Читательская грамотность 8
Программа по формированию навыков смыслового чтения
ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие
учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических,
психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных
потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем
создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и
физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на
раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в
дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым
результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования
в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных
учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с
информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве
приоритетной цели называется «...формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы
умений:
1.
умения, целиком основанные на тексте:
-
извлекать
из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
-
найти
в тексте информацию, представленную в явном виде;
-
основываясь
на тексте, делать простые выводы;
2.
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
-
интегрировать,
интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний
читателя»;
-
устанавливать
связи, которые не высказаны автором напрямую;
-
интерпретировать
их, соотнося с общей идеей текста;
-
реконструировать
авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и
на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская
грамотность» в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Направление
программы - общеинтеллектуальное.