового: объяснение учителя с использованием иллюстраций растениями способов в Рыхление, ухода домашних полив, Практическая комнатными условиях. подкормка). работа: уход растениями, листьев). за посаженной луковицей (Рыхление, полив, сухих за Подведение уборка итогов, обмен впечатлений о полученном опыте, оценка результатов труда. Основы культуры Организация рабочего места, труда. рациональное размещение на рабочем Лепка. (1 ч.) месте материалов и инструментов для лепки. Беседа о ремеслах и их роли в культуре народов мира. Изучение нового Рассказ учителя с использованием информационных ресурсов о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается, о способах изготовления посуды, выделение основных этапов и приёмов её изготовления. Словарная работа: профессия «гончар». Составление плана работы по созданию чашки с блюдцем. Повторение правил безопасности при работе с пластилином. Практическая работа: Лепка чашки с блюдцем. Освоение приема создания полости. Подведение итогов Природа в Викторина: «Что ты знаешь о посуде?» художественно- Игра «Что у меня в руках?» практической (Определение деятельности человека. Коллективная работа на ощупь (с завязанными глазами) предмета и материала, из которого он изготовлен). Повторение алгоритма «Праздничный создания предметов посуды. Деление на стол» (1ч.) группы для создания проекта. Изучение нового: знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой, практическое сравнение свойств пластичных материалов: пластилина. теста, Практическая коллективной работа: работы создание «Праздничный стол» (лепка предметов посуды, фруктов) Подведение итогов, обмен впечатлений о полученном опыте, оценка результатов труда Природа и Отгадывание загадок о грибах. Беседа о техническая среда грибах, правилах поведения в лесу (на (1ч.) основе собственного наблюдений). опыта и Рассматривание изображений грибов с целью определения особенностей форм, цветового решения. Соотнесение размеров деталей изделия при выполнении композиции. Работа с учебником: ответы на вопросы рубрики «Вопросы юного технолога» Самостоятельное планирование последовательности выполнения работы слайдовый план. с опорой на Определение и использование необходимых инструментов и приёмов пластическими работы с материалами. Практическая работа: Лепка: «Грибная семейка». Подведение итогов: чему научились на занятии? В чем была трудность? Как справились с трудностями? Домашнее задание: найти кулинарные рецепты с использованием грибов. Тестопластика. Повторение и проверка знаний: сообще- (1ч.) ния учащихся подготовленным по материалам, дома. Учащиеся рассказывают о различных кулинарных рецептах с использованием грибов. Опрос: «Вспомните, какой материал мы использовали для работы на прошлом уроке? Какие ещё пластичные материалы вы знаете? (Глина.) Как называются изделия, выполненные из глины? Назовите профессию человека, который из глины изготавливает предметы посуды». Изучение нового: Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Работа с учебником: «приготовление теста», игра «Чем работает пекарь и кондитер?» какие материалы понадобятся для его изготовления (тесто, магнит, краски, природные материалы), как можно будет использовать данное изделие? Затем учащиеся читают план работы в учебнике и рассматривают рисунки к нему, после чего обсуждают этот план и составляют свой собственный. Практическая работа: Лепка и прикрепление магнита под руководством учителя. Изделие «Магнит из теста». Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда Самообслуживани Викторина, направленная на обобщение е. Урок знаний по разделу. Деление на группы. Беседа «Самообслуживание» обобщения (поддержание чистоты, знаний. хозяйственно-практическая (1ч.) взрослым, уход животными). опрятность, помощь за Ролевая растениями, игра «Дом». Распределение ролей (мама, папа, дети, домашние животные). работа: обустройство наведение пространства, порядка приготовление Практическая в пищи, доме, уборка, использование Подведение предметов-заменителей. итогов 2 четверть (7 часов) 3 Технология ручной Народные Игра «Волшебница бумага» (повторение обработки промыслы. свойств материалов. Материалы, Элементы свойства, графической происхождение и работы в технике папье-маше (картинный грамоты (8 часов) использование бумаги). Изучение нового: их Рассказ учителя о технике папье-маше. Демонстрация план, последовательности презентация). Подготовка человеком. Папье- материалов к работе. Повторение маше. Правил техники безопасности, бережного (1ч.) использования и экономного расходования материалов. Практическая работа: создание основ (тарелочек) для будущих работ в технике папье-маше с опорой на картинный план. Подведение итогов: повторение порядка выполнения техники папье-маше Инструменты и Викторина: правила рационального и приспособления для безопасного использования инструментов обработки и приспособлений, техника папье-маше. материалов Изучение Хохломская прикладное роспись народный нового: понятия: народноискусство, как орнамент. Демонстрация и составление памятки пот технологии создания промысел, ее хохломского растительного орнамента. особенности. Способы (1ч.) объемное нанесения орнамента изделие, Практическая заготовки, грунтовка. работа: нанесение на грунтовка на объемную заготовку-тарелочку хохломских узоров Изделие: «Золотая хохлома. Подведение итогов Общее Повторение представление нового: процессе. презентации, Городецкая рассказом демонстрация слайдовой сопровождающейся учителя об истории как особенностях народный промысел, особенностей о народного промысла Хохлома. Изучение технологическом роспись изученных Городецкой росписи. Наблюдение и ее особенностей особенности. (1ч.) и выделение городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнение особенностей хохломской и городецкой росписи. Составление плана (памятки) выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Повторение способов работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Практическая работа: вырезание по шаблону элементов городецких узоров (листья, цветы), составление узора и украшение им Шаблона разделочной доски в технике «Аппликация» Подведение итогов, обмен впечатлений о полученном опыте, оценка результатов труда Особенности Повторение изученных народного народных промыслов Хохлома, Городец. промысла Изучение нового: особенностей демонстрация «Дымковская слайдовой презентации, игрушка» (1ч.) сопровождающейся рассказом учителя об истории и особенностях Дымковской игрушки. Наблюдение и особенностей: элементы выделение тематика, (фигуры композиция, животных, узоры). Сравнение цвета, особенностей хохломской и городецкой, дымковской росписи. Составление плана (памятки) выполнения работы на основе слайдового плана и анализа Повторение способов пластилином, работа: игрушек, изделия. работы соленым Практическая дымковских образца с тестом лепка раскрашивание Подведение итогов, обмен впечатлений о полученном опыте, оценка результатов труда Технологические Проверка готовности учащихся к уроку. операции ручной Проверочная практическая работав обработки рабочей тетради (Выбери правильные материалов. утверждения и обведи соответствующую Изделие: цифру кружком.). Отгадывание загадки о «Матрешка». (1ч.) матрешке. Рассказ учителя: История матрешки. Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись. разных Лакировка). способов семеновская, Демонстрация росписи вятская, (сергиево-посадская), матрешек: загорская авторская. Составление технологической карты изготовления изделия. критериев оценки (Вариативность Определение результата. используемых, материалов, яркость, оригинальность, аккуратность) Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Практическая работа: выполнение аппликации из текстильных материалов. (Подбор материалов и инструментов, разметка по шаблону, сборка деталей (клеевое соединение)). Подведение итогов :анализ изготовления изделия по заданной последовательности и критериям. Технологические Работа с учебником, с электронным операции ручной приложением к учебнику: беседа об обработки особенностях построек деревни изба, материалов. сарай, Выполнения Определение понятий: рельеф, пейзаж. деревенского Чтение по учебнику плана выполнения колодец. Анализ образца. пейзажа в технике работы. Демонстрация видеофильма из рельефной электронного приложения к учебнику о картины. порядке выполнения работы, приемов (1ч.) получения новых оттенков пластилина путем смешивания Составление работа: эскиза. пластилина. Практическая Изготовление рельефной картины «Деревенский пейзаж» с опорой на учебник. Анализ образца пейзажа, предложенного в учебнике и на его основе создание Подведение собственного эскиза, итогов: обмен впечатлениями о полученном опыте, оценка результатов труда Новогодние Обобщение изученного, промежуточное украшения. тестирование. Подготовка необходимых материалов и инструментов Елочная игрушка. необходимых для изготовления елочных (1ч.) игрушек. Организация рабочего места. Словарная работа с пословицами: «Не всё то радует, что покупается», «Своего дела чужим не заменишь» (пояснение скрытого смысла Демонстрация изделий. пословиц). образцов будущих Составление плана- инструкции выполнения работы: 1. Обведите на цветной бумаге круг, вырежьте. 2. Сделайте так 4 круга разного цвета. 3. Согните круги пополам и склейте половинками друг с другом все, кроме одного. 4. Нитку намажьте клеем и приложите к кругу, сделав петлю. Приклейте оставшийся круг. 5. Украсьте игрушку. Самостоятельная работа детей по составленному плану. Оценивание по алгоритму. Украшение елки, класса. 3 четверть (11 часов) Технология ручной Технологические Отгадывание загадки о курице. Рассказ обработки операции ручной учителя о выращивании кур, словарная материалов. обработки работа со словами инкубатор, калька, Элементы материалов курятник, графической Аппликация из Демонстрация образца изделия и его грамоты природного анализ. Беседа о природных материалах материала. (1ч.) для изготовления изделия: пшено, фасоль, Обобщающий семена., свойствах природных материалов урок по разделу. и приемах работы с этими материалами. Составление птичник, плана птицефабрика. изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснение последовательности выполнения работы. Повторение правил экономного расходования материалов при выполнении работы. Практическая работа: изготовление по образцу с опорой на слайдовый план изделия «Курочка приема из крупы». аппликации Использование из природного материала, приема нанесения разметки при помощи кальки. Подведение итогов анализ получившихся работ путем сравнивания с образцом 4 Конструирование и Графические Чтение моделирование (10 изображения деревенского двора. Работа с учебником ч). Изделие технике и и по стихотворения профессиям о животных людей, которые его технологии ухаживают за животными. Повторение конструкция Проект правил работы в группе. Изучение нового: Элементарные «Деревенский демонстрация представления о двор» конструкции (1ч.) видов с пояснением условных изображений: учителя графических рисунок, простейший Конструирование и чертеж, эскиз, развертка, схема, линии моделирование чертежа. Распределение обязанностей в несложных группе. Самостоятельное составление объектов плана работы на основе рубрики в учебнике «Вопросы юного технолога» по изготовлению объемных изделий на основе развертки. Повторение правил работы с бумагой, клеем, ножницами. Практическая работа: Чтение условных графических изображений. Разметка с опорой на доступные изображения. детали и Разметка развертки графические и вырезание по шаблонам. Оформление изделия по собственному замыслу. Создание и оформление тематической композиции. Подведение итогов - демонстрация и защита групповых проектов. Строительство. Изделия: Беседа об особенностях деревянного «Изба» зодчества. Знакомство с профессией (1ч.) плотник. Демонстрация различных изображений видов построек деревянного зодчества. Словарная работа: «родина, родной». Изучение нового: объяснение учителя на основе демонстрационного материала конструкции русской избы (венец, наличник, причелина), инструментов и материалов, используемых при строительстве избы. Понятия: плотник, венец, наличник, причелина. Демонстрация особенностей разметки деталей сгибанием и придание им объема, скручивания деталей с помощью карандаша, приемов работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Повторение приемов организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Выявление критериев качества выполняемой Практическая работы оценивания в работа: технике работы. выполнение полу-объемная пластика. «Изба». Подведение итогов анализ работ по критериям. Традиции Беседа о традициях и поверьях разных оформления народов. Демонстрация русской избы(1ч.) внутреннего убранства избы. Понятия изображений «утварь», «лежанка», «устье», «шесток»; профессии – печник, истопник. Работа с учебником повторение правил работы с пластичными материалами, составление плана работы. Практическая работа: Изделие «Русская печь». Изготовление модели печи из пластичных материалов. Подведение итогов с опорой на памятку для оценивания. Внутреннее убранство Отгадывание загадки о коврике. Беседа: избы. традиции и поверья разных Изделие народов. Внутреннее «Коврик». (1ч.) Текстильные украшения избы. Понятия: «переплетение», Изучение «основа», нового переплетение разметки убранство вида бумаги, деталей Практическая избы. «уток». работы - выполнение по линейке. работа: Создание коврика путем переплетения полосок из цветной бумаги. Подведение итогов: выставка работ Внутреннее убранство Повторение избы. изображений Изделие «Стол и русской скамья» (1ч.) с использованием особенностей избы убранства (отгадывание загадок, викторина). Беседа: сравнение убранства традиционного для русской избы мебелью современного жилища. Анализ конструкции стола и скамейки, определение деталей, необходимых для их изготовления. Повторение правил соблюдения последовательности технологических конструировании. операций при Практическая работа: изготовление моделей стула и стола по шаблонам из бумаги (экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Подведение итогов, обмен впечатлениями о полученном опыте Народный Беседа о костюм. Работа с народов национальных России с Сравнение костюмах использованием волокнистыми учебника материалами. общего и различий в национальных (1ч.) костюмах. Исследование особенностей национального проживания и нахождение костюма и природными региона соотнесение условиями их с региона (материалы изготовления, цвет, узор). Рассказ учителя о видах, свойствах и составе тканей. Практическая работа: Определение по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Освоение приёма плетения в три нити по инструкции и демонстрации учителя. Изделие «Русская красавица» объемная кукла из текстильных материалов. итогов, организация Подведение выставки Народный Чтение стихотворения о русской костюм. Работа с красавице. Беседа об особенностях волокнистыми деталей праздничного материалами. (девичьего) головного убора и причёски. (1ч.) Демонстрация образца женского изделия. Определение и подготовка необходимых материалов, повторение правил работы с ними. Составление плана работы над изделием. Практическая работа: Изделие «Головной убор русской красавицы». Выполнение аппликации на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Использование приёмов работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применение правил безопасной работы с ними. Подведение итогов анализ работ по критериям. Технология Отгадывание выполнения Определение материалов, из которых строчки косых может быть загадки о кошельке. изготовлен кошелек. стежков Демонстрация и анализ изделия по (1ч.) образцу. Изучение нового: рассказ учителя с демонстрацией «Виды ниток и их назначение». Демонстрация способа соединения деталей строчкой косых стежков. Повторение правил работы иглой, организации рабочего места. Практическая работа: Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки, соединение деталей изделия строчкой косых стежков. Подведение итогов, сравнение результата с образцом Пришивание Повторение: разгадывание кроссворда о пуговиц текстильных материалах и инструментах (1ч.) для работы с ними. Рассказ учителя о происхождении пуговицы, видах пуговиц с демонстрацией изображений, способах их пришивания. Составление памятки последовательности выполнения работы. Практическая работа: пришивание пуговиц разными способами. Подведение итогов, Оценивание работы по заданным критериям. Вышивка. Демонстрация изображений способов Тамбурные украшения изделий стежки. (1 ч.) вышивки. Подготовка материалов и при помощи необходимых рабочего места. Повторение правил работы с иголкой, ножницами. Демонстрация учителем технологии выполнения тамбурного шва, использование пялец для вышивания. Работа с учебником: последовательности Составление изготовления изделия по заданным иллюстративным и словесным планам. последовательности изделий и Сравнение изготовления нахождение общих закономерностей в их изготовлении. Практическая работа. Перенос на ткань рисунка для вышивания при помощи копировальной тамбурных бумаги. Использование стежков для выполнения украшения салфетки. Подведение итогов, анализ результатов труда по критериям 4 четверть (8 часов) 5 Конструирование и Изделие и его Повторение: моделирование конструкция (6 ч). Новый опрос фронтальный (Изделие, деталь изделия. Конструкция вид изделия; виды конструкций и способы их техники «изонить». (1ч.) — сборки; изготовление различными изделий с конструктивными особенностями. Основные требования к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Изучение нового: демонстрация изображений, выполненных в технике «Изонить», рассказ об особенностях данной техники. Повторение: Пользование иглой в соответствии с техникой безопасности. Практическая работа: перевод рисунка с помощью иглы. Освоение техники «Изонить». Подведение итогов: сравнение изделия с образцом Элементарные Беседа с демонстрацией о разъемной, представления о неразъемной конструкции, подвижном и конструкции неподвижном соединении. Составление Конструкция с последовательности изготовления подвижным изделия по заданным иллюстративным и соединением словесным планам. Работа с учебником: (Клоун) Сравнение последовательности изготовления изделий и нахождение общих закономерностей в их изготовлении учебника на (тексты основе материалов и иллюстрации). Повторение правил соблюдения последовательности технологических операций конструировании, работы. при правил безопасной Практическая работа: Изготовление подвижной конструкции «Клоун» (Экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; Подведение итогов: проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Техника оригами Беседа о способах конструирования и (3 часа) моделирования Конструирование природных изделий форм и на основе конструкций и моделирование (например, образы животных и растений в несложных технике оригами, аппликациях из объектов геометрических фигур и пр.), простейших технических объектов (например, модели качелей, ракеты, Демонстрация планера и анализ и т. д.). выполнения изделия. (по учебнику, по слайдовому плану, по картинной схеме) Практическая работа: проектирование доступных по сложности конструкции изделий культурно-бытового и технического назначения. Коллективные проекты «Аквариум», «Зоопарк», «Ваза с цветами», «Веселый калейдоскоп» Подведение итогов, составление коллективной композиции Урок контроля Контрольный тест. знаний 6 Викторина. Практика работы на Поиск Беседа компьютере информации (использование Интернете. (1ч.) о правилах безопасного в использования компьютера. Практическая работа: Исследование информационных возможности Интернета. технологий) 2 часа информации с Нахождение помощью взрослого. Подведение итогов Способы поиска Повторение в виде викторины, либо информации. (1ч.) опроса по темам: «компьютер», «Интернет». Практическая работа: Отработка включать входить практических и в выключать Интернет, навыков компьютер, формулировать запрос для поиска информации в сети. Подведение итогов ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/ п Количество часов Дата изуче ния Электронные цифровые образовательные ресурсы Все го Контроль ные работы Практиче ские работы 1 Повторение и обобщение пройденного в первом классе 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 2 Средства художественн ой выразительно сти: цвет, форма, размер. Общее представление 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 3 Средства художественн ой выразительно сти: цвет в композиции 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 4 Светотень. Способы ее получения формообразов анием белых бумажных деталей 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 5 Биговка – способ сгибания тонкого картона и плотных видов бумаги 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 6 Биговка по кривым линиям 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ Тема урока 7 Изготовление сложных выпуклых форм на деталях из тонкого картона и плотных видов бумаги 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 8 Конструирова ние складной открытки со вставкой 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 9 Виды цветочных композиций (центральная, вертикальная, горизонтальна я) 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 10 Технология и технологическ ие операции ручной обработки материалов (общее представление ) 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 11 Линейка – чертежный (контрольноизмерительны й) инструмент. Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и два пунктира) 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 12 Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и два пунктира) 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 13 Разметка прямоугольны х деталей от двух прямых углов по линейке 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 14 Конструирова ние усложненных изделий из полос бумаги 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 15 Конструирова ние усложненных изделий из полос бумаги 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 16 Угольник – чертежный (контрольноизмерительны й) инструмент. Разметка прямоугольны х деталей по угольнику 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 17 Циркуль. Его назначение, конструкция, приемы работы. Круг, окружность, радиус 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 18 Чертеж круга. Деление 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ круглых деталей на части. Получение секторов из круга 19 Подвижное и соединение деталей. Шарнир. Соединение деталей на шпильку 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 20 Подвижное соединение деталей шарнирна проволоку 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 21 Шарнирный механизм по типу игрушкидергунчик 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 22 «Щелевой замок» способ разъемного соединения деталей 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 23 Разъемное соединение вращающихся деталей (пропеллер) 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 24 Транспорт и машины специального назначения 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 25 Макет автомобиля 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 26 Натуральные ткани, трикотажное полотно, 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ нетканые материалы 27 Виды ниток. Их назначение, использовани е 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 28 Строчка косого стежка. Назначение. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Зашивания разреза 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 29 Разметка и выкраивание прямоугольно го швейного изделия. Отделка вышивкой 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 30 Сборка, сшивание швейного изделия 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 31 Лекало. Разметка и выкраивание деталей швейного изделия по лекалу 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 32 Изготовление швейного изделия с отделкой вышивкой 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ 33 Изготовление швейного изделия с 1 0 0 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ отделкой вышивкой Резервный урок 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 34 https://resh.edu.ru/su bject/8/2/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Технология, 2 класс/ Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Технология: 2-й класс: учебник / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Технология. Рабочая тетрадь.Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева.2 класс; М.,"Просвещение" МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева,Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/subject/8/1/ https://resh.edu.ru/subject/8/2/ https://resh.edu.ru/subject/8/3/ https://resh.edu.ru/subject/8/4/