Русский язык 10-11
абочая программа учебного предмета «Русский язык» на
уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской
Федерации, язык государствообразующего народа, язык межнационального общения и
консолидации народов России, основа формирования общероссийской гражданской
идентичности. Как государственный язык и язык межнационального общения русский
язык является основой социально-экономического, культурного и духовного
объединения народов Российской Федерации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию
нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку;
формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира;
развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение
других людей.
Русский язык,
обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только
предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в
сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение
русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения
других учебных предметов, на процессы формирования универсальных
интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой
социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и
социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в
условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку
реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне
общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях
общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта
речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах
функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по
русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи
во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и
совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной,
официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на
формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и
практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык»
на уровне среднего общего образования являются элементы содержания,
ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской)
грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с
целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и
использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение
русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях
и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем
уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как
системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии:
«Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная
стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего
общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека,
способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих
целей:
·
осознание и
проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального
общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и
мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому
языку;
·
овладение русским
языком как инструментом личностного развития и формирования социальных
взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,
необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
·
совершенствование
устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями
культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления
языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
·
развитие
функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности,
анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и
дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию
в практической деятельности;
·
обобщение знаний
о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об
изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений
анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила
орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные
средства языка в тексте;
·
обеспечение
поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации,
недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за
исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке
и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах основного
среднего образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).