Музыка 5-8
Музыка – универсальный антропологический
феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на
протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные
средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны,
высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической
вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим
собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и
развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция,
сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в
качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом
коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в
том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в
предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в
свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не
только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временно́е искусство. В связи с этим
важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является
способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию
причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных
и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального
интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное
обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное
развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.
Изучение музыки необходимо для полноценного
образования и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и
интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Основная цель
реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части
всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения
и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их
реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся,
развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
развитие потребности в общении с
произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа авто-коммуникации;
формирование творческих способностей ребенка,
развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Задачи
обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к традиционным российским
ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического
переживания;
осознание социальной функции музыки,
стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия
разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики
ее воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в
сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе
культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и
развития культурного многообразия;
формирование целостного представления о
комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых
элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
расширение культурного кругозора, накопление
знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия
лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной
культуре;
развитие общих и специальных музыкальных
способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков
вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах,
составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт
исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
сочинение (элементы вокальной и
инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с
использованием цифровых программных продуктов);
музыкальное движение (пластическое
интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная
деятельность (концерты, фестивали, представления);
исследовательская деятельность на материале
музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе
модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный
подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных
рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как вариативные, реализация
которых может осуществляться по выбору учителя с учетом этнокультурных традиций
региона, индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся,
их творческих способностей.
Содержание
учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего
образования и непрерывность изучения учебного предмета:
инвариантные
модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество
России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные
модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные
жанры и направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами
искусства»;
Каждый модуль состоит из нескольких
тематических блоков. Виды деятельности, которые может использовать в том числе
(но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены «вариативно».
Изучение музыки предполагает активную
социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и
творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
учебными предметами, как изобразительное искусство, литература, география,
история, обществознание, иностранный язык.