Физическая культура 10
Программа по физической культуре для
10 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически
оформленную концепцию требований ФГОС СОО и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
При создании программы по физической
культуре учитывались потребности современного российского общества в физически
крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности
физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и сохранения активного
творческого долголетия.
В программе по физической культуре
нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного
социокультурного развития российского общества, условия деятельности
образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и
методистов к совершенствованию содержания общего образования, внедрение новых
методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по
физической культуре использовались прогрессивные идеи и теоретические положения
ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие
отечественной системы образования:
концепция духовно-нравственного
развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая
учебно-воспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических
качеств личности учащихся, ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных
учебных действий, определяющая основы становления российской гражданской
идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и общественную
жизнь страны;
концепция формирования ключевых
компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в
процессе непрерывного образования;
концепция преподавания учебного
предмета «Физическая культура», ориентирующая учебно-воспитательный процесс на
внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным
действиям, укреплении здоровья и развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания
учебного предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность учебных
программ на формирование целостной личности учащихся, потребность в бережном отношении
к своему здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной
ориентации программа по физической культуре сохраняет исторически сложившееся
предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки
учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развитию жизненно
важных физических качеств.
Программа обеспечивает
преемственность с федеральной образовательной программой основного общего
образования и предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в
области физической культуры.
Общей целью общего образования по
физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической культуре
для 10 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием
потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении
практического опыта по использованию современных систем физической культуры в
соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья,
особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель
реализуется в программе по физической культуре по трём основным направлениям.
Развивающая направленность
определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей
организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных
свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение
обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и
работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса
«Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность
представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных
занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно –
ориентированной физической культурой, обогащением двигательного опыта за счёт
индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной
направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровых видах
спорта. Результатом этого направления предстают умения в планировании
содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа
жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой,
умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую
подготовленность.
Воспитывающая направленность
программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе
формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры,
её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально
значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов
данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям
физической культуры, приобретение способов общения и коллективного
взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной
деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования
программы по физической культуре и её планируемых результатов на уровне
среднего общего образования является воспитание целостной личности учащихся,
обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной
природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
системно-структурной организации учебного содержания, которое представляется
двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной
составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла
содержание программы по физической культуре представляется системой модулей,
которые структурными компонентами входят в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя
содержание базовых видов спорта: гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов
спорта (на примере лыжной подготовки с учётом климатических условий, при этом
лыжная подготовка может быть заменена либо другим зимним видом спорта, либо
видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре),
спортивных игр, плавания и атлетических единоборств. Данные модули в своём
предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность
учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в
программе по физической культуре модулем «Спортивная и физическая подготовка»,
содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе
федеральной рабочей программы по физической культуре для общеобразовательных
организаций. Основной содержательной направленностью вариативных модулей
является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», активное
вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся,
традиций конкретного региона или образовательной организации модуль «Спортивная
и физическая подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на
основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта,
современных оздоровительных систем. В настоящей программе по физической
культуре в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля
предлагается содержательное наполнение модуля «Базовая физическая подготовка».
Общее число часов, рекомендованных
для изучения физической культуры – 68 часов (2 часа в неделю).